Обзор судебной практики по дтп. Радиационная авария на заводе «красное сормово»


Ужасно осознавать, сколько зла сделал сам себе человек и планете, на которой он живет. Большинство вреда принесли большие индустриальные корпорации, которые не задумываются об уровне опасности деятельности, стремясь получить прибыль. А особенно страшно то, что катастрофы произошли и в результате испытаний различного вида оружия, в том числе и ядерного. Предлагаем 15 самых больших катастроф в мире по вине человека.

15. Кастл Бра́во (1 марта 1954)


Соединенные Штаты в марте 1954 года произвели испытательный взрыв ядерного оружия в атолле Бикини, расположенного возле Маршальских островов. Он был в тысячу раз мощнее взрыва на Хиросиме, Япония. Это было частью эксперимента правительства США. Ущерб, нанесенный взрывом, был катастрофическим для окружающей среды на площади 11265.41 км2. Было уничтожено 655 представителей фауны.

14. Бедствие в Севесо (10 июля 1976)


Промышленная катастрофа недалеко от Милана, Италия, произошла в результате выброса в окружающую среду токсических химических веществ. Во время производственного цикла при получении трихлорфенола опасное облако вредных соединений попало в атмосферу. Выброс мгновенно подействовал губительно на флору и фауну прилежащей к заводу территории. Предприятие в течении 10 дней скрывало факт утечки химических веществ. Случаи заболевания раком возросли, что было доказано впоследствии исследованиями мертвых животных. У жителей маленького города Севесо стали возникать нередкие случаи сердечных патологий, респираторных заболеваний.


Расплавление части ядерного реактора на Трехмильном острове, Пенсильвания, США, привело к выбросу в окружающую среду неизвестного количества радиоактивных газов и йода. Авария произошла вследствие ряда ошибок персонала и механических неполадок. Много спорили о масштабе загрязнений, но официальные органы утаивали конкретные цифры, чтобы не поднимать панику. Они утверждали, что выброс был незначительный и не мог нанести вред флоре и фауне. Однако в 1997 году данные изучили повторно, и был сделан вывод, что у тех, кто жил вблизи реактора в10 раз больше имели место проявления рака и лейкемии, чем у других.

12. Выброс нефти из танкера Эксон Валдес (24 марта 1989)




В результате аварии на танкере компании «Эксон Вальдес» в океан в районе Аляски попало огромное количество нефти, что привело к загрязнению 2092,15 км береговой линии. Как следствие, был нанесен непоправимый вред экосистеме. И на сегодняшний день она не восстановлена. В 2010 году правительство США заявило, что вред был нанесен 32 видам дикой природы и, только, 13 видов удалось восстановить. Не смогли восстановить подвид касаток и тихоокеанской сельди.


Взрыв и затопление нефтяной платформы Deepwater Horizon в Мексиканском заливе на месторождении Макондо привело к тому, что произошла утечка нефти и газа в объеме 4.9 млн баррелей. По словам ученым, эта авария стала самой крупной в истории США и унесла 11 жизней работников платформы. Вред был нанесен и обитателя океана. До сих пор отмечают нарушения экосистемы залива.

10. Бедствие Лав-Канал (1978)


В Ниагара-Фоллз, штат Нью-Йорк, около сотни домов и местная школа были построены на месте свалки промышленных и химических отходов. Со временем химикаты просочились в верхние слои почвы и воду. Люди начали замечать, что возле домов появляются какие-то чёрные болотистые пятна. Когда сделали анализ, то обнаружили содержание восьмидесяти двух химических соединений, одиннадцать из которых были канцерогенными веществами. Среди заболеваний жителей Лав-канала стали появляться такие серьёзные болезни, как лейкемия, а у 98 семей родились дети с серьезными патологиями..

9. Химическое загрязнение Аннистона, Алабама (1929-1971)


В Аннистоне в районе, где сельскохозяйственный и биотехнологический гигант Монсанто впервые произвёл вещества, вызывающие онкозаболевания, по непонятным причинам произошел их выброс в реку Сноу Крик. Население Аннистона сильно пострадало. В результате воздействия повысился процент заболеваний диабетом и другими патологиями. В 2002 году Монсанто выплатил 700 млн долларов компенсации за ущерб и спасательные работы..


Во время военного конфликта в Персидском заливе в Кувейте Саддам Хусейн поджёг 600 нефтяных скважин, чтобы создать ядовитую дымовую завесу на целых 10 месяцев. Считается, что ежедневно сгорало от 600 до 800 тонн нефти. Около пяти процентов территории Кувейта было покрыто копотью, домашний скот умирал от болезней лёгких, а в стране увеличилось число заболевших раком.

7. Взрыв на химическом заводе Цзылинь (13 ноября 2005)


На химическом заводе Цзылинь прогремели несколько мощных взрывов. В окружающую среду было выброшено огромное количество бензола и нитробензола, который обладает губительным токсическим эффектом. Бедствие привело к смерти шести человек и ранению семидесяти.

6. Загрязнение Таймс-Бич, Миссури (декабрь, 1982)


Распыление нефти, содержащей токсичный диоксин, привело к полному разрушению небольшого города в Миссури. Метод применялся как альтернатива орошению, чтобы сбить пыль с дорог. Положение дел ухудшилось, когда в результате подтопления города водами реки Мерэмек, токсичная нефть распространилась по всему побережью. Жители подверглись воздействию диоксина и сообщали о проблемах с иммунитетом и мышцами.


В течение пяти дней дым от угольного горения и фабричных выбросов накрывал Лондон плотным слоем. Дело в том, что наступила холодная погода и жители массово начали топить печки углем, чтобы согреть дома. Сочетание производственных и общественных выбросов в атмосферу привело к густому туману и плохой видимости, а 12000 человек умерли от вдыхания токсичных испарений.

4. Отравление залива Минамата, Япония (1950-е)


За 37 лет производства пластмасс нефтехимическая компания Chisso Corporation сбросила 27 тонн металртути в воды залива Минамата. Так как жители его использовали для ловли рыбы, не зная о сливах химических веществ, то отравленная ртутью рыба нанесла серьёзный ущерб здоровью младенцам, родившимся у матерей, которые употребляли рыбу из Минамата в пищу, и убила больше 900 человек в регионе.

3. Бедствие Бхопала (2 декабря 1984)

О радиационном заражении в результате аварии ядерного реактора и пожаре на Чернобыльской атомной станции на Украине знает весь мир. Ее назвали самой ужасной катастрофой на атомной электростанции в истории. Около миллиона человек умерли из-за последствий ядерной катастрофы, главным образом от рака и из-за воздействия высокого уровня радиации.


После 9-балльного землетрясения и цунами, которые обрушились на Японию, ядерная установка Фукусимы Daiichi осталась без электроснабжения и потеряла способность охлаждать реакторы с атомным топливом. Это привело к радиоактивному заражению большой территории и акватории. Около двухсот тысяч жителей были эвакуированы из-за боязни возникновения тяжёлых заболеваний в результате облучения. Катастрофа еще раз заставила ученых задуматься об опасности атомной энергии и необходимости разработки

10.11.2014


В России насчитывается более трех тысяч шестисот химически опасных объектов, а сто сорок шесть городов с населением более ста тысяч человек расположены в зонах повышенной химической опасности.

Сегодняшний выброс в Москве ядовитых веществ относится к разряду т. н. некатастрофических происшествий превышения норм содержания какого-либо вещества в атмосфере. Но человечество пережило огромное количество техногенных ЧС, связанных с химикатами. Вот 8 самых масштабных…

1. Севезо, Италия

В 1976 году на химическом заводе итальянского города Севезо произошла авария, в результате которой территория площадью более 18 км оказалась зараженной диоксином. Пострадали более 1000 человек, отмечалась массовая гибель животных. Ликвидация последствий аварии продолжалась более года.

2. Фликсборо, Англия

1 июня 1974 года на химическом заводе в Великобритании в городе Фликсборо произошла авария на заводе «Нипро», который занимался производством аммония. По своей мощности взрыв был равен действию 45-тонного заряда тротила, если бы он был взорван на высоте 45 метров от земли. В результате инцидента погибли 55 человек и 75 получили ранения.

3. Сучжоу, Китай

В Китае в сентябре 1978 г. в результате аварии на химическом заводе в городе Сучжоу в реку попали 28 тонн цианистого натрия. Этого количества достаточно, чтобы погибли 48 миллионов человек, однако газета «Чжунго циннянь бао» сообщила, что число жертв составило лишь 3 тысячи.

4. Бхопал, Индия

Одной из наиболее значительных мировых химических катастроф ХХ века взрыв на заводе компании Union Carbide, случившийся 2 декабря 1984 года в Бхопале (Индия) и приведший к отравлению и гибели 4035 человек. Пострадало более 40 тыс. человек. От облака 43 тонн токсичного газа метилизоцианата (токсичность метилизоцината превышает токсичность фосгена в 2-3 раза), вырвавшегося с территории завода, была заражена территория длиной 5 км и шириной 2 км.

5. Завод «Сандоз», Швейцария

1 ноября 1986 года произошёл пожар на складе химической фабрики в Швейцарии. Во время тушения пожара в Рейн вылилось около 30 тонн сельскохозяйственных ядохимикатов. Погибли миллионы рыб, была заражена питьевая вода.

6. Ярославль, Россия

В 1988 году при железнодорожной катастрофе в г. Ярославле произошел разлив гептила, относящегося к АХОВ первого класса токсичности. В зоне возможного поражения оказались около 3 тысяч человек. В ликвидации последствий аварии участвовали около 2 тысяч человек и большое количество техники.

7. Ионаве (СССР, Литва)

В 1989 году произошла химическая авария в г. Ионаве (Литва). Около 7 тыс. т жидкого аммиака разлилось по территории завода, образовав озеро ядовитой жидкости с поверхностью около 10 тыс.кв. м. От возникшего пожара произошло возгорание склада с нитрофоской, ее термическое разложение с выделением ядовитых газов. Глубина распространения зараженного воздуха достигала 30 км и только благоприятные метеорологические условия не привели к поражению людей.

8. Мексика

В августе 1991 года в Мексике во время железнодорожной катастрофы с рельсов сошли 32 цистерны с жидким хлором. В атмосферу было выброшено около 300 тонн хлора. В зоне распространения зараженного воздуха получили поражения различной степени тяжести около 500 человек, из них 17 человек погибли на месте. Из ближайших населенных пунктов было эвакуировано свыше тысячи жителей.

Что делать при опасном выбросе химикатов

Все это представляет серьезную опасность для людей, учитывая высокую плотность населения в городах. Поэтому даже «после отбоя химической тревоги» специалисты советуют:

  • не употреблять в пищу фрукты и зелень из огорода или же любые продукты, выставленные для продажи на открытом воздухе;
  • не употреблять в пищу яйца, а также мясо скота и птицы, забитых после объявления тревоги в зараженной зоне;
  • не пить как колодезную воду, так и воду из-под крана, поскольку зараженными могут оказаться и источник, и водопровод;
  • избегать употребления молока, полученного после объявления тревоги;
  • употреблять в пищу консервированные продукты либо приобретенные до начала катастрофы.

Что делать при химической аварии. Ролик МЧС России

, .

Производственная авария - это внеплановая остановка или нарушение производственного процесса на предприятии, что приводит к материальному ущербу и гибели людей. Опасное техногенное происшествие может стать причиной разрушения зданий, выхода из строя оборудования и транспортных средств, нанесения вреда природной окружающей среде.

Катастрофа - это производственная авария крупных масштабов, имеющая большое количество человеческих жертв.

Причины аварий на производстве

Объект народного хозяйства или другого назначения, при аварии на котором возможна гибель людей, животных и растений, имеется угроза здоровью или материального ущерба и окружающей природной среде, является потенциально опасным производственным объектом.

Причинами производственных аварий и катастроф могут стать:

  • нарушение технологии производства;
  • нарушение правил эксплуатации машин, инструментов, сооружений и техники безопасности;
  • дефекты строительства сооружений и монтажа технических средств;
  • нарушение регламента ремонтных работ;
  • неправильная организация производственного процесса;
  • стихийные бедствия.

Последствиями производственных аварий являются взрывы, пожары, разрушения жилых и производственных объектов, выход из строя техники и оборудования. Нередко в результате аварий на производстве происходит масштабное загрязнение атмосферы, выброс агрессивных жидкостей и нефтепродуктов.

и опасности

Аварии с угрозой выброса биологически активных веществ - происшествия с относительно редкой вероятностью, обусловленные необходимостью хранения информации в секрете, а также своевременностью оказания мер по предупреждению таких ЧС. Возможны в процессе использования веществ на предприятиях или во время транспортировки, опасны тяжестью возможных последствий для населения.

Разрушение зданий и сооружений - происшествия, спровоцированные косвенными факторами: превышение допустимого количества людей на ограниченных площадях, сильные вибрации проходящего транспорта, чрезмерное давление на верхние этажи здания. Разновидности обрушений: транспортных коммуникаций, производственных строений, зданий жилого и социально-бытового назначения.

Аварии на электроэнергетических и коммунальных системах - приводят к осложнениям жизнедеятельности населения, сбоям в промышленной деятельности, сельском хозяйстве.

Аварии на промышленных очистных сооружениях - влекут за собой не только отрицательные последствия для обслуживающего персонала, но и ведут к массовым выбросам вредных веществ в окружающее пространство (автономные электростанции и электросети с длительным перерывом электроснабжения, повреждение транспортных и электроконтактных сетей).

Гидродинамические - это производственные аварии, происходящие в результате разрушения гидротехнических сооружений. В качестве последствий возможны затопления, разрушения строений, гибель людей, нарушение судоходства, уничтожение материальных ценностей. Наибольшее количество производственных аварий и катастроф происходит на взрывоопасных объектах и гидротехнических сооружениях, являющихся потенциально опасными. К производственным авариям относятся произошедшие по причине выброса вредных газов и загрязняющих веществ, выхода сточных вод на гидротехнических сооружениях.

Причины аварий техногенного характера

Аварии техногенного характера происходят вследствие причин:


Опасность существенно повышается при наличии паники, распространении провокационной информации, неисполнительности перед уполномоченными лицами.

Технические причины аварии

К ним относят не зависящие от организации труда факторы:

  • изъяны технологических процессов и инструментов; недостатки конструкции;
  • недостаточность механизации работ;
  • несовершенство ограждений;
  • низкое качество предохранительных устройств, средств сигнализации;
  • низкая степень прочности материалов;
  • небезопасные характеристики материалов и образуемых реакций в ходе производства.

Организационные причины аварии

Имеют отношение к организации труда:

  • недостатки обслуживания территории, включая проходы и проезды;
  • некорректное расположение оборудования;
  • плохая организация рабочих мест;
  • нарушение правил эксплуатации инструмента, оборудования, транспортных средств;
  • нарушение норм транспортировки, складирования, хранения;
  • нарушение норм планового ремонта;
  • недостатки в обучении рабочих безопасности;
  • неправильно организованные групповые работы;
  • низкая степень технадзора при опасных процессах труда;
  • использование механизмов не по назначению;
  • отсутствие ограждений и их неисправность;
  • отсутствие средств защиты;
  • уклонение от соблюдения норм труда (сверхурочные рабочие смены, превышение нагрузки).

Санитарно-гигиенические причины аварии

Причины аварий из-за нарушения санитарных норм:

  • высокое содержание токсичных испарений;
  • недостаточность освещения;
  • уровень шума, ультразвука выше допустимого;
  • неблагоприятные ;
  • сильные радиоактивные излучения выше допустимых;
  • пренебрежение средствами индивидуальной защиты;
  • нарушение гигиенических норм.

Личные причины аварий

Несоблюдение внутреннего распорядка труда, нарушение правил производственной техники безопасности, заболевание и прочие причины способны привести к аварии на производственном объекте.

К психофизическим причинам следует отнести:

  • перенапряжение физического и нервно-психического характера и ошибки в связи со стрессом, монотонностью труда;
  • несоответствие психофизиологических характеристик и навыков характеру выполняемой работы, возможности восприятия и переработки информации;
  • несоответствие антропометрических данных (рост, вес);
  • профессиональные заболевания вследствие воздействия вредных производственных факторов.

Расследование аварий

Цель технического расследования аварии - установление условий и причин аварии, разработка мер по устранению последствий и мероприятий для предупреждения повторных аварий на объекте и прочих потенциально опасных предприятиях.

Расследование аварий на опасных производственных объектах осуществляется по ТК РФ (30.12.2001 №197-ФЗ) и сопровождается следующими действиями:

  • информированием об аварии и несчастном случае в срочном порядке Службы, осуществляющей контроль над объектом, органа местного управления, страховой компании, профсоюзного сообщества, госинспекции труда по субъекту РФ;
  • принятием мер защиты жизни и здоровья рабочих, окружающей среды, собственности третьих лиц от аварийных последствий;
  • содействием сохранению обстановки на месте происшествия до момента расследования, исключением являются случаи, когда необходима ликвидация последствий и оказание медицинской помощи.

  • занесение информации на фото, видео- и аудионосители, оформляется комиссия по созданию указанных материалов;
  • мероприятия по устранению разрушительных последствий на объекте;
  • проведение технического анализа причин бедствия, принятие мер по ликвидации и профилактике аварийных причин;
  • содействие комиссии по расследованию инцидента на предприятии.

Действия комиссии

В процессе расследования члены комиссии осуществляют ряд действий, необходимых для установления причин производственной аварии:

  • осмотр, создание фото-, аудио- видеоинформации, схем и места аварии;
  • оформление протокола по анализу происшествия;
  • ведётся расследование при взаимодействии с органами спасительных служб;
  • составление документальных подтверждений с помощью опроса свидетелей и объяснительных от должностных лиц;
  • анализ обстоятельств, приведших к страшной аварии или инциденту, установление перечня причин;
  • анализ характера нарушений технологий, условий эксплуатации объекта;
  • осуществление проверки производственного контроля;
  • анализ нормы соблюдения условий промбезопасности энергетических объектов и гидросооружений;
  • анализ соответствия объекта и технологий проектной документации;
  • сравнение правомерности проектных решений с их изменениями и выполнением;
  • выявление несоответствий в области применения оборудования;
  • выявление неисправностей средств защиты персонала;
  • анализ квалификации персонала;
  • проверка договора страхования относительно причинения вреда во время работы на объекте;
  • проверка качества технической документации по эксплуатации оборудования;
  • установка причин аварии техногенного характера и восстановление деталей её развития на основании опроса свидетелей, анализа документации, заключения экспертов, результатов следственного эксперимента;
  • определение отклонений от норм промышленной безопасности и анализ поведения лиц, ответственных за ошибки;
  • проверка исполнения обязанностей службой производственного контроля;
  • разработка методов по устранению предпосылок аварии и её повторного возникновения;
  • предварительное определение размера ущерба с учётом прямых потерь, социально-экономических убытков, ущерб из-за неправильно использованного потенциала объекта, вред, нанесённый окружающей среде.

Неотъемлемый документ для подготовки к техническому расследованию причин производственной аварии - это расчет экономического ущерба, подписанный руководством структурного подразделения.

По результатам расследования руководитель структурного подразделения оформляет приказ по устранению предпосылок и последствий аварии, внедрению мер по стабилизации производства и привлечению к ответственности лиц, совершивших нарушения законодательных, нормативных требований РФ.

Материалы технического расследования

Перечень материалов относительно причин аварии назначает председатель комиссии с учётом характера аварии.

Документация относительно причин происшествия на объекте включает:

  • приказ о создании комиссии расследования технических причин аварии;
  • акт расследования;
  • протокол исследования места аварии с фото- и видеоматериалами;
  • отчёт председателя комиссии о заключении экспертов при необходимости;
  • исследования экспертов о деталях аварии с предоставлением расчетов, графических приложений, прочего;
  • докладные от служб горноспасательных частей, газоспасательных, военизированных частей о процессе ликвидации аварии;
  • протоколы опроса сотрудников, причастных к аварии, должностных лиц, обеспечивающих безопасность;
  • заверенные копии документации по обучению персонала, выдержки из журналов инструктажа по трудовой охране;
  • справки о финансовом, экономическом, экологическом ущербе;
  • акт о производственном инциденте по установленному образцу;
  • копия договора страхования риска за получение вреда на производстве;
  • факты о нарушениях норм по промышленной, энергетической безопасности в документации с перечислением пунктов;
  • данные о несвоевременном информировании соответствующих организаций об аварии.

Учёт документации

Комиссия по техническому расследованию причин аварии рассматривает оригиналы документов, дополнительно - копии и выписки с них, заверенные уполномоченными лицами на объекте. Документы должны быть корректно оформленными, не иметь исправлений, подчисток, дополнений.

Результат определения причин аварийного происшествия заносят в акт расследования, который хранится до двух лет. По комплекту материалов направляют в территориальный орган службы расследования, организации, принимавшие участие в расследовании причин катастрофы, и прочие органы.

Учет инцидентов ведется работниками и службами, ответственными за производственный контроль промышленной безопасности в журнале регистраций, где указывают дату, место, характеристику, причины инцидента, время простоя, размер ущерба, методы устранения причин аварии.

На территории РФ функционирует около 45 тысяч потенциально небезопасных объектов промышленного производства, вследствие деятельности которых страдают и гибнут люди.

Аварии, вызванные нарушениями эксплуатации технических объектов, по своим масштабам начали приобретать катастрофический характер уже в 30-х годах XX ст. Влияние этих аварий порой переходит границы государств и охватывает целые регионы. Неблагоприятная экологическая обстановка, вызванная такими авариями, может сохраняться от нескольких дней до столетий. Ликвидация последствий требуетбольших затрат и привлечения многих специалистов.

В зависимости от масштабов, людских потерь и материального ущерба различают промышленные аварии и промышленные катастрофы.

Промышленная авария – повреждения, пожары, разрушения, уничтожение технических устройств или сооружений на промышленном объекте, происшедшие по конструктивным, производственным, технологическим или эксплуатационным причинам, а также по причине случайных и несанкционированных внешних воздействий, следствием которых могут быть человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и природной среде, значительные материальные потери.

Промышленная катастрофа – крупная промышленная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, либо вызвавшая разрушения и уничтожение объектов, материальных ценностей в значительных размерах, а также приведшая к серьезному ущербу окружающей природной среде.

Самые крупные техногенные катастрофы

Авария на Чернобыльской АЭС , произошедшая 26 апреля 1986 г. расценивается как крупнейшая в своём роде за всю историюатомной энергетики, как по предполагаемому количеству погибших и пострадавших от её последствий людей, так и поэкономическомуущербу. В течение первых трех месяцев после аварии погиб 31 человек,отдалённые последствия облучения, выявленные за последующие 15 лет, стали причиной гибели от 60 до 80 человек. 134 человека перенеслилучевую болезньтой или иной степени тяжести, более 115 тыс. человек из 30-километровой зоны были эвакуированы. Для ликвидации последствий были мобилизованы значительные ресурсы,более 600 тыс. человекучаствовали в ликвидации последствий аварии. Вокруг станции была создана беспрецедентная по размеру зона отчуждения.

Авария на АЭС Фукусима-1 - крупнаярадиационная авария, произошедшая11 марта2011 годав результате сильнейшего в истории Японииземлетрясенияи последовавшего за нимцунами. В конце 2012 года уровень радиации на побережье, где находится АЭС «Фукусима-1», превышал норму более чем в сто раз. В этом районе по-прежнему запрещено ловить рыбу.

Бхопальская катастрофа - крупнейшая по числу жертвтехногенная катастрофа, произошедшая в результате аварии на химическом заводеUnion CarbideвиндийскомгородеБхопал3 декабря1984 года, повлёкшая смерть, по крайней мере, 18 тысяч человек, из них 3 тысячи погибли непосредственно в день трагедии, и 15 тысяч - в последующие годы. По различным данным, общее количество пострадавших оценивается в 150-600 тысяч человек.

Непосредственной причиной трагедии стал аварийный выброс паров метилизоцианата, который в заводском резервуаре нагрелся выше температуры кипения (39 °C), что привело к повышению давления и разрыву аварийного клапана. В результате в атмосферу было выброшено около 42 т ядовитых паров. Облако метилизоцианата накрыло близлежащие трущобыи железнодорожный вокзал (находящийся в 2 км от предприятия). Большое число жертв объясняется высокой плотностью населения, несвоевременным информированием населения, нехваткой медперсонала, а также неблагоприятными погодными условиями - облако тяжёлых паров разносилось ветром.

Авария на Саяно-Шушенской ГЭС - индустриальнаятехногенная катастрофа, произошедшая17 августа2009 года. Авария, на данный момент, является крупнейшей в истории катастрофой на гидроэнергетическом объектеРоссиии одной из самых значительных в истории мировойгидроэнергетики.

В результате аварии погибло 75 человек, оборудованию и помещениям станции нанесён серьёзный ущерб. Последствия аварии отразились на экологическойобстановкеакватории, прилегающей кГЭС, на социальной и экономической сферах региона. В результате проведённого расследованияРостехнадзорнепосредственной причиной аварии назвал разрушениешпилеккрепления крышки турбиныгидроагрегата, вызванное дополнительными динамическими нагрузками переменного характера, которому предшествовало образование и развитиеусталостных поврежденийузлов крепления, что привело к срыву крышки и затоплению машинного зала станции.

Взрыв нефтяного танкера Prestige. Произошел 13 ноября 2002 года, в результате чего 77000 тонн горючего ушло в океан, что стало крупнейшим разливом нефтепродуктов в истории Европы. Убытки в ходе работ по устранению нефтяного пятна составили 12 миллиардов долларов.

Взрыв на нефтяной платформе Piper Alpha, который произошел 6 июля 1988 года был признан самой ужасной катастрофой за всю историю нефтедобывающей отрасли. Piper Alpha - единственная в мире сгоревшая нефтедобывающая платформа. В результате утечки газа и последующего взрыва, а также в результате непродуманных и нерешительных действий персонала погибло 167 человек из 226 находившихся в тот момент на платформе.

Столкновение топливной автоцистерны и легкового автомобиля, произошедшее 26 августа 2004 г. на мосту Wiehltal в Германии. Эта катастрофа по масштабности превзошла все известные транспортные катастрофы. Машина, проезжая по мосту на огромной скорости, врезалась в едущий навстречу полный бензовоз, произошёл взрыв, который практически уничтожил мост.

Исследования многочисленных промышленных аварий и катастроф подтверждают тот факт, что масштабы и тяжесть их последствий находятся в прямой зависимости от энергетических потенциалов технологических систем. В соответствии с этим различают следующие виды аварий :

      Транспортные аварии.

      Пожары, взрывы, угрозы взрывов.

      Аварии с выбросом (угрозой выброса) опасных химических веществ (ОХВ).

      Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ (РВ).

      Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ (БОВ).

      Внезапное обрушение зданий, сооружений.

      Аварии на электроэнергетических системах.

      Гидродинамические аварии.

      Аварии на очистных сооружениях (ОС).

      Аварии в коммунальных системах жизнеобеспечения.

Количество аварий во всех сферах производственной деятельности растет в связи с широким использованием новых технологий и материалов, массовым применением опасных веществ в промышленности и сельском хозяйстве. Все чаще аварии принимают катастрофический характер, приводя к уничтожению объектов и тяжелыми экологическими последствиями. Статистические данные говорят о том, что ежегодно около 65% чрезвычайных ситуаций, происходящих в Украине, носят техногенный характер.

Анализ причин аварий и катастроф показывает, что, независимо от производства, в подавляющем большинстве случаев, они имеют одинаковые фазы развития. Обычно аварии предшествует возникновение или накопление дефектов в оборудовании или отклонение от нормального ведения процесса, которые сами по себе не представляют угрозы, но создают предпосылки для аварии. Однако эта фаза очень важна, так как на этой стадии возможно предотвращение аварии. Во второй фазе происходит какое-либо инициирующее событие, обычно неожиданное. Как правило, во второй фазе нет ни времени, ни средств для эффективных действий. Собственно, авария происходит в третьей фазе, как следствие двух предыдущих.

Характер последствий производственных аварий и катастроф зависит от вида аварии (катастрофы), ее масштабов и особенностей предприятия, на котором возникла авария.

В соответствии с «Положением о разработке планов локализации и ликвидации аварийных ситуаций и аварий» утвержденного приказом Комитета понадзору за охраной труда Украины от17.06.1999 N 112 в зависимости от масштаба выделяют три уровня производственных аварий: А, Б и В.

На уровне «А» авария характеризуется развитием аварии в пределах одного производства (цеха, отделения, производственного участка), являющегося структурным подразделением предприятия.

На уровне «Б» авария характеризуется переходом за пределы структурного подразделения и развитием ее в пределах предприятия.

На уровне «В» авария характеризуется развитием и переходом за пределы территории предприятия, возможностью воздействия поражающих факторов аварии на население близлежащих населенных пунктов и другие предприятия (объекты), а также на окружающую среду.

Основными причинами возникновения промышленных аварий и катастроф являются:

Нарушение трудовой и технологической дисциплины на производстве;

Грубые нарушения требований безопасности;

Потеря или ослабление управления безопасностью;

Износ основного технологического оборудования и производственных фондов;

Прекращение научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ по совершенствованию систем наблюдения и ликвидации аварий;

Снижение степени воздействия руководителей и специалистов на исполнителей и снижение ответственности на всех уровнях управления;

Ухудшение материально-технического обеспечения качества регламентных работ, износ и разрушение систем противоаварийной защиты;

Уменьшение количественного состава инженерных служб технической безопасности, объемов технической подготовки оперативного ремонтного персонала, снижение производственной квалификации работников;

Просчеты при проектировании и недостаточный уровень современных знаний;

Некачественное строительство или отступление от проекта;

Непродуманное размещение производства.

По статистике за последние несколько лет количество дорожных происшествий хоть и снижается, но остается на достаточно высоком уровне. Основными являются нарушение правил движения и принятие алкоголя.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

В некоторых ситуациях выяснять виновность того или иного участника движения необходимо через суд, так же как и взыскивать компенсацию полученного ущерба, что привело к наличию множества примеров принятых решений, чему и посвящена данная статья.

Примеры

Итак, рассмотрим какие решения были приняты судом в спорных ситуациях на проезжей части.

Обоюдная вина при ДТП

Обоюдная вина устанавливается правоохранительными органами, если оба участника столкновения нарушили какие-либо правила движения в той или иной степени ставшие причиной аварии.

Обоюдная вина может быть:

Равнозначной 50% на 50%
Неравнозначной например, 25% на 75%

В первом случае ни один участник столкновения не имеет права на получение страхового возмещения, то есть ремонт поврежденного автомобиля производится каждым участником аварии самостоятельно.

Во второй ситуации водитель, менее виновный в столкновении имеет возможность получить страховую компенсацию в сниженной сумме (пропорционально степени виновности).

Именно по этой причине чаще всего водители, которым вменяется обоюдная вина, обращаются в судебные органы.

В начале 2019 года подобное дело рассматривалось Ленинским районным судом города Санкт-Петербурга.

Столкновение между автомобилями А и В произошло 12 марта 2019 года. Для оформления происшествия на место аварии был вызван экипаж ГИБДД.

Сотрудник автоинспекции Иванов А.А вынес постановления:

  • о нарушении водителем автомобиля А скоростного режима ();
  • о нарушении водителем транспортного средства В правил пересечения перекрестков ().

В происшествии установлена обоюдная вина. Однако водитель автомобиля А считает. Что менее виновен в столкновении, так как по вине второго участника аварии был затруднен проезд по перекрестку.

Исковое заявление с копиями документов, составленных сотрудниками автоинспекции, были поданы в суд.

В ходе рассмотрения дела, проведения экспертиз и определения возможностей обеих сторон было выявлено, что водитель автомобиля А в равной степени, как и водитель автомобиля В имел возможность предотвратить столкновение.

Таким образом, суд оставил иск без удовлетворения, то есть вина была признана за обоими водителями в равной степени.

Взыскание морального и материального ущерба

В случае установления виновности водителя автотранспортного средства можно взыскать:

  • материальный вред;
  • моральный вред.

Материальный вред, то есть вред, причиненный имуществу пострадавшей стороны, взыскивается с виновника на основании .

Если у водителя – виновника столкновения есть действующий , то компенсация ущерба будет произведена страховой компанией, с которой заключен соответствующий страховой договор.

Если полис не действителен (например, просрочен) или отсутствует, то ущерб на основании решения суда взыскивается непосредственно с виновника аварии.

Кроме этого виновная в дорожной аварии сторона на основании Гражданского Кодекса (), как владелец источника повышенной опасности (автомобиля) обязан выплатить пострадавшей стороне и моральный вред.

В октябре 2019 года дело о взыскании материального и морального ущерба было рассмотрено районным судом в г. Киров.

Столкновение между транспортными средствами произошло на регулируемом перекрестке. Причиной аварии стало игнорирование сигнала светофора одним из водителей. При проведении расследования оказалось, что у отсутствует автогражданка.

После получения всех документов пострадавший обратился в суд для взыскания компенсации, необходимой для ремонта автомобиля, в размере 123 600 рублей и морального вреда в размере 100 000 рублей .

Основание для компенсации морального ущерба стало медицинское заключение, в котором указывалось, что сильнейший стресс, вызванный ДТП привел к нарушению в работе нервной системы.

Суд, рассмотрев предоставленные документы, постановил:

Бесконтактное происшествие

Под бесконтактным ДТП понимается ситуация, когда столкновение с автомобилем, пешеходом или иным имуществом, принадлежащим третьему лицу, произошло в результате действий водителя, создавшего помеху виновнику аварии.

Например, ситуация может быть следующей:

  • водитель автомобиля 1 поворачивает на право с левой полосы, что создает помеху автомобилю 2;
  • чтобы избежать столкновения водитель автомобиля 2 резко поворачивает вправо и сталкивается с ограждением, пешеходом, киоском и так далее.

Такая авария оформляется исключительно сотрудниками автоинспекции. В документах необходимо указать, что причиной столкновения стали противоправные действия водителя 1 ().

Получить компенсацию от страховой компании в данной ситуации практически невозможно, поэтому в большинстве случаев пострадавшая сторона обращается в суд.

Для проведения корректного расследования и установления виновности необходимо предоставить суду:

  • оформленные правоохранительными органами документы;
  • показания свидетелей;
  • записи с видеорегистраторов или видеокамер.

Как показывает практика, суд достаточно часто признает виновность водителя, создавшего помеху и взыскивает компенсацию полученного ущерба в полном объеме.

Например, в январе 2019 года подобное происшествие было рассмотрено в Волгограде. Водитель автомобиля А, двигавшегося на перекрестке по главной дороге, ушел от столкновения с автомобилем В, который проигнорировал знак «Уступи дорогу» и не пропустил транспортное средство А.

Для избегания столкновения водитель автотранспорта А принял решение перестоится на второю полосу движения, но не рассчитав расстояние и скорость столкнулся с автомобилем С.

Приехавшие на место происшествия сотрудники автоинспекции установили, что виновником столкновения является водитель автомобиля В. однако суд, приняв во внимание запись с видеорегистратора, установленного на автомобиле С, принял решение о виновности водителя машины А и выплате компенсации собственникам обоих пострадавших автомобилей.

Со смертельным исходом

В апреле 2019 года на равнозначном перекрестке в городе Сочи произошло ДТП, в результате которого погиб пассажир одного из автомобилей – участников столкновения.

При рассмотрении обстоятельств случившегося была установлена вина водителя автомобиля А, который существенно превысил установленную на данном участке дороги скорость.

По страховому полису ОСАГО сын погибшего получил страховую выплату в размере 500 000 рублей . Однако через неделю после смерти отца попал в больницу с диагнозом сильнейшее нервное расстройство.

Медицинская помощь была оказана в полном объеме. Для получения компенсации с виновника сын погибшего обратился в суд, предоставив все документы.

Суд постановил:

С животными

Нередко аварии на загородных участках трассы происходят по причине столкновения с животными.

Данный случай не является страховым по полисам ОСАГО, то есть получить денежные средства на ремонт авто со страховой компании не получится.

Для этого необходимо подать на виновника в суд. Подобный случай недавно произошел в Костроме.

ДТП между автомобилями произошло по вине водителя А, который нарушил правила проезда перекрестков. В ходе выяснения обстоятельств случившегося обнаружилось в момент столкновения водитель – виновник аварии был пьян, что позволяет страховой организации воспользоваться правом на суброгацию.

Пострадавшей стороне была выплачена компенсации в размере 320 000 рублей, что доказывается документами и показания получателя.

Суд постановил:

  • взыскать затраченные страховой компанией средства в полном объеме;
  • получить с виновника ДТП сумму в размере 4 850 рублей , которая была потрачена страховой компанией на ведение дела о дорожной аварии;
  • лишить водителя прав на срок 1 год 6 месяцев;
  • взыскать в пользу государства штраф в размере 30 000 рублей (по статье 12.8 КоАП).

По вине дорожных служб

Если причиной дорожного происшествия стало плохое дорожное покрытие, отсутствие предупреждающих знаков о проведении ремонт работ и так далее, то взыскать средства на ремонт автомобиля можно с дорожной службы, которая обслуживает (ремонтирует) данный участок проезжей части.

Аналогичное было рассмотрено в Ярославле. Водитель легкового автомобиля попал в яму, которая по габаритным размерам превышала установленные нормы.

В результате были получены следующие повреждения:

  • пробито колесо;
  • поврежден передний бампер;
  • потекла стояка стабилизатора.

Сумма для ремонта, определенная результатом независимой экспертизы составила 54 000 рублей .

Собственником автомобиля было подано заявление в суд, который, рассмотрев дело, постановил взыскать всю сумму ущерба с дорожной службы, которая во время не провела ремонт дороги и не установила ограждения на опасном участке.

Повреждение груза

В результате ДТП ущерб может быть причине не только транспортным средствам и людям) водителям, пассажирам, пешеходам, третьим лицам), но и перевозимому грузу.

При повреждении груза так же можно рассчитывать на получение компенсации с виновника аварии, так как страховой полис ОСАГО таких расходов не покрывает.

В октябре 2019 года в Саратове в результате ДТП пострадал автомобиль А, который использовался интернет магазином для развозки заказов. По данным ГИБДД виновником аварии был признан водитель автомобиля Б.

Поскольку у обоих участников ДТП были действующие автогражданки, то ремонт автомобиля А был произведен за счет средств страховой компании.

Однако владелец интернет магазина обратился в суд с иском о взыскании с виновной стороны суммы в 278 000 рублей за повреждение товаров.

Суд удовлетворил иск пострадавшей стороны.

Утраченный заработок

Кроме морального и материального вреда с виновника аварии в некоторых ситуациях можно взыскать сумму утраченного заработка.

Например, после ДТП, произошедшего в Ульяновске, водитель пострадавшего автомобиля вынужден был проходить лечение в стационаре в течение 3 месяцев. Кроме этого пострадавшему требовался курс реабилитации в санатории.

Обратившись в суд после полного выздоровления, пострадавший сумел взыскать с виновника происшествия:

Автомобиль был восстановлен за счет страховой компании.

На переезде

Достаточно большое количество аварий ежегодно происходит на железнодорожном переезде.

Недавно подобная авария произошла в Свердловской области. Водитель грузового автомобиля, проигнорировав запрещающий сигнал светофора и закрывающийся шлагбаум, столкнулся с локомотивом, производившим маневренные работы на перегоне.

Для взыскания компенсации ущерба владелец локомотива обратился в суд, который полностью признал вину водителя и обязал оплатить ремонт поврежденного имущества.

Из-за гололёда

Нередко ДТП на проезжей части случаются в темное время суток, например, ДТП с выключенными фарами и при условии гололеда. Кто виновен в ситуации, если на дороге гололед и с кого необходимо взыскивать компенсацию ущерба.

Судебная практика по данным делам неоднозначна. Например, водитель автомобиля, ставшего виновником ДТП в Курске нарушил скоростной режим, что привело к столкновению с другим автомобилем.

Виновник аварии обратился в суд с иском к дорожной службе, не обработавшей дорогу. Однако суд постановил, что вины дорожников нет, так как водителем неправильно выбран скоростной режим в условиях гололедицы.

Кроме этого на участке дороги был установлен предупреждающий об опасности знак.

По вине пешехода

Достаточно часто виновниками ДТП становятся пешеходы, которые переходят дорогу в неположенном месте или игнорируют сигналы светофора.

В этой ситуации компенсация вреда может быть выплачена по полисам КАСКО или ОСАГО. Однако полученных средств может быть недостаточно.

В случае с КАСКО возможно взыскание франшизы с виновника ДТП. Аналогичное дело было рассмотрено в марте в одном из районных судов Москвы.

Автомобиль сбил пешехода, переходившего проезжую часть в неположенном месте, на основании чего и была установлена виновность пешехода.

Ремонт поврежденного автомобиля был произведен по КАСКО, однако страховой договор был заключен с условием франшизы в размере 30 000 рублей . Именно эта сумма и была взыскана судом с пешехода.

В случае получения компенсационной никаких проблем у водителя автотранспорта не возникает, но страховая компания имеет возможность покрыть ущерб за счет пешехода, признанного виновным в столкновении.

Для этого автостраховщику необходимо обратиться в суд, что и было сделано в ноябре 2019 года в Краснодаре.

Сотрудниками ГИБДД, оформившими наезд на пешехода, была установлена виновность последнего, так как он переходил дорогу на красный сигнал светофора.

В результате аварии автомобилем получены повреждения, для устранения которых требовалось 34 000 рублей .

Страховая компания восстановила авто за счет собственных средств, но затем обратилась в суд для взыскания ущерба с пешехода, который удовлетворил предъявленные требования в полном объеме.

Просмотров