Инструктор по вождению - суть профессии, каким должен быть автоинструктор? Требования к инструктору по вождению Обучение на автоинструктора

Инструктор по вождению – это человек, который учит управлять транспортным средством (автомобилем, мотоциклом, автобусом и пр.) Это одна из самых нервных современных профессий. Поэтому многие удивляются выдержке и смелости человека, выбравшего такую работу. Как правило, это опытные водители с большим водительским стажем, вдобавок прошедшие специализированные курсы.


Самый распространенный вид дорожного транспорта – легковой автомобиль, поэтому статья посвящена преподавателям, обучающим вождению на категорию «B». Под инструктором по вождению будет подразумеваться именно автоинструктор, а не мотоинструктор или ещё какой-нибудь другой.

Особенности профессии

Автоинструктор – это в большей степени призвание, нежели просто один из способов заработка. От людей этой профессии зависит, насколько уверенно будут ощущать себя на дороге водители, обучающиеся у них, правильно ли они поведут себя в нестандартных ситуациях. Инструктор по вождению не просто учит ездить, он передаёт знания и опыт. Поэтому большую роль играют наличие преподавательской жилки у наставника, умение донести нужную информацию до любого человека. Инструкторов, у которых отсутствуют перечисленные качества, с трудом можно назвать профессионалами.

Основные требования к кандидатам в инструкторы, профстандарт

Образовательными организациями был разработан проект профстандарта для инструктора по вождению, в котором содержатся основные требования к тем, кто желает работать по этой специальности. Итак, у кандидата в автоинструкторы должны быть:
  • среднее профессиональное либо высшее образование (профиль не имеет значения);
  • отсутствие ограничений на преподавательскую деятельность, установленных законами (психические заболевания, судимость, уголовное преследование и пр.);
  • стаж управления транспортным средством соответствующей категории – минимум 3 года;
  • отсутствие в прошлом лишения права управления;
  • аттестат о прохождении специализированных курсов подготовки инструкторов;
  • отсутствие фактов о серьезных ДТП, в которых кандидат был признан виновником.
Также планируется ввести обязательное прохождение курсов по педагогике, психологии и методическим приемам обучения продолжительностью 250 часов.

Обязанности автоинструктора на рабочем месте

Инструктор по вождению обязан:
  1. строго соблюдать требования устава автошколы, руководствоваться нормативными актами, внутренними документами, заключенным договором и указаниями руководителя;
  2. постоянно совершенствовать профессиональную квалификацию, проходить специализированные курсы переподготовки с периодичностью три года;
  3. проводить занятия на высоком образовательном уровне, вырабатывать у студентов необходимые способности, готовить их к самостоятельному безаварийному вождению;
  4. контролировать у обучающихся знание правил дорожного движения, подробно разъяснять сложные моменты;
  5. во время занятий не допускать к обучаемым методов психологического либо физического насилия, уважать их честь и достоинство;
  6. проводить под роспись инструктаж по ТБ и ОТ, следить за соблюдением ТБ во время уроков вождения обучающимися, а также соблюдать её самому;
  7. поддерживать транспортное средство в должном техническом состоянии, перед каждой поездкой проверять исправность всех систем автомобиля, контролировать чистоту и порядок в салоне;
  8. самостоятельно проводить заправку автомобиля топливом;
  9. обязательно в начале рабочего дня проходить предрейсовое медицинское обследование.

Требования к профессиональным знаниям

Инструктор по вождению автомобиля в совершенстве должен знать:
  • Правила дорожного движения Российской Федерации;
  • Устройство эксплуатируемого транспортного средства, а также принцип работы его механизмов и приборов;
  • Влияние различных погодных условий на безопасность движения;
  • Правила экстренной эвакуации пассажиров при попадании в ДТП;
  • Правила оказания первой медицинской помощи;
  • Способы выявления и ликвидации поломок всех систем автомобиля;
  • Приёмы, помогающие предотвратить ДТП;
  • Разновидности и характеристики топливных смесей и горюче-смазочных материалов;
  • Требования к использованию средств защиты;
  • Методы безопасного выполнения работ;
  • Перечень всех должностных инструкций;
  • Порядок извещения руководства обо всех недостатках, выявленных во время работы.

Ответственность обучающего вождению

Инструкторы по вождению несут ответственность за:
  1. Неисполнение или неудовлетворительное исполнение своих должностных обязанностей, перечисленных в должностной инструкции, уставе организации и трудовом договоре, а также нарушение правил внутреннего трудового распорядка учреждения.
  2. Повышение и поддержание на должном уровне своей педагогической и профессиональной квалификации.
  3. Правонарушения, совершённые в процессе осуществления трудовой деятельности.
  4. Уровень знаний, навыков и умений, а также качество профессиональной подготовки обучающихся.
  5. Причинение материального ущерба.
  6. Поддержание работоспособности всех систем автомобиля, используемого для обучения.
  7. Обеспечение безопасности, сохранение жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса.
  8. Применение физического и психического насилия по отношению к студентам.

Какими бывают инструкторы

Выбор инструктора по вождению – один из самых важных этапов на пути к водительским правам. После прохождения теоретического курса именно этот человек будет закреплять пройденный материал на практике. И от того, как он это будет делать, зависит не только ваша безопасность в будущем, но и жизнь и здоровье пассажиров, пешеходов и других водителей. Чтобы лучше понять, как выбрать подходящего автоинструктора, нужно знать по каким признакам, на какие группы их подразделяют.

Существует множество различных критериев подбора инструктора. Основные это:

  • Стаж вождения, опыт работы, квалификация
  • Возраст
  • Методика обучения
  • Вредные привычки
  • Внешность
  • Стоимость занятий
Теперь подробнее:

Стаж вождения, квалификация и опыт работы

Одним из самых главных атрибутов хорошего автоинструктора является его стаж управления ТС. Как правило, инструктор – это человек с солидным водительским прошлым. Хотя автошколам и разрешено набирать работников с водительским стажем от 3-х лет, всё-таки больше ценятся те, кто имеют за плечами не менее 15 лет работы профессиональным водителем, либо 500 000 пройденных на автомобиле километров. Особенно если за этот период не было ни одной аварии. Немаловажную роль играет опыт работы инструктором по вождению, ведь мало быть хорошим водителем, нужно ещё быть отличным учителем. Навыки преподавательского мастерства невозможно отработать за короткое время. Чтобы стать настоящим «сэнсэем», нужно проработать автоинструктором минимум пять лет. Только при наличии такого опыта можно сделать выводы о квалификации педагога. Квалифицированные инструкторы проще и доступнее доносят нужную информацию до учеников, могут найти общий язык с любым студентом, остаются всегда дружелюбными и тактичными.

Возраст

При выборе автоинструктора обязательно нужно обращать внимание на его возраст. Это скорее субъективный психологический фактор, так как он не даёт гарантий, что взрослый преподаватель обязательно будет хорошим. Однако при сравнении двух инструкторов с одинаковым стажем вождения и опытом работы, преимущество будет у более зрелого. Ученик на подсознательном уровне будет комфортнее себя чувствовать, видя, что его обучает опытный мудрый человек, а не какой-то «салага». Да и самому инструктору зачастую легче обучать людей младше себя.

Методика обучения

Только настоящий профессионал имеет свою выработанную годами методику обучения вождению. Уже на первом занятии инструктор оценивает уровень восприятия информации учеником, а также составляет его психологический портрет. Отталкиваясь от этих данных, преподаватель выстраивает целую систему подачи знаний, равномерно распределяет занятия в зависимости от количества часов, требуемых на изучение каждого упражнения. Также он производит оценку того, насколько эмоционально обучаемый воспринимает критику, как реагирует на замечания и подсказки. Однако не стоит забывать, что преподавателей с таким серьезным подходом к делу очень мало. Гораздо больше автоинструкторов, которые тупо давят за вас педали, крутят руль и ничего не объясняют.

Пол

Немалое влияние на комфорт во время учебного процесса оказывает половая принадлежность автоинструктора. Не секрет, что большинство людей относится к женщине за рулём довольно предвзято. Хотя далеко не все девушки заслуживают такого отношения. Тоже самое касается женщин-инструкторов. Зачастую они вызывают только улыбку у проезжающих мимо водителей. Но если разобраться, оказывается, представительницы слабого пола часто гораздо лучше обучают вождению. Разгадка кроется в природе женщин и специфике профессии. Девушки более аккуратны, требовательны, тактичны, внимательны. Учитывая то, что процесс обучения проходит на небольших скоростях, работа автоинструктором (при наличии большого водительского стажа) отлично подходит прекрасному полу.

Вредные привычки

Немаловажным фактором является наличие у инструктора вредных привычек. Трудно не согласиться с тем, что вождение в сопровождении некурящего преподавателя гораздо комфортнее, чем с курильщиком, независимо от того курит ли сам ученик. Хотя многие не обращают внимания на это. Что уж говорить о наркомании и алкоголизме. Наличие таких привычек не только создают дискомфорт, но и напрямую угрожают жизни и здоровью как находящихся в автомобиле, так и вне него. При подозрении на опьянение у автоинструктора ни в коем случае нельзя начинать занятия.

Внешность

Под внешностью инструктора по вождению подразумевается не его природная красота, а скорее опрятность, аккуратность, внимательность к тому, как он выглядит. Как глоссит старинная русская пословица:
По одежке встречают, по уму провожают

Конечно, обучаться с красивым автоинструктором приятнее, но всё-таки внешний вид даёт понять о человеке гораздо больше. Причёска, гладковыбритое лицо, чистые руки, незапачканная глаженая одежда, приятный запах – всё это должно присутствовать у хорошего преподавателя. Неопрятный учитель, в большинстве случаев, относиться к своим студентам и обязанностям также наплевательски, как и к себе.

Стоимость занятий

Ещё одним важным моментом является стоимость уроков вождения. Эта величина не статичная в силу множества причин, как естественных, так и искусственно созданных самим преподавателем. Чаще всего на цену влияют:
  1. вид, марка топлива и затраты инструктора на него;
  2. количество необходимых студенту занятий («оптом дешевле»);
  3. время проведения (утром, днём или вечером);
  4. место (на автодроме или в городе);
  5. затраты на рекламу (в интернете и СМИ);
  6. выбранное место начала уроков (инструктор едет к вам или вы к нему);
  7. так называемый «блат» (если вы попали к автоинструктору по рекомендации знакомых).
А также множество различных обстоятельств, вплоть до самых мелких. Но самый главный ценообразующий фактор – это марка и состояние автомобиля. Чем дороже учебное транспортное средство, и чем дольше оно эксплуатировалось в условиях учебной езды, тем дороже обходится его содержание.

Автомобиль, на котором планируется проходить обучение обязательно должен быть оборудован:

  • дополнительными педалями сцепления (кроме машин с АКПП) и тормоза;
  • необходимыми опознавательными знаками (буква «У»);
  • отдельным зеркалом заднего вида для инструктора по вождению.


Ни в коем случае не должно быть никаких вмешательств в заводскую конструкцию ТС, кроме перечисленных выше. То есть должны быть на месте все зеркала, ремни безопасности, органы управления и т.д., которые изначально были установлены производителем. Желательно, чтобы состояние учебного авто было хорошим или отличным.

Главные признаки хорошего преподавателя

Многих кандидатов в водители интересует, как выбрать хорошего автоинструктора, чтобы потом не заниматься беготней от одного учителя к другому, портя нервы себе и всем окружающим. Для этого необходимо ориентироваться на несколько основных признаков профессионала в этой области. Конечно же, наличие их всех у одного человека маловероятно. Идеальный инструктор по вождению – понятие скорее абстрактное. Однако близким к идеалу будет тот, у кого присутствует большинство перечисленных ниже пунктов. Итак, признаки хорошего автоинструктора:
  • Профессионализм;
  • Требовательность;
  • Коммуникабельность (навыки психолога);
  • Терпение и стрессоустойчивость;
  • Востребованность;
  • Наличие необходимых документов.
Рассмотрим подробнее:

Профессионализм

Наверное, самым важным качеством обучающего вождению – это профессионализм. Преподаватель обязан быть высококвалифицированным практикующим специалистом с приличным уровнем образования, ведь он является примером для подражания, этаким эталоном идеального водителя. Он должен не только безупречно знать ПДД, устройство ТС и основы управления автомобилем, но и уметь применять свои преподавательские навыки на практике. Важно поддерживать высокий уровень знаний, периодически самому решать всевозможные задания и билеты, а также постоянно следить за изменениями в ПДД и законодательстве.

Требовательность

Хороший автоинструктор обязан и имеет полное право требовать от обучающихся безукоризненного выполнения всех его рекомендаций и указаний во время проведения занятий. Стоит учитывать, что требовательность не должна переходить в агрессию или злость, а наоборот должна быть сопряжена с внимательностью и отзывчивостью к студенту. Иначе уроки вождения будут производить обратный эффект. Достичь нужного результата помогут знания азов психологии.

Коммуникабельность (навыки психолога)

Каждому ученику необходим индивидуальный подход. Способность найти его – одно из основных качеств хорошего преподавателя. Что и как вам объясняют на занятиях играет огромную роль и сильно влияет на конечный результат. Речь инструктора по вождению должна быть чёткой, разборчивой и ясной. Помимо этого наставник должен обучить координировать свои действия с действиями других участников дорожного движения, понимать, кто и что делает, а также прогнозировать их поведение на дороге. Для всего этого обучающий вождению должен быть ещё и неплохим психологом.

Он должен понимать, что у каждого пришедшего обучаться человека свои черты характера, а суметь подстроиться под особенности поведения некоторых из них – задача очень сложная. При этом нужно суметь воздействовать на некоторые стороны личности, которые, по мнению наставника, явно мешают процессу обучения. Как психолог на первой встрече пытается лучше узнать своего пациента, понять его страхи, манеры и недостатки, так инструктору необходимо определить, чего ученик не понимает, чего боится, чем руководствуется, предпринимая те или иные действия. На основе этого нужно доступным языком спокойно объяснить нужные вещи.

Терпение и стрессоустойчивость

Ещё одним значимым признаком хорошего автоинструктора является его стрессоустойчивость, выдержка и терпение. Профессионал никогда не станет кричать на обучающегося, даже если тот совершает одну и ту же ошибку несколько раз, а наоборот использует количество повторений этой ошибки на то, чтобы исключить её раз и навсегда из будущей «водительской жизни». Умение оставаться спокойным и терпеливо объяснять недочёты дано не многим, поэтому услуги таких инструкторов ценятся на вес золота.


Кстати, психофизические типы личности инструкторов по вождению людей сильно разнятся с общепринятыми. Согласно исследованиям ИИСП (Институт изучения специфических профессий), 92% автоинструкторов, на самом деле, вполне добрые и отзывчивые люди.

Востребованность

Все вышеперечисленные признаки больше относятся к личности инструктора, к его чертам характера. Помимо них есть другие – косвенные особенности, указывающие на качество мастера производственного обучения. Одним из них является востребованность. График хорошего учителя всегда загружен, он не сидит без дела в поисках работы. Даже не в сезон или кризис работы у него будет предостаточно, благодаря хорошей репутации и «сарафанному радио». При выборе из двух преподавателей – «постоянно свободного» и «постоянно работающего», делайте ставку на второго. Поверьте, толку будет больше. Главное заранее «втиснуться» в его график занятий.

Наличие необходимых документов

Последний (по порядку, но не по важности) признак хорошего наставника – это комплект всех необходимых документов. К ним относятся:
  • свидетельство на право обучения вождению транспортных средств;
  • регистрационные документы на учебный автомобиль (техпаспорт с отметкой о дублирующих педалях);
  • технические паспорта на средства аудио- и видеофиксации;
  • свидетельство о регистрации автоинструктора, как частного предпринимателя;
  • диагностическая карта транспортного средства;
  • страховой полис ОСАГО.
Стоить обращать внимание на все перечисленные особенности, если перед будущим студентом автошколы возникнет вопрос: «Как выбрать инструктора по вождению?», тогда вероятность неправильного выбора стремительно приблизится к нулю.

Карьера мастера производственного обучения

И последнее, что хотелось бы затронуть в этой статье – это карьера инструктора по вождению. Главной особенностью карьерного роста автоинструктора является то, что он возможен только в горизонтальной плоскости. То есть после прохождения специализированных курсов и многолетней работы штатным преподавателем в автошколе появляется возможность организовать частную практику, но уже за более высокую плату. Профессиональные частные автоинструкторы всегда будут востребованы. Ведь их услуги нужны не только кандидатам в водители, но и автолюбителям с многолетним стажем: кому-то необходимо восстановить утраченные водительские навыки, а кому-то нужно попрактиковаться в искусстве экстремального вождения.

Не стоит забывать, что у некоторых инструкторов есть предпринимательская жилка, следовательно, можно попробовать открыть собственную автошколу. Правда, это уже требует гораздо больше времени, нервов, денежных вливаний и связей, так как конкуренция в этой области запредельная.

Заключение

Мы постарались самым подробным образом описать главные особенности профессии инструктор по вождению, а также помочь разобраться будущим студентам автошкол во всех тонкостях и «подводных камнях» при выборе хорошего преподавателя. Удачи на дорогах!

P.S. Весёлое видео

«Я бы в шоферы пошел, пусть меня научат…». В детстве все мы читали эти стихи, в которых приводятся различные профессии. Все мы мечтаем кем-то стать, кто инженером, кто химиком, кто переводчиком, а кто и президентом. И не обязательно это детские мечты, некоторые люди уже в зрелом возрасте меняют профессию. И стать автоинструктором после 10 лет за рулем такси вполне реальная мечта. Есть же люди, у которых талант к обучению вождению. Попасть к такому автоинструктору мечта каждого ученика.

Инструкторов по вождению много, а хорошие в цене. Ведь не каждый может найти подход к различному контингенту кандидатов в водители. Не у всех есть преподавательский талант, психологическая устойчивость и выдержка. Поэтому если Вы решили стать автоинструктором только чтобы подзаработать, то знайте, без вышеперечисленных качеств и хорошего водительского опыта Вы ненадолго задержитесь в этой профессии.

Давайте поподробнее рассмотри профессию автоинструктор: нужна ли лицензия автоинструктора, какие сейчас требования к ним предъявляются, какова их ответственность, сколько стоит стать автоинструктором и окупится ли это?

НУЖНА ЛИЦЕНЗИЯ ИЛИ СВИДЕТЕЛЬСТВО ИНСТРУКТОРА ПО ВОЖДЕНИЮ?

Существует три варианта: нелегальный автоинструктор, инструктор автошколы, частный автоинструктор.

Нелегальный автоинструктор. Ищет доверчивых граждан и обучает их вождению на свой страх и риск. Такая деятельность чревата наказанием в виде штрафа в размере 5-15 тысяч рублей для ученика и 30 тысяч рублей для нелегального инструктора (пункты 1 и 3 статьи 12.7 КоАП). Почему штраф? Потому что такая учебная езда есть не что иное, как управление без водительских прав и передача управления транспортным средством лицу без водительских прав. Да еще и налоговая может заинтересоваться таким инструктором. Штраф от налоговой в 10 раз больше, чем от ГИБДД.

Чтобы стать легальным инструктором, нужно отучиться и получить специальное свидетельство (порядка 6000 рублей). Тогда Вы на законных основаниях можете пойти трудоустроиться в автошколу, а также на собственном или арендованном автомобиле начать практиковать учеников.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К АВТОИНСТРУКТОРУ с 28 октября 2018 года

Согласно новому профстандарту от 28 октября 2018 года «Мастер производственного обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий», к инструкторам предъявляются следующие требования:

  • Инструктор по вождению обязательно должен иметь водительское удостоверение и удостоверение инструктора по той категории ТС, по которой он планирует проводить обучение;
  • Также требуется наличие среднего профессионального образования. Если оно у вас по профилю, то не нужно дополнительно учиться, а вот если нет - понадобится получение дополнительного проф. образования;
  • Ограничений на занятие педагогической деятельностью у инструктора быть не должно, как и медицинских противопоказаний;
  • Инструктором должна проходиться аттестация на соответствие должности;
  • Автоинструктор должен быть проинструктирован по охране труда;
  • Водительский стаж инструктора должен быть не менее 3-х лет;
  • За инструктором не должно числиться лишения прав в течение 5 лет.

ЧТОБЫ СТАТЬ АВТОИНСТРУКТОРОМ В АВТОШКОЛЕ НУЖНО…

Помимо наличия водительского удостоверения соответствующей категории или подкатегории к автоинструкторам автошколы (мастерам производственного обучения) предъявляются и квалификационные требования.

Трудоустройство в автошколу по трудовой книжке самый простой вариант. В этом случае оформляться как индивидуальный предприниматель в налоговом органе не нужно. Автошкола даст Вам и все необходимые документы на автомобиль. Все отчисления в фонды будет делать автошкола.

А если же автошкола с Вами заключит договор на предоставление услуг автоинструктора, то здесь без оформления «ИП» не обойтись. В этом случае Вам самому придется делать все отчисления в фонды, платить налоги. Но зато законно можно давать частные уроки вождения, арендуя учебный автомобиль в родной автошколе.

СЕБЕ НА УМЕ

Если Вы не желаете вступать в трудовые отношения с автошколой, то без постановки на учет в налоговый орган лучше не заниматься такой деятельностью. Даже грабли раз в год выстреливают.

Кроме регистрации «ИП», водительского удостоверения и 3х-летнего стажа вождения Вам нужно переоборудовать свой автомобиль в учебный. Как? Оснастить дублирующими педалями сцепления и тормоза (это минимум, можно и педаль газа), установить опознавательный знак «Учебный». Прежде чем вносить изменения в конструкцию автомобиля, обратитесь в ГИБДД с заявлением о внесении изменений в конструкцию автомобиля. Оплатив установку дополнительных педалей (около 13 тысяч рублей), техническую экспертизу безопасности автомобиля (около 5000 рублей), установку знака «У» (около 2000 рублей), позаботьтесь о документах в Госавтоинспекцию для регистрации автомобиля в качестве учебного. После оплаты госпошлин Вам выдадут новое свидетельство на автомобиль. Лишь после этого Вы можете законно обучать вождению. Да, документы на автомобиль, на дублирующие педали возите с собой. Не забудьте о лицензии автоинструктора.

СВИДЕТЕЛЬСТВО НА ПРАВО ОБУЧЕНИЯ ВОЖДЕНИЮ

Как таковую лицензию на право обучения вождению получают автошколы, а частному автоинструктору нужно получить «Свидетельство на право обучения вождению транспортных средств».

Данное свидетельство выдают по итогам прохождения краткосрочных курсов, чаще всего такие курсы проводят на базе ДОСААФ и подобных государственных организаций. Курсы почти во всех организациях состоят из 126 часов теоретических и практических занятий, а также предполагают 130 часов самостоятельной подготовки. Стоимость таких курсов и соответственно получения свидетельства на право обучения вождению ТС варьируется в зависимости от региона. В Костроме стоит от 4000 рублей, в Москве около 10 000 рублей. Но не только цены разные, разное и наполнение программы обучения. Поэтому прежде чем заключить договор на свое обучение, ознакомьтесь с программой, по которой Вас будут обучать.

СТРАХОВКА ДЛЯ УЧЕБНОГО АВТОМОБИЛЯ

Еще один нюанс: страховка. На учебный автомобиль страховка существенно дороже. Хотя в законе об ОСАГО нет ни слова о тарифах для учебных автомобилей, зато прописано, что использование автомобиля в спортивных соревнованиях и в качестве учебного считается не страховым случаем. Если автомобиль используется в качестве учебного, а в полисе прописано «для личного использования», то страховая откажет в выплатах при ДТП. При обучении практике вождения водителем считается обучающее лицо. Автоинструктор и должен страховать свою ответственность, в случае ДТП ответственность полностью лежит на инструкторе.

Поэтому лучше себя обезопасить, правильно оформить ОСАГО и оформить еще и КАСКО. Потому что ученики за рулем пусть и попадают в основном в мелкие аварии, ведь им не разрешено ездить со скоростью выше 40 км/ч, все же лучше пусть страховая оплатит ремонт, чем Вы будете ездить на битом авто, только клиентов распугаете. Но это опять же при условии соблюдения вышеперечисленных требований к частному инструктору.

СКОЛЬКО ПОЛУЧАЕТ АВТОИНСТРУКТОР?

Если посмотреть рынок вакансий, то можно сказать, что для Москвы инструктор по вождению получает маловато 30-50 тысяч рублей. В Пятигорске, например, обещают от 20 тысяч рублей, в Новосибирске 20-50 тысяч рублей. Но мы знаем, если написано в объявлении «от», то эту минималку платить и будут.

Стоимость одного урока в автошколе около 500 рублей, а урок с частным автоинструктором стоит 750-1200 рублей, все зависит от класса автомобиля. Но не стоит увольняться из автошколы и подаваться в частные инструкторы. Обучение вождению подвержено сезонам, сегодня полно учеников, а завтра не будет ни одного. Самый оптимальный вариант совместительство. К тому же автошколам часто требуется инструктор на личном учебном автомобиле.

Существуют сайты, которые подбирают учеников для репетиторов, в том числе для инструкторов по вождению. Можно опубликовать свое объявление на различных сайтах, но самая лучшая реклама - это положительные отзывы Ваших учеников. Если Вы стали частным автоинструктором, создайте свое резюме на нашем сайте , отзывы Ваших благодарных учеников послужат Вам хорошей бесплатной рекламой.

У людей, обучающих водить автомобиль? два профессиональных праздника – День шофера и День учителя. И это не случайно. Ведь главное в этой профессии – быть педагогом, хотя бы в душе. О буднях автоинструктора рассказал Борис Козенко, специалист автошколы «Сигнал».

- Борис, расскажите, как вы стали автоинструктором?

Случайно. Мне бы кто-нибудь сказал раньше, что я выберу эту профессию, я бы ни за что не поверил. Мне казалось, что эта работа нервная, неблагодарная, каждого нужно научить, тысячу раз повторить. Я всегда думал, что надо памятники учителям ставить и к своему инструктору относился с большим уважением. И вот мой друг-автоинструктор попросил меня «докатать» его группу, а после выпуска директор автошколы предложил мне остаться. Как правило, инструкторами принимают людей только по рекомендации, те, кто приходит по объявлению, долго не задерживаются. Не потому, что их «выживают», просто они не знают, куда идут. Но пока не попробуешь, не узнаешь, твое это или нет. Я попробовал - мне понравилось. Приятно осознавать, что я могу дать что-то людям, наблюдать, как у учеников идет прогресс. Да и профессия на самом деле оказалась не очень-то нервной. Самое большое напряжение - экзамен, который сдают твои ученики. Особенно волновался, когда выпускалась первая группа.

- Теперь меньше переживаете?
- Бывает обидно, когда ученики на экзамене допускают ошибки. Спрашиваешь, почему поступил именно так, а не иначе, ведь знаешь как надо, все умеешь, а в ответ - «не знаю». Сразу чувствуешь свою вину, чему-то, выходит, не научил. Переживаю не тогда, когда не сдают экзамены, а когда плохо ездят и сдают. Был случай, когда ученица на экзамене не допустила ни одной ошибки, ей поставили сдачу. Но она не готова к городу! Договорились о дополнительных занятиях уже после того, как права получила.

- Экзамен в ГАИ для многих тяжелое испытание. Как настраиваете своих учеников?
- Да, экзамен для многих - стресс. Но есть еще отдельные ученики, которые в принципе боятся людей в форме. Приходится постоянно повторять, что инспектор - такой же человек. По возможности стараюсь, чтобы перед экзаменом с нами кто-то еще ездил, а еще лучше комментировал ситуацию на дороге, то есть изображал инспектора, несмотря на то, что это запрещено правилами. После этого ученики ведут себя на экзамене спокойнее, они уже немного натренированы. Во время самого экзамена стараюсь морально поддерживать учеников. Кому-то надо, чтобы он посмеялся, анекдот могу рассказать, кого-то, наоборот, надо поднапрячь. Одна ученица на автодроме набрала воздуха в рот и задержала. Я ее успокаиваю, а она уже синеть начала, пришлось анекдот рассказать, чтобы хоть немного расслабилась.

- Были курьезные случаи на экзаменах?
- … Зима. Гололедица. Ученица разогналась до такой степени, что, даже машина, которая была на подвозе учеников, от нас отстала. Слова инспектора: «Завтра на мотодроме будут гонки по льду, вы будете в них участвовать, да? Давайте, немного потише». Нам было немного не по себе. Но у меня-то есть педали, а инспектору на заднем сидении досталось. Был жутковатый случай и на уроке. Говорю ученице: ищем место для разворота, при этом мы уже не первый раз там благополучно разворачивались. Она перестраивается в левый ряд. На встречу идет КАМАЗ. Она через двойную сплошную крутит руль прямо под этот КАМАЗ. Я понимаю, что если сейчас начну ее выправлять, то будет лобовое столкновение, то есть КАМАЗ нас раздавит. Конечно, это была моя вина, я немного расслабился, поздно спохватился. В общем, развернулись мы и прямо поперек дороге уперлись в поребрик. Было действительно страшно.

- Трудно, наверное, сдерживать эмоции в таких ситуациях?
- В таких ситуациях чем спокойнее ты себя ведешь, тем вернее не попадешь в аварию. Но бывало, что хотелось закричать на ученика. Конечно, стараюсь себя сдерживать, но получается это с трудом. Например, если ученик не слушается. Говоришь ему: «Мы обязаны пропускать пешеходов на нерегулируемых пешеходных переходах, то есть без светофора». Я давлю на тормоз, он давит на газ, говорит: «Пусть стоят». Или превышает постоянно скорость. «Смотри на спидометр!», - бесполезно! Такой человек не сдаст экзамен, пока не поймет, что инструктор не попугай и зря не говорит. Но я сомневаюсь, что из этого человека получится прилежный водитель. Бывают и ситуации, в которых нужна незамедлительная реакция, тогда приходится повышать голос. Но только для того, чтобы ученик быстрее среагировал, а не для того чтобы выплеснуть на него свои эмоции.

- Получается, терпение и спокойствие - важные для инструктора качества. Что еще?
- Если говорить о профессиональных шоферских навыках - инструктор должен видеть все вокруг и думать за всех (за своего ученика, за других водителей, за пешеходов), уметь прогнозировать ситуацию на дороге. Если говорить об инструкторе как о психологе - на первом занятии он не должен определять, что за тип человека садится к нему в машину и строить какие-то первоначальные предположения о том, что от него можно ожидать, легко ли будет ему в обучении. Представление об ученике должно складываться уже в процессе обучения. Необходимо найти подход к каждому, дать возможность раскрыться.

- Вам как педагогу приходилось применять нестандартные методы обучения?
- С одной ученицей долго не могли освоить упражнения на автодроме. Пришлось посоветовать ей поиграть в детские машинки на дистанционном управлении, посмотреть, как они себя ведут, как преодолевают различные препятствия. На следующее занятие она пришла «подготовленная», это было последнее занятие на автодроме. В этом плане компьютерные игры проигрывают. Был такой ученик - заядлый компьютерщик. Он за полгода до того как прийти к нам учиться накупил себе игрушек, педали, руль. Пришел, говорит - «умею ездить». Мы с ним очень долго «боролись», к реальной жизни его было очень сложно подготовить. Он, как на компьютере, руль не перебирал, держал за одно место, на сколько хватало рук, на столько поворачивал, дальше начинал наклоняться. Несколько раз от этого бился головой об стекло двери. С ним пришлось больше ездить по крутым поворотам и разворотам.

- Какие еще трудности возникают в процессе обучения?
- Тяжело, когда планируешь с учеником на следующем занятии перейти к изучению более сложных элементов вождения (от поворотов направо, налево, до разворотов), а он почему-то приходит «застрявшем» на уровне какого-то занятия, хотя в учебе шел постоянный прогресс. В такие периоды начинаешь задумываться, где я что-то пропустил, как исправить ситуацию.

- Назовите плюсы и минусы своей профессии…
- Начну с минуса - несмотря на то, что я не люблю отдыхать, бывает, устаю от напряженного графика, хочется позвонить ученику и отменить занятие. Но «перекидывать» его некуда. Встаешь и идешь на работу. Плюсов достаточно: постоянно новое общение, с разными людьми, новые знакомства, иногда даже очень полезные (смеется), зарплата вполне приличная. Да и просто получаешь удовлетворение от того, что люди тебе благодарны. По крайней мере, мне кажется, что ученики мной довольны, и мне это льстит. По сравнению с предыдущими местами работы (на автобусе, на автокране), на этой работе я отдыхаю. График работы, хоть и напряженный, но я его выбираю сам. В процессе обучения он согласовывается на более удобное для меня и для ученика время. Кроме этого каждая выпущенная группа для меня - это своего рода карьерная вертикаль, которой, в общем-то, нет в нашей профессии. Добился хороших результатов - вырос в своих глазах.

Обучение
Чтобы стать инструктором надо помимо опыта вождения не менее трех лет пройти специальные курсы в институте повышения квалификации, которые длятся месяц. По окончании их выдается диплом и удостоверение инструктора, точнее «мастера производственного обучения вождения автомобиля». Такие курсы автоинструктор должен будет посещать каждые три года для повышения квалификации.

Востребованность

В Новосибирске около 50 автошкол. У половины из них по несколько филиалов. С каждым годом это количество увеличивается. У горожан все больше появляется возможностей купить автомобиль, соответственно растет спрос на курсы по вождению. Как говорят сотрудники автошкол, потребность в новых сотрудниках возникает в то время, когда планируется открытие нового филиала. А так в основном везде стабильные коллективы. Небольшая текучка кадров возможна только в автошколах, где оплата труда фиксирована окладом.

Заработная плата
Зависит от выработки. С учетом расходов на бензин и запчасти получается около 3000 рублей с ученика. Количество учеников зависит от сезона. Например, в новогодние каникулы, морозы, можно сидеть без работы. Самый сезон - это лето. В этот период у одного инструктора могут обучаться 12-14 учеников. Но это уже тяжеловато - работа без выходных. Самое «удобное» количество учеников - 8-9. Тогда есть и зарплата, и время на отдых. Часть автошкол держат своих инструкторов на окладе. В этом случае заработная плата автоинструктора составляет от 5000 рублей в месяц.

Если ты...
профессиональный водитель, умеющий прогнозировать дорожную ситуацию,
терпелив,
имеешь хорошую реакцию,
разбираешься в психологии людей,
в душе педагог,
то ты настоящий автоинструктор.

Дата публикации: "ХР!" №58 (86), 11.08.2008

37.3

Для друзей!

Справка

Слова великого авантюриста Остапа Бендера: "Автомобиль - не роскошь, а средство передвижения" сегодня звучат особенно актуально. Нашу жизнь трудно представить без личного транспорта. Грамоте езды в России учат инструкторы автомобильного вождения. Коротко - автоинструктор. Востребованность данной профессии понимает каждый. Заметим, что в крупных городах периодически случаются пробки, нередки хаотичные движения, многие водители не отличаются культурой вождения. Поэтому профессия инструктора будет актуально еще долго.

Описание деятельности

Автоинструктор закрепляет полученные на уроках ПДД теоретические знания, и проводит занятия практических навыков.

Трудовые обязанности

График работы инструктора по вождению включает следующие обязанности: обучение на специализированной площадке, обучение вождению в городских условиях, закрепление теоретических навыков. Под руководством инструктора ученик на специально подготовленной площадке проходит базовые элементы вождения, которые имитируют маршрут реальных дорог - это «змейка», «горка», «эстакада». В городе инструктор заставляет многократно повторять стандартные движения (стартовать с места, парковаться, двигаться в потоке, совершать обгоны, перестраиваться из ряда в ряд, делать круги малого и большого радиуса и т.д.).

Особенности карьерного роста

Возможность частной практики - большой плюс этой профессии. Набрав опыт, работая рядовым инструктором в автошколе, можно начать собственную карьеру. Среди автолюбителей набирают все большую и большую популярность профессиональные частные инструкторы по вождению. В их услугах нуждаются не только начинающие водители, но и шоферы с немалым стажем. Сегодня частные инструкторы разрабатывают дополнительные программы обучения. Например, программа «реабилитации навыков вождения» (восстановление утраченных и при необходимости замена неправильных навыков), «повышение квалификации» (обучение навыкам вождения в критических, аварийных ситуациях).

Неплохо водите автомобиль? Научили многих знакомых, и они остались довольны? Может быть, стоит сменить профессию на более выгодную и всегда востребованную? Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, как стать инструктором по вождению?

Конечно же, для такого решительного шага нужно будет не только оформить целый пакет соответствующих документов, стать более дисциплинированным и ответственным, но и, скорее всего, переоборудовать свой автомобиль.

Не пугает? Готовы на все это ради достижения цели? Тогда начнем по порядку.

Раздел 1. Как стать инструктором по вождению? Что нужно, чтобы заполучить первых учеников?

Пару лет назад я все-таки решила осуществить свою мечту и научиться водить автомобиль. Самым сложным оказалось найти подходящего преподавателя. Конечно же, автошкол в моем городе предостаточно. Но, тем не менее, очень часто, к сожалению, приходится слышать о том, в какие пытки превращаются практические занятия, как горе-учителя орут на своих уже взрослых и давно состоявшихся учеников. Это, признаюсь честно, очень пугало. Я патологически не переношу, когда на меня повышают голос и от всего, чем я занимаюсь, а тем более за мои же деньги, предпочитаю получать удовольствие.

Расспросила у знакомых и, в конце концов, мне посоветовали одного частного преподавателя. У него стремились учиться десятки новичков, а учитывая тот факт, что зарплату индивидуальный инструктор по вождению получает в зависимости от количества учеников, значит, сами понимаете, быть хорошим специалистом выгодно.

Кто же может ним стать? Согласно выдвигаемым требованиям, водительский стаж такого человека должен быть никак не меньше, чем три года, затем, безусловно, в наличии должен иметься автомобиль, оснащенный любой коробкой передач (хотя иногда машины предоставляются в аренду администрацией автошколы). Не менее важны и (лучше, конечно же, наличие специального образования), хорошо поставленная дикция и умение четко и ясно выражать свои мысли.

Раздел 2. Как стать инструктором по вождению в автошколе?

Если вы решили работать инструктором в какой-нибудь расположенной неподалеку автошколе, то задача существенно упрощается. Единственное, что вам нужно будет решить, как именно вы собираетесь обучать, т.е. на казенном или на собственном автомобиле. Независимо от того, что вы выберете, будут как преимущества, так и недостатки. Идеальной работы, как известно, не бывает.

  • На автомобиле автошколы. Вы столкнетесь с тем, что зарплата будет совсем скромной, но она, по мнению бывалых, обычно восполняется за счет незначительного и незаметного для руководства воровства бензина, а также дополнительных, уже индивидуальных, занятий в сверхурочное время, или же вознаграждения за попытку «чуть-чуть» помочь при сдаче экзаменов в ГАИ.
  • На собственной машине. Тут, кроме средств, выделяемых на бензин, автошколой будут финансово покрываться еще и все затраты на ремонт и переоборудование. Выходит, и зарплата будет больше. Опять же частные уроки и «помощь» никто не отменял.

Раздел 3. Частный инструктор работающий сам на себя. Насколько это выгодно?

Вот это уже интереснее, правда? Казалось, ну, что может быть проще, чем подать объявление такого плана: «Опытный водитель предлагает частные уроки по вождению. Научу вас ездить на вашем собственном автомобиле, чувствуя сцепление и ощущая габариты!»

Гарантировано, что даже если вы сами не умеете толком водить, то 3-4 клиентки (а, скорее всего, это будут именно женщины) в месяц все равно перезвонят и поинтересуются такими уроками, главное, красивее себя подать. Кажется, что все достаточно просто, однако, нелегально. Т.е. согласно законодательству РФ даже если вы попросите соседа приварить вам дополнительные педали, чтобы иметь возможность затормозить в любую секунду, и прикрепите значок «У», все равно вам грозит существенный штраф.

Раздел 4. Как стать инструктором по вождению и оформить все правильно?

  1. Вам понадобится специальное свидетельство, дающее право заниматься таким видом преподавательской деятельности. Для его получения необходимо обратиться в РОСТО (ДОСААФ).
  2. Должным образом переоборудуйте свой автомобиль. И не забудьте взять в сервисе весь пакет документов. Он вам понадобится для того, чтобы зарегистрировать уже
  3. В районном отделении ГАИ заполняем бланк о внесении изменений в конструкцию автомобиля и заверяем печатью начальника.
  4. Получаем свидетельство, которое сообщает о том, что ваша машина не представляет угрозы в плане безопасности на дороге.
  5. И наконец, регистрируемся в налоговой инспекции города как

Вот, пожалуй, и все. Теперь можно смело искать учеников и от души радоваться их успехам и результатам выполняемой вами работы.

Просмотров