Ступичный подшипник - замена своими руками. Как самостоятельно проверить и заменить ступичный подшипник Как поменять подшипник ступицы

Многие водители узнают о том, что в автомобиле есть деталь под названием «ступица», слишком поздно. Когда уже требуется обязательный ремонт, ведь автомобиль не может более продолжать движение. Подшипник ступицы колеса, ставший причиной поломки, превращается для них в деталь, требующую к себе незамедлительного внимания. Куда же они смотрели раньше?! Ещё на стадии ослабления подшипника можно было бы провести диагностику и избежать , которая может случиться в любом месте в самый непредвиденный час. В этой статье хотелось бы не только рассказать о том, как заменить эту деталь, но и привести способы правильной эксплуатации автомобиля и своевременного ухода за ним.

Своевременная диагностика - залог длительной эксплуатации подшипника

Что представляет собой подшипник ступицы переднего колеса? Оказывается, эта деталь берёт на себя многочисленные и по-настоящему экстремальные нагрузки! И удары неровного асфальта о колесо, и разрушительные колебания, оставляемые плохими грунтовыми дорогами, грязь, соль и влага, отсутствие смазки - одним словом, подшипник ступицы всегда под ударом.

Следить за состоянием подшипника ступицы, учат опытные шофёры, столь же важно и необходимо, как и присматривать за дорогой в процессе вождения. Действительно, что толку от , автомобиль которого, как неразорвавшаяся граната, готов в любую секунду привести к беде? Подшипник, который выйдет из строя на высокой скорости - это огромный риск. Колёса, обеспечивающие контакт с дорогой, выйдут из строя, и всё, пиши пропало! Если повезёт и автомобиль не перевернётся, то продолжить движение дальше можно будет лишь после того, как водитель сам заменит подшипник. А делать это, к сожалению, умеют не все. Но предназначение этой статьи - именно научить и дать практическую информацию, которая пригодится в критические моменты.

Рассмотрим, прежде чем переходить к алгоритму замены подшипника, основные характеристики этой детали, его виды и т. д. Оказывается, в современных легковых автомобилях встречается два типа подшипников - роликовые и диагональные. Первый тип очень восприимчив к установке, которая, если провести неправильно, моментально выведет из строя деталь. Новички, не знающие этой особенности роликовых подшипников ступицы, бывают обмануты недобросовестными работниками СТО, проводящими замену некачественно и на скорую руку.

Второй тип подшипника ступицы обладает большей износоустойчивостью и способен выдерживать большие нагрузки. Но и их работа зависит от правильной установки. Дело в том, что длительная их эксплуатация напрямую обусловливается крепкой затяжкой. В противном случае, как и роликовый тип, он выйдет из строя по истечении определённого времени.

Затяжка момента подшипника - это операция, которая должна осуществляться строго в соответствии с техническими рекомендациями для определённой модели автомобиля.

Если раньше, лет эдак двадцать назад, регулировка подшипников требовала особых навыков, наличия специальных инструментов, которые было очень трудно найти, то теперь проблем в этом плане нет. Сегодня каждый водитель может приобрести полезный и специализированный инструментарий, а также получить информацию, дающую возможность самостоятельно следить за состоянием подшипников и других элементов своего автомобиля. Если раньше водитель не имел возможности это сделать, хотя желания у него было хоть отбавляй, и он придумывал различные кустарные методы ремонта и диагностики (в большей своей части заслуживающие высокой оценки), то большей части современных седоков-рулевиков просто лень что-либо сделать самим.

Как определить, что подшипник вышел из строя?

Признаком проблем со ступицей почти всегда выступает следующий момент. Во время движения автомобиля по неровной дороге или при поворотах, а в некоторых случаях и при резком ускорении со стороны колеса доносится своеобразный стук, а вернее, лязг. В этом случае причина может скрываться либо в выходе из строя подшипника, либо это может свидетельствовать о чрезмерном износе .

Чтобы окончательно убедиться в «кончине» подшипника, нужно после относительно длительной поездки дотронуться рукой до , который, если чрезмерно горячий (можно сравнить температуру обоих колёсных дисков), окончательно доказывает версию выхода из строя подшипника.

Более детально диагностика проводится следующим способом.

  • Автомобиль поднимается на домкрат. Поднять надо ту сторону, которая подозревается в износе подшипника. Не забываем на земле расслабить болты крепления колеса. Подставляем под кузов опору, а под задние колёса противооткатные бруски.
  • Берёмся левой рукой за верхнюю и правой рукой за нижнюю части колеса. Начинаем покачивать его, прикладывая максимум усилий. Если вышел из строя подшипник, то начнёт доноситься глухой стук. Для полного убеждения просим кого-нибудь нажать на педаль тормоза, а сами продолжаем покачивание. Если стук пропал, подшипник точно негоден.

Алгоритм проведения замены подшипников переднего и заднего колеса

Для начала узнаем, какие инструменты нам понадобятся. Обязательно нужны: молоток, специальный съёмник, ключ на 17 мм, щипцы для снятия стопорных колец, надставка.

Замена переднего подшипника на примере автомобиля Дэу Нексия

Замена подшипника ступицы переднего колеса начинается со следующего:

  • Болты крепления переднего колеса ослабляем. Также развальцовываем и ослабляем гайку ступицы.
  • Поднимаем автомобиль на домкрат и снимаем переднее колесо. Не забываем поставить упор под кузов и противооткатные бруски под задние колёса.
  • Находим гайку, фиксирующую рулевой наконечник, и выкручиваем её. Сам рулевой наконечник выпрессовываем при помощи съёмника.
  • Отводим рулевой наконечник от передней стойки.
  • Теперь нам надо найти два металлических колпачка, которые уберегают от грязи крепления суппорта. Снимаем их.
  • Ключом-шестигранником на «10» выкручиваем болты суппорта.
  • Снимаем суппорт и вешаем на проволоку, чтобы не мешал.
  • Пришла пора открутить гайку шаровой опоры.
  • После откручивания шаровую опору выбиваем.
  • Снимаем тормозной диск.
  • Откручиваем гайку со ступицы.
  • Идём под капот и ослабляем две гайки, которые держат стойку на чашке.
  • Идём опять под машину и рычаг шаровой опоры оттягиваем вниз. Стойку выдёргиваем с места, но так, чтобы не выдернуть и вал привода.
  • Полностью снимаем стойку.
  • После выбивания ступицы из переднего подшипника на ней останется кольцо.
  • Подшипник надо будет выбить, а кольцо со ступицы срезать болгаркой.
  • Новую деталь нужно будет со всей аккуратностью впрессовать или вбить на место.

Подшипник ступицы заднего колеса заменяется аналогичным способом.

  • Снимаем заднее колесо.
  • Устанавливаем подставку под кузов.
  • Откручиваем болты барабана и оси ступицы. Если надо, брызгаем WD-40.
  • Демонтируем .
  • Снимаем колпак ступицы.
  • Снимаем гайку, сквозь которую вдет стопор. Его надо разогнуть и вытащить щипцами.
  • Перед нами ось, с которой надо будет снять внутреннее кольцо подшипника. Сделать это можно с помощью съёмников либо полностью снять ось, открутив 4 гайки с обратной стороны.
  • Обойма снимается отвёрткой, а зубилом аккуратно сбивается с оси внутреннее кольцо.
  • Новый подшипник запрессовывается с помощью старой обоймы.
  • Затягиваем гайку после сборки, прилагая определённое усилие. Можно использовать динамометрический ключ.

Помним, что после проведённой операции надо немного проездить на автомобиле, максимум дня три-четыре. После этого надо обязательно снова подтянуть гайку до удаления люфта.

Важные моменты

  • Желательно менять подшипники на обоих передних или задних колёсах, независимо от того, цела там деталь или нет.
  • Выбирать нужно правильную смазку под подшипники.
  • Никогда нельзя бить молотком прямо по подшипнику, а делать это с помощью надставки из дерева.
  • Нельзя ставить зазор в ступичных узлах, так как на заводе они собраны уже с учётом всех зазоров.
  • При проведении замены подшипника надо обязательно проверять состояние корпуса и оси.
  • На ступичных узлах нельзя перемещать или регулировать уплотнение.

Научившись самостоятельно диагностировать и заменять подшипник ступицы, можно смело причислить себя к группе опытных водителей, всегда знающих, что им делать в трудной ситуации. Помните, что ни в одной не проведут тщательнее и аккуратнее, чем вы сами. Только владелец автомобиля способен по-настоящему позаботиться о нём, опекая его своевременной диагностикой и заменой испортившихся деталей.

Если при движении автомобиля в районе колеса слышится неприятный шум, который может исчезать при вхождении в резкий поворот, то это говорит о неисправности ступичного подшипника ВАЗ 2110.

Это довольно частая неисправность, она встречается на каждой четвертой машине с большим пробегом. Исправить ситуацию несложно, надо лишь располагать гаражным помещением с ямой и подробной инструкцией к работе.

Инструмент и запчасти

Дело в том, что подшипник ступицы ВАЗ 2110 представляет собой небольшую деталь, и для того, чтобы работать с ней, необходимо достаточное освещение и некоторое удобство. Поэтому автомобиль, приготовленный к ремонту, следует загнать на смотровую яму и создать достаточный доступ света на ремонтный узел.

Прежде, чем спускаться в яму, необходимо приготовить все инструменты и материалы. Нужно также отметить, что провести замену передних подшипников ступицы гораздо труднее, чем проделать ту же работу с задними компонентами.

Поэтому начинать работу надо именно с переднего узла.

Следует привести перечень необходимых инструментов:

  • Специальный съемник, чтобы осуществить съем подшипника;
  • Так называемая оправка, то есть срез трубы нужного размера. Это устройство применяется для того, чтобы выбивать ступицы;
  • Головка на 30, оснащенная качественным воротком;
  • Ключи накидного типа 19-го и 17-го размера.

Помимо этого нужно приобрести новые подходящие подшипники, которые понадобятся для замены. Для автомобиля ВАЗ 2110 следует выбирать подшипниковые детали российского производства, а не отдавать предпочтение китайским аналогам. Разница в цене на эти изделия небольшая, поэтому не стоит экспериментировать.

Этапы работы

Начинается работа с того, что автомобиль устанавливается в комфортное положение и на первую передачу. Для того чтобы он не покатился лучше установить под колеса специальные противооткатные упоры.

Теперь можно спускаться в смотровую яму и приступать к действиям, которые проводятся в следующем порядке:

  1. С помощью ключа следует открутить болты колес, в след за которыми отворачиваются ключем на 30 подшипниковые гайки со ступиц передних колес. Тут стоит заметить, что если на автомобиле ВАЗ 2110 установлены литые диски, то придется снять колеса.
    Чтобы получилось повернуть гайки передних ступиц необходимо в момент отворота нажимать на педаль тормоза, поэтому здесь нужен помощник;
  2. Теперь необходимо воспользоваться отверткой и с ее помощью отжать суппорта;
  3. Как только они будут отжаты, надо с помощью 17-го ключа открутить суппорта от поворотных кулаков. В результате этих манипуляций суппорт может повиснуть на тормозном шланге, чтобы этого не произошло надо аккуратно его подвязать;
  4. Далее надо аккуратно выкрутить диски тормоза непосредственно из ступиц.

Кроме перечисленных видов работ может понадобиться, также, снять:

  • Цапфу в сборе;
  • Колпак ступицы;
  • Стопорное кольцо.

После этого мастеру доступна деталь ступицы и ее можно заменить. Существует несколько вариантов переустановки компонента, поэтому следует сказать несколько слов о каждом.

Способы замены

Первый способ

  • В первом случае необходимо обязательно воспользоваться съемником для снятия подшипника;
  • Достаточно просто аккуратно вынуть подшипник и заменить его новым;
  • После установки все действия, приведенные выше, следует провести в обратном порядке.

К основным преимуществам этого метода является тот факт, что мастеру не нужно будет трогать болт регулировки развала, который очень трудно потом поставить на место.

Если говорить о недостатках, то можно отметить следующее: мастеру придется принять очень неудобную позу для выполнения действий. Именно поэтому необходимо приготовить подъемник и забраться в смотровую яму.

Но все же очень неудобно автолюбителю в такой позе выбивать ступицы и заниматься запрессовкой подшипникового узла.

Второй способ

Состоит из следующих шагов:

  • Чтобы снять подшипник вторым способом надо аккуратно провести демонтаж поворотного кулака и снять полностью ступицу;
  • После этого мастеру понадобится перейти на верстак;
  • Непосредственно на верстаке производится замена подшипника ступицы ВАЗ 2110;
  • После этого все устанавливается обратно, так же, как было снято до этого.

Этот способ, несомненно, намного легче первого, но поскольку он затрагивает развал, то проблем с регулировкой не избежать. Прежде чем приступить к выкручиванию болтов крепления кулака от стойки, необходимо отметить мелом или маркером их положение.

Первая меточка в этом случае будет указывать на место положения регулировочного болта на стойке. Вторая меточка будет указывать прежнее положение кулаков.

После того, как мастер приступит к сборке, он будет ориентироваться как раз на эти метки. Конечно, большой точности будет добиться сложно и вернуть детали на их место не получится. Но при аккуратной работе погрешности в установке можно свести к минимуму.

Следует провести некоторые этапы работы:

  • Мастер ставит метки;
  • Выбивает болты кулака;
  • Выкручивает крепежные болты из нижней шаровой опоры;
  • Подшипник должен быть выбит из ступицы;
  • Стопорные кольца демонтируются;
  • С помощью тисков подшипники расспресовываются.

Перед проведением обратного монтажа пространство в кулаках надо качественно и обильно смазать.

Этот метод часто применяют в случае ремонта не только одного подшипникового компонента, но и всей ходовой части. В результате этого способа можно будет спокойно заменить также и шаровые опоры, сайлентблоки рычагов и рулевых наконечников.

Третий способ

Проводится в следующем порядке:

  • В этом случае потребуется снять всю стойку полностью;
  • После того, как все компоненты будут сняты, мастеру потребуются специальные тиски;
  • На тисках произойдет замена подшипника ступицы и все детали будут установлены обратно.

Этот метод является наиболее сложным и трудным, потому что в нем мастеру потребуется демонтировать всю стойку. Кроме того, необходимо будет распрессовать рулевой наконечник, а еще нужно открутить крепежные гайки, они фиксируют к кузовному основанию верхнюю опору.

Непосредственно снятие этого узла ВАЗ 2110 производят только после того, как вся стойка будет демонтирована с автомобиля. А этот процесс занимает много времени.

Нюансы

В процессе обратного сбора всего узла надо действовать следующим образом:

  • Запрессовать подшипники;
  • Поставить стопорные кольца;
  • Собрать кулаки;
  • Монтировать на них новые подшипниковые компоненты;
  • Монтировать узел на ступицы;
  • С помощью оправки надо забить ступицы до упора.

Можно для запрессовывания подшипниковых деталей применять съемник или пресс. Но ни в коем случае не следует пользоваться молотком, так как в этом случае неизбежно произойдет растрескивание компонента.Усилия надо направлять на наружные кольца.

Надо отметить и тот факт, что в ступицы устанавливаются шариковые двухрядные подшипники, которым не требуются смазочные и регулировочные мероприятия.

В следствие отсутствия такого ухода подшипники ВАЗ 2110 при снятии из ступицы непременно разрушатся, поэтому прибегать к этой мере следует только для полной замены.

Работа со съемником

Если все-таки нет желания портить подшипник, то можно его заменить не выбивая из ступицы. Для того чтобы его оттуда извлечь можно воспользоваться специальным съемником. Снятие с помощью этого устройства гораздо легче.

Для этого надо аккуратно ввести лапки съемника в проточки на ступице и извлечь кольцо. Иногда для этого требуются некоторые усилия, кольцо надо поддеть отверткой и снять. С помощью устройства снимается деталь и зачищаются зазубрины на компоненте.

Далее с помощью съемника можно также и запрессовать новую часть в поворотный кулак. Этот инструмент позволяет качественно запрессовать ступицу. Работа с инструментом такого плана значительно облегчает весь процесс, и мастеру понадобится меньше времени на все снятие и установку. Но для действий с агрегатом требуется некоторый навык и большая аккуратность.

Как видно из этой статьи, даже такая несложная ремонтная работа, как замена подшипника ступицы, может иметь множество нюансов.

Ступичные подшипники на автомобилях отечественного производства изнашиваются быстро. Замена подшипников как на передних, так и на задних ступицах - задача непростая, но выполнимая. О том, как самостоятельно заменить подшипник на передней ступице ВАЗ 2109, мы и расскажем в данной статье.

Что такое ступичный подшипник

Ступичный подшипник - важнейшая деталь автомобиля. Его главная задача - обеспечить плавное и равномерное вращение колеса. Он выступает в качестве связующего звена между осью машины и ступицей (на которую с помощью шпилек крепятся тормозные диски и колесо). Увидеть ступичный подшипник снаружи невозможно. Чтобы до него добраться, придётся снимать с машины так называемый поворотный кулачок, внутри которого и находится этот подшипник.

Внешний вид ступичного подшипника автомобиля ВАЗ 2109

Схема расположения ступичного подшипника на ВАЗ 2109

Конструкция подшипников может быть разной. Они бывают как шариковыми, так и роликовыми (это зависит как от марки подшипника, так и от автопроизводителя). Поскольку речь в статье идёт об автомобиле ВАЗ 2109, то автовладельцу придётся иметь дело с двухрядными ступичными шариковыми подшипниками закрытого типа, более известными как HUB-1. Именно их ставят практически на все «девятки», причём надёжность данных подшипников оставляет желать лучшего.

Когда следует менять подшипник передней ступицы

Сразу следует сказать, что подшипники как на передних, так и на задних ступицах ВАЗ 2109 не имеют строго оговорённого срока службы. Если брать усреднённые данные, приводимые самими автовладельцами, то получится, что новый ступичный подшипник отечественного производства может успешно пройти до 100 000 километров.
После этой цифры могут начаться проблемы.

Что приводит к быстрому износу

  1. Плохие дороги. В ходе движения по плохой дороге на ступичные подшипники действует не только сила трения, но и огромные ударные нагрузки. Некоторое время подшипник успешно справляется со всем этим, но потом может возникнуть так называемая «усталость металла», которая и приведёт к быстрому разрушению этой детали.
  2. Перегрев. В ходе работы подшипник то нагревается, то остывает. Такие перепады температур вредны для любой детали, но в нашей стране они усугубляются ещё и климатом (регулярный нагрев и резкое охлаждение на морозе в 40 градусов явно не пойдёт подшипникам на пользу).
  3. Агрессивная среда. Это означает, что в ступицу иногда попадает влага, грязь, химические реагенты, которыми посыпают дороги. Грязь и песок могут действовать как абразив, а влага и химия могут вызывать коррозию.

Итог один: преждевременный износ.
Главным признаком того, что подшипники пора менять, является характерное низкое гудение, возникающее в районе колеса во время движения машины. И чем выше скорость движения машины, тем гудение громче. Вначале, когда подшипник ещё не очень изношен, это гудение практически не слышно, оно то появляется, то пропадает. Но по мере износа оно перерастает в настоящий вой, который трудно не услышать.
Если подшипник уже «завыл», это означает только одно: нужно срочно его менять. Если этого не сделать, колесо просто заклинит. А если это произойдёт во время движения на высокой скорости, машину обязательно занесёт, что, в свою очередь, приведёт к ДТП.

Как произвести замену на ВАЗ 2109

В целом процесс замены делится на несколько этапов, но перед этим следует запастись всем необходимым.

Необходимый инструмент

Съёмник для ступичных подшипников (можно приобрести в любом автомагазине, либо сделать самостоятельно), накидной ключ на 19, накидной ключ на 17, торцовый ключ с головкой на 30, отвёртка (с плоским жалом), круглогубцы, тиски.

Инструментарий на фото

Щётка металлическая Тиски для выпрессовки, средних размеров Комплект накидных ключей
Круглогубцы для снятия стопорного кольца Плоская отвёртка, средних размеров Торцовая головка на 30
Съёмник для выпрессовки подшипников

Последовательность действий

  1. Прежде всего, в машине следует включить первую передачу, после чего автомобиль ставится на ручник. Под задние колёса необходимо поместить противооткатные башмаки.
  2. Автомобиль поддомкрачивается, колесо, в ступице которого повреждён подшипник, снимается.

    Машина на домкрате, колесо снято, видна ступица

  3. Торцовым ключом на 30 откручивается гайка ступичного подшипника.

    Гайка откручивается головкой на 30

  4. С помощью плоской отвёртки поддевается суппорт, затем его следует открутить от поворотного кулака (для этого используется накидной ключ на 17).
  5. Открученный суппорт следует чем-то подвязать (в противном случае он повиснет на тормозном шланге и этот шланг под его весом может оторваться). Также следует открутить со ступицы диск тормозов.
  6. Теперь следует снять сам ступичный подшипник. Чтобы до него добраться, следует вначале снять поворотный кулак, для чего придётся открутить пару болтов, которыми кулак крепится к шаровой опоре машины.

    Накидным ключом откручиваются болты шаровой опоры

  7. Используя подходящую по диаметру наставку (в качестве этой наставки вполне можно использовать обрезок стальной трубы нужного диаметра) следует выбить ступицу из подшипника, после чего нужно удалить стопорное кольцо (для удаления стопорного кольца отлично подходят круглогубцы).

    Выбивать ступицу лучше трубой, подходящей по диаметру

    Снимать кольцо лучше всего круглогубцами

  8. Теперь нужно выдавить подшипник. Это делается с помощью съёмника, предварительно зажатого в тиски.

    Выпрессовка подшипника съёмником

    Подшипник успешно выдавлен съёмником

  9. После выпрессовки подшипника место, где он находился, нужно тщательно очистить от ржавчины и грязи, а затем смазать.
  10. Новый ступичный подшипник с помощью тисков и съёмника запрессовывается в поворотный кулак, стопорное кольцо устанавливается на место.
  11. Кулак с новым подшипником прикручивается обратно к шаровой опоре, производится обратная сборка узла, колесо устанавливается на место.

Как заменить (видео-подсказка)

Важные моменты

  • Предлагаемый выше способ замены ступичного подшипника считается самым лёгким, однако у него есть свои недостатки. Главный недостаток заключается в том, что при съёме кулаков неизбежно будет нарушен развал колёс автомобиля. Для того чтобы избежать нарушения развала, перед снятием поворотного кулака следует поставить пару меток (сделать это можно с помощью зубила, например). Первая метка показывает, в каком положении находился в стойке регулировочный болт. Вторая метка показывает, в каком положении находился поворотный кулак. Конечно, эти метки не позволят добиться точного первоначального развала колёс, однако отклонение от исходного развала при их использовании будет минимальным.
  • Новые ступичные подшипники практически никогда не садятся на место с первого раза даже с применением съёмника и тисков, так что их придётся «досаживать» вручную, то есть вбивать в кулак. Для этого потребуется обрезок стальной трубы (причём диаметр трубы должен в точности совпадать с диаметром внешнего кольца подшипника). Наставка устанавливается на кольцо, после чего по ней следует аккуратно ударить молотком. Кулак при этом должен лежать на ровной твёрдой поверхности, а наставка на подшипнике должна стоять точно, без перекосов.
  • Открутить гайку на 30, удерживающую ступичный подшипник, бывает тяжело. Именно поэтому на вороток торцового ключа лучше всего надеть длинную металлическую трубку и использовать её в качестве дополнительного рычага.
  • Очищать гнездо ступичного подшипника от ржавчины лучше всего с помощью металлической щётки. Если щётки нет, можно воспользоваться обычным кухонным ножом. Смазывать гнездо перед запрессовкой нового подшипника лучше не маслом, а солидолом.
  • Установив подшипник, следует проверить, правильно ли он «сел» на место. Самый простой способ проверки: после того как колесо поставлено, следует поднять машину домкратом чуть выше и слегка покачать колесо с новым подшипником (от себя и к себе). Колесо не должно болтаться. Если чувствуется люфт, значит, подшипник установлен плохо. Обязательно следует крутануть колесо как можно сильнее и послушать звук, который оно издаёт при вращении. Это должен быть очень тихий, однотонный гул. Если слышится какой-то скрип, или хуже того - щелчки, значит, подшипник установлен неправильно.

Как видно из статьи, замена ступичных подшипников - задача довольно трудоёмкая, даже с учётом того, что в статье приводится самый простой способ (альтернативный способ замены позволяет обойтись без снятия поворотных кулаков, но в этом случае автовладельцу обязательно потребуется смотровая яма, которая есть далеко не у всех). В предлагаемом выше способе яма не нужна, а главная трудность состоит в том, чтобы не нарушить развал колёс машины. Если развал всё-таки оказался нарушен, выход только один: ехать в ближайший автосервис и регулировать развал-схождение снова.

Постановленная задача начинающими водителями, как поменять ступичный подшипник, обычно имеет два решения. Первое, когда в потоке нахлынувшей теории автомеханик-самоучка запутывается, теряется и уже не желает начинать самостоятельно ремонт, абсолютно не определив четкий алгоритм, как поменять ступичный подшипник. И приходит к самому безопасному решению – доставить аварийный автомобиль на Станцию технического обслуживания, чтобы произвести там диагностику неполадки и ремонт. При этом все действия будут выполнять профильные специалисты. Второе решение самое смелое и ответственное – сделать ремонт самостоятельно, предварительно разобравшись, как поменять подшипник в передней или задней ступице. Если трезво не будут взвешены автомехаником-самоучкой все «за» и «против», можно машину на длительное время поставить «на прикол», ходить пешком на работу- с работы, таскать тяжеленные сумки с продуктами из магазина. И такая нагрузка свалится вам и вашим домочадцам на голову потому, что вы необдуманно приступили к замене ступичного подшипника. Рекомендуется все обдумать, проконсультироваться у специалистов, быть может, сделать первую замену подшипника под их руководством опытного мастера.

Когда надо менять ступичный подшипник

Ступичный подшипник считается важной комплектующей ходовой части автомобиля, расположен в ступице передних и задних колес, обеспечивает ее свободное вращение на оси, чтобы маневрирование было безопасным и предсказуемым. Находясь под постоянным давлением, подшипник изнашивается, и через определенный срок эксплуатации он требует замены. Ни в коем случае ремонтные работы нельзя откладывать, стоит своевременно решать вопрос, как поменять передний ступичный подшипник, выполнить его демонтаж, а потом совершить опрессовку, протестировать выполненную работу.


Чтобы понять, когда стоит заменить подшипник в ступице, не обязательно ехать на площадку диагностики, снимать колесо. Можно просто прислушаться и присмотреться к поведению автомобиля. Появление назойливых вибраций, частого хруста и поскрипывания даже при прямолинейном движении транспортного средства, указывает на то, что подшипник подходит к крайней степени износа, и его обязательно надо заменить в срочном порядке.


Деталь небольшая, но от нее также зависит способность автомобиля уверенно двигаться в нужном направлении, не угрожая безопасности всем участникам дорожного движения. А вот если ступичный подшипник выйдет из строя, то вероятность создания аварийной ситуации на дороге возрастает на 30%, а вот управляемость автомобиля из 100% зоны уйдет, то есть ухудшится и дойдет только до 40% успешных маневров. И это уже повод трубить тревогу!

Бывалые автолюбители перед тем, как сесть за руль, всегда смотрят под капот машины, простукивают колеса, проверяют их на проявление люфта. И как только уверяться, что все в порядке, берутся за ключ зажигания. А потом еще несколько минут прогревают двигатель, прислушиваются к звукам, оценивают угол показа боковых зеркал, только потом покидают стартовую площадку. Да, спешность в действиях водителя вообще должна отсутствовать. Напомним основные признаки износа подшипника в ступице.

Основные признаки износа ступичного подшипника

  1. Выявление опасного люфта колес требует срочно задуматься, как поменять ступичный подшипник;
  2. Наличие постоянного гула в процессе передвижения транспортного средства по заданному маршруту;
  3. Появление шума и потрескиваний при входе в резкие повороты;
  4. Чувствуется биение руля, непослушание авто при совершении маневров;
  5. Нагревание ступицы, ее комплектующих, как следствие нежелательного трения и износа подшипника, потому что по каким-то причинам были израсходованы смазочные материалы. Как следствие, внутри ступицы повышается температура, идет вымывание остатков смазки, загрязнение дорожной пылью, гравием корпуса ступицы и ее подшипника.

Вот и получается, что вопрос, как поменять задний ступичный подшипник, считается актуальным, и каждый водитель с этой проблемой сталкивается, и меняет мелкие элементы ходовой системы самостоятельно или обращается в сервисные центры, станции технического обслуживания.

Как часто придется менять подшипник в ступице переднего или заднего колеса

Все зависит от манеры вождения, выбираемых маршрутов, а также частоты использования личного транспортного средства. Специалисты рекомендуют обращать внимание на показатели пробега машины. Если он уже составляет 110 тысяч км и более, тогда в профилактических целях подшипник в ступице лучше поменять. И с интервалом в 100 000 км выполнять те же действия, думая, как поменять передний подшипник. Если появился люфт – меняйте деталь немедленно!

Как поменять передний подшипник: какие инструменты понадобятся

  • Новый подшипник, приобретенный самостоятельно, как только задумались, как поменять ступичный подшипник;
  • Специальные стопорные кольца и гайка ступицы;
  • Тиски стандартные и стационарные;
  • Специальные приспособления для выпрессовки подшипника из его гнезда в ступице;
  • Набор ключей и головок с воротками, которые обычно используют автомеханики;
  • Круглогубцы, плоскогубцы, которые обычно применяют для снятия стопорного кольца;
  • Новые смазочные материалы. Обычно приобретают литол;
  • Отрезок монтировки, если будет необходимо применить метод рычага при выпрессовке детали;
  • Домкрат или подъемник для машины;
  • механические или гидравлические съемники для демонтажа ступичного подшипника.

Все ремонтные работы проводятся на просторной ровной площадке, где можно разместить инструменты, комплектующие. Новичкам при себе лучше иметь сопроводительную техническую документацию по машине, использовать инструкцию по выполнению ремонтных работ, советы квалифицированных специалистов.

Как найти месторасположение подшипника

Не так сложно разобраться, как поменять задний подшипник, сложнее все ремонтные работы выполнить на практике, ведь некоторые начинающие водители даже не представляют, где находится ступичный подшипник.


Известно, что передний ступичный подшипник находится в подвеске, считается его важной частью, от которой зависит нормальная управляемость машиной. Чтобы рассмотреть деталь, зафиксируйте транспортное средство на подъемнике или домкрате, обеспечивая зазор под колесо. Сам подшипник находится внутри, чтобы его рассмотреть, надо первоначально ослабить ступичную гайку, снять колесо, отсоединить тормозной диск, отсоединить от оси ступицу и закрепить ее в тисках. Потом аккуратно снимается стопорное кольцо и открывается подход к подшипнику, который выпрессовывается и заменяется. Прежде чем совершать монтаж нового подшипника, следует изучить посадочное место подшипника, оценив его на вопрос коррозии и грязи.

Таким образом, вопрос, как поменять ступичный подшипник, считается сложным для непрофессионалов, а вот для автомехаников это штатная ситуация, на выполнение работ по замене подшипник тратится не более двух часов, но при условии, что все крепления поддаются и степень износа изделия не такая высокая. И самое главное в ремонте не только выпрессовать подшипник, но его удачно заменить и протестировать маневренность автомобиля на вопрос технической исправности и безопасности.

Всё было как обычно. Еду себе еду и вдруг слышу в далеке вертолет летит. Набираю скорость, звук вертолета становится невыносимо громким. Снижаю скорость - звук исчезает. Конечно же никакого вертолета я так и не увидел - это был звук гудящего ступичного подшипника. Звук шел спереди слева.
Есть несколько способов поменять подшипник своими силами:
1) Открутить поворотный кулак от стойки и произвести замену на верстаке со всеми удобствами (Минус способа в необходимости ехать на регулировку сход-развал)
2) Снять стойку в сборе с поворотным кулаком и ступицей. (Минусы не замечены)
3) Произвести замену подшипника прямо на месте (Минимум разборок, но неудобное положение)

Сам же я, до последнего времени, как мог, обходил эту процедуру стороной и доверял эту работу знакомому автослесарю в автосервисе. Но не в этот раз.
Ехать на сход-развал не было возможности, а снимать в сборе со стойкой не было желания. Было решено применить способ из пункта 3.

Скажу сразу, что "на коленке" такую замену произвести маловероятно. Нужна как минимум "куча ненужных железяк" и пара инструментов. Так - же, я здесь описываю то как Я делал эту работу, со всеми ошибками и последствиями. Я не показываю пример, а делюсь опытом, чтобы мой опыт послужил уроком кому то еще.

Итак, начнем.
1) Ослабляем колесные болты и поднимаем машину на домкрат.

2) Я все работы буду проводить на месте, поэтому ОБЯЗАТЕЛЬНО подложить под машину страховочный упор. В качестве упора я использовал снятое колесо и пару деревянных кубиков.

Заодно я решил проверить как держит домкрат - то есть я оставил до страховочного упора расстояние около сантиметра.
3) Раскерниваем ступичную гайку. Я взял бородок и, загнав его в проточку в хвостовике шруса, молотком раскернил.


4) Вот мы и дошли до тяжелого момента. Для откручивания гайки нужен ключ на 30 и рычаг (труба длиной хотя бы 1 метр). Но проблема не в этом. Момент затяжки гайки очень большой (цифры не могу привести). Для того, чтобы приложенное усилие пришлось на отворачивание гайки, а не на проворачивание ступицы, можно одеть на ступицу колесо, со снятым декоративным колпачком. Опустить машину с домкрата и затем уже откручивать гайку. Но даже при опущеной машине и противоаткатным упором, колесо может пробуксовывать на полу (У меня было так.) Поэтому я применяю приспособление для фиксации ступицы от проворачивания. Оно представляет собой планшайбу (вроде бы от классики) с приваренной к ней арматурой.


5) Одеваю фиксатор на ступицу так, чтобы он, при откручивании гайки, крюком упирался в скобу тормозного суппорта, сопративляясь повороту. И закручиваем пару (можно и все) колесных болтов.

6) Беру накидной ключ на 30(у меня к нему приварен кусок трубы), на хвостовик одеваю рычаг - трубу и откручиваю гайку.


7) Теперь, когда гайка откручена и фиксатору для упора не нужна скоба, беру удлинненую головку на 17, удлиннитель и откручиваю два болта, которыми крепится скоба суппорта.

8) Вставив отвертку помощнее между задней частью тормозной колодки и внутренней частью тормозного суппорта, задвигаем поршень тормозного цилиндра (Используем отвертку как рычаг), чтобы он нам не мешал снять суппорт с тормозного диска.


9) отстегиваем тормозной шланг от крепления к стойке. (Сразу предупреждаю, обязательно после сборки вернуть шланг на место, иначе при повороте руля шланг будет тереться об колесо и протрется)

10) Головкой на 17 откручиваем два болта крепления шаровой опоры

11) Откручиваем направляющие, крепящие, тормозной диск к ступице. Мне в этом помогли пассатижи.

12) Тянем стойку на себя, чтобы хвостовик ШРУСа вышел из своего места, затем снимаем тормозной диск со ступицы (У меня они вышли вместе, обнажив разбитый подшипник). Если ступица осталась на месте, то вставляем с внутренней стороны выколотку, подходящего размера(трубу) и молотком выбиваем ступицу из подшипника (При этом внутренняя обоима подшипника обычно остается на ступице)

13) Теперь нужно снять стопорные кольца, которые жестко фиксируют подшипник в поворотном кулаке от осевого перемещения. Щипцов для снятия стопорных колец у меня не нашлось, поэтому быстренько приварил к пассатижам два самореза.

14) Зацепляем щипцами за колечки, сжимаем щипцы и, потянув на себя снимаем наружное кольцо

15) Если так просто не получается, то поджав кольцо, подковыриваем чем нибудь и выводим из проточки внутреннее кольцо.

16) Теперь, когда обе стопорки сняты, ничего не мешает извлечь остатки подшипника из поворотного кулака. Для того, чтобы во время ударов стойка не гуляла, а стояла жестко, прикручиваем обратно шаровую опору. Я взял трубу подходящего диаметра (она упиралась во внутренние выпуклости наружной обоимы), поместил в обоиму, зажал между ног, чтобы не двигалась и, взяв кувалду, резкими и мощными ударами выбил подшипник во внутреннюю сторону.

17) Теперь протираем посадочное место и ставим обратно наружное стопорное кольцо

18) Смазываю маслом посадочное место.

19) Теперь нам нужно приспособление для запрессовки нового подшипника. Если бы мы снимали поворотный кулак с машины - достаточно было бы отнести его к тискам и там запрессовать новый подшипник. Я решил сделать оправку на основе наружной обоимы старого подшипника (немного сточив наружный диаметр на точиле), куска трубы, которой я выбивал обоиму и пластинки с отверстием внутри. Так же понадобилась шпилька м12 и три-четыре гайки и шайбы. Вот оправка

20) Вот общий вид съемника (скорее наоборот - запрессовывателя)


21) Берем новый подшипник, я взял за 295 VBFk (это Вологда, но в два раза дешевле чем VBF за 600р.) Протираем

22) Устанавливаем приспособление так, чтобы при закручивании гаек обоима старого подшипника давила на наружную обоиму нового и задавливала его в поворотный кулак.


23) Резьба м12 оказалась слабовата и при затягивании гайка сорвала резьбу на шпильке (Чтобы продолжить переместил гайки таким образом, чтобы сорванная резьба не попадала в рабочую зону)


24) Сняв съемник увидел причину нежелания подшипника заходить на новое место. Просто он пошел с перекосом, как видно из наличия зазора с левой стороны. (Выстукиваем изнутри подходящей выколоткой по Наружной обоиме, я выстукивал шлицевой отверткой)


25) Стараемся запрессовать без перекосов. Потихоньку затягиваем гайку на съемнике, когда гайка начинает крутиться с трудом, ударяем пару раз по оправке и пробуем тянуть дальше, если гайка после пары-тройки ударов не перестает сопротивляться закручиванию - значит опять перекос. Новый подшипник запрессовывается рывками, То есть во время затяжки слышно как он по чуть чуть ступенчато проходит все дальше и дальше. Вот почти готово.

26) Когда подшипник визуально дошел до конца, давим съемником, пока постукивания не перестанут помогать. Теперь можно поставить внутреннюю стопорку. Вот здесь меня ждала засада. Я одел стопорку наполовину, то есть кольцо зашло в проточку, но на до конца. Я решил, что, учитывая с каким огромным усилием подшипник садился на свое место, и этого будет достаточно и оставил как есть. Это была моя огромная ошибка.

27) Теперь переходим к ступице - там у нас осталась внутренняя обоима. Беру две монтажки (Как мне кажется, с набора по перебортировки КамАЗовского колеса) Вставляем в специальные проточки в ступице и одновременно надавливаем на обе монтажки до той степени пока обоима не сдвинется с места.


28) Когда обоима сдвинулась, хода монтажек не хватает для полного извлечения обоимы. Я подложил по гайке с каждой стороны. И окончатедьно выдавил обоиму со ступицы.


29) Теперь нужно запрессовать ступицу в новый подшипник. Одел на шпильку м12 пару гаек, шайбу со ступицы и внутреннюю обоиму старого подшипника.


30) Внутренняя обоима со стороны моторного отсеко давит на внутреннюю обоиму нового подшипника, а оправка из наружной обоимы давит на ступицу. Усилие здесь гораздо меньше, чем при запрессовке наружки.


31) Когда ступица уже почти запрессована - можно снять съемник и дожать ступицу до упора уже при затягивании хвостовика ШРУСа. Здесь оказался маленький "нежданчик". При затягивании гайки ступица проворачивалась, а фиксатор ставить было не куда. Поэтому ставим сначала скобу.


32) Я Смазываю все болты перед вкручиванием. Это сильно облегчает последующую разборку. Болт не приржавеет и не прикипит.


33) Одеваем скобу (Наживляем болты на сколько это возможно т.к. ступица не запрессована до конца - болты до конца не затягиваются) Затяжки болтов на половину резьбы хватило, чтобы фиксатор надежноуперся в скобу и позволил притянуть ступицу до конца.


34) Ставим фиксатор, таким образом, чтобы крючок опирался в скобу при затягивании гайки. Затягиваем ступичную гайку, допрессовывая ступицу. Не забываем поставить шайбу под гайку.


35) Теперь ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно закернить гайку. Этот подшипник вышел из строя всего за 10000 км потому что после замены сцепления я ПОЛЕНИЛСЯ накернить, просто затянув гайку. Через недельку появился гул. Я покачал колесо - ступичная гайка была раскручена наполовину. Гайку я затянул - накернил, но подшипника после этого хватило всего на пару месяцев.
Беру шлицевую отвертку, прижимаю к гайке напротив проточки на хвостовике ШРУСа и ударяю по отвертке молотком. Отвертка заминает гайку внутрь проточки и гайка сама уже не выкрутится.


36) Теперь затягиваем болты крепления скобы, одеваем шаровую, и все остальное по порядку. Главное - не забыть вернуть тормозной шланг на место.

Времени на всю работу ушло пять часов работы. Сэкономлено 500р. (За то опыт приобретен колоссальный)

Просмотров