Ямз 240 объем масла. Дизельные двигатели грузовых автомобилей и тракторов. Запасные части, регулировки и ремонт. Возможные неисправности дизеля

Из всей линейки двигателей, которые производит Ярославский моторный завод, 240 отличается самой высокой производительностью и наибольшей востребованностью. Такими силовыми агрегатами комплектуются трактора, экскаваторы, фуры, тягачи. Они устанавливаются на специальную технику, которая используется в коммунальных хозяйствах городов.

Конструктивные решения помимо производительности обеспечивают низкий уровень шума агрегата, что позволяет комфортно использовать машины в жилых кварталах. Различные варианты исполнения мотора имеют индивидуальные технические характеристики. Это дает возможность подобрать комплектацию точно под параметры машины.

1 Конструкция двигателя ЯМЗ 240

Производство двигателя ЯМЗ 240 началось еще в 70-х годах. Это был первый 12-ти цилиндровый двигатель предприятия. Первоначальным назначением агрегата была установка на тяжелую технику различных типов.

На базе такого двигателя работал производительный «БелАЗ» (240нм2) и тяжелые трактора «Кироцвец К-700А» и «Кировец-К701». Соответственно, главным качеством такого устройства должна была быть мощность. Именно на нее ориентирована вся конструкция агрегата.

Данная модель двигателя состоит из следующих функциональных блоков:

  • блок цилиндров;
  • кривошипно-шатунный механизм;
  • линия маслоподачи;
  • механизм охлаждения двигателя;
  • механизм распределения газов;
  • система питания устройства.

1.1 Конструкция и размещение цилиндров агрегата

Блок цилиндров расположен в верхней части литого корпуса, там же, где расположена верхняя часть картера. В ЯМЗ 240 используется 12 цилиндров. Они расположены в два ряда по 6 штук со схождением в нижней части. Угол наклона цилиндров относительно центральной оси составляет 75 градусов. Правый ряд относительно левого смещен на 35 мм.

Картер блока выполнен из серого усиленного чугуна и представляет собой литую конструкцию. В его верхней части расположены отверстия под каждую гильзу. Здесь же располагается вал коленчатый, ТНВД (топливный насос высокого давления) и втулка распределительного вала.

Головки цилиндров располагаются в зависимости от модификации по отдельности, либо блоками, каждый из которых рассчитан на три цилиндра. В верхнюю часть каждой головки смонтированы форсунки и клапан.

1.2 Устройство кривошипно-шатунного механизма

Кривошипно-шатунный механизм, установленный в , представляет собой коленвал, маховик и подшипники. Коленчатый вал выполнен из стали. Конструкция включает в себя шесть шеек и семь круглых опор. Шейки вала также сделаны из стали, но в процессе изготовления усиливаются за счет обработки электрическим током.

В корпус картера вал вмонтирован при помощи упорного подшипника. Подшипник дополнен бронзовыми кольцами, которые играют роль уплотнений и усиливают фиксацию коленвала. Все агрегаты и оборудование техники мощность с вала отбирают через передний край. Здесь же установлен механизм, отвечающий за гашение колебаний. Гаситель работает на основе вязкой жидкости. Он состоит из литого корпуса, маховика, горловины для подачи жидкости и защитной крышки. Центрация на оси осуществляется за счет отдельной металлической пластины.

На противоположном краю вала размещается ступица с хвостовиком. На этот хвостовик установлен маховик из чугуна. К валу крепятся стальные шатуны. Они установлены на стальной стержень. По всей длине стержня высверлен канал, который подает масло к трущимся механизмам.

На шатуны установлены поршни. Они изготавливаются из сплава алюминия и кремния. По окружности гильзы смонтированы четыре металлических кольца. Три из них отвечают за компрессию корпуса, одно – маслосъемное.

1.3 Конструкция механизма подачи масла

Механизм смазки, установленный на данный дизель, используется для предотвращения износа подвижных узлов и подшипников. Также с его помощью идет охлаждение деталей, отводятся отработанные частицы.

Масляная система начинает работать сразу же, как только, включается дизель. Из поддона смазка забирается при помощи масляного насоса. Насос создает на выпуске высокое давление, благодаря которому, масло устремляется дальше к фильтру тонкой очистки. Отсюда трубопровод разделяется на несколько линий. Одна из них направляет смазку к подвижным частям коленвала, а дальше через соответствующий канал на подшипники шатуна. После этого жидкость проходит к пальцам цилиндров и к втулкам шатуна.

Вторая линия подает масло на толкатели и к центробежному фильтру масляному ЯМЗ 240. Дальше при помощи этой линии смазываются подшипники распределительного вала. Параллельно с ней располагается канал, который подает смазку в радиатор от масляного насоса. В привод вентилятора охлаждения и компрессор масло подается при помощи внешних трубок, которые также выходят из фильтра тонкой очистки.

Попадая в кривошипно-шатунный механизм и блок цилиндров, масло распыляется и продавливается через зазоры деталей. Благодаря этому производится смазка узлов. Дальше смазка стекает по поверхностям узлов в поддон и цикл повторяется.

1.4 Система охлаждения

Охлаждающий механизм, установленный на дизель ЯМЗ 240, представляет собой циркуляционную систему закрытого типа. Работает механизм на основе перемещения охлаждающей жидкости. Состоит данная схема из таких узлов:


Центробежный насос забирает жидкость благодаря выемке между валиком и втулкой. Включается устройство после скопления в рабочей камере достаточного количества жидкости. Насосное устройство приводится в движение шестерней, соединенной с коленвалом.

Охлаждение жидкости происходит в радиаторе, благодаря воздушным потокам, создаваемым вентилятором (также приводится в движение коленвалом). Из радиатора жидкость попадает в рубашки, где равномерно распределяется. После охлаждения, горячая вода выводится через трубы в верхней части головок. В трубопровод вмонтирована такая запчасть, как термостат, с помощью которого проводится регулировка клапанов .

Пар, скапливающийся в линии, выводится через отверстие в расширительном баке.

1.5 Конструкция газораспределения

Система распределения газа используется для подачи воздуха внутрь рабочих камер мотора и своевременное отведение отработанных газовых смесей. Она состоит из распределительного вала, цилиндров, впускных и выпускных клапанов. Распределительный вал механизма располагается в нижней части блока. Он обеспечивает движение клапанов внутри цилиндра. Состоит распредвал из 24 кулачков и, соединяющих их, шеек. И кулачки и шейки выполнены из углеродистой стали. При это во время штамповки вал дополнительно закаляется.

Цилиндры механизма сделаны из усиленной стали, которая рассчитана на высокий показатель температуры. В верхней части их корпусов располагаются клапаны. Они посажены на специальные пружины, которые плотно прижимают клапан к седлу. На каждый отдельный цилиндр установлено два клапана (один – впускной, один – выпускной). Также в конструкцию входит замок, который обеспечивает небольшое прокручивание клапана, что реализует меньший износ детали и предотвращает частый ремонт двигателя.

1.6 Механизм подачи топлива

Линия питания 12-цилиндрового дизеля отвечает за подвод топлива внутрь камер сгорания поршня. Механизм включает в себя:

  • топливный насос высокого давления (ТНВД);
  • два подкачивающих насоса;
  • линию подачи топлива (трубопровод);
  • форсунки;
  • фильтры для задержки примесей.

Также в комплект входит специальный регулятор частоты оборотов. Данный регулировочный узел рассчитан на поддержание стабильной подачи топлива в камеру сгорания, в той мере, которая обеспечит заданный показатель вращения коленчатого вала устройства.

Описание принципа действия питательной схемы мотора включает следующие этапы:

  • через фильтры подкачивающие насосы забирают дизель из бака и под давлением транспортируют к ТНВД;
  • ТНВД по отрезкам труб подает смесь в цилиндры, в том порядке, который заложен на производстве;
  • Весь дизель, который не попал в камеру сгорания, а вышел за пределы рабочих узлов, стекает в бак по дополнительным каналам.

2 Рабочие характеристики модели

Данный вариант дизельного двигателя включает в себя ряд комплектаций, каждая из которых имеет индивидуальные показатели отдельных рабочих характеристик.

К таким модификациям можно отнести ЯМЗ 240б, используемые для тракторов, а также 240НМ2 и 240ПМ2, которые относятся к турбированным моделям. И, все равно, большая часть технических характеристик агрегатов имеет сходные значения:

  • мощность мотора составляет до 400 л. с. в моделях, работающих на атмосферном воздухе, до 800 л. с. в моделях с турбонадувом;
  • объем внутренней части мотора – 22,3 л;
  • поршень во время работы смещается по вертикали на 140 мм;
  • рабочее значение оборотов коленчатого вала достигает показателя в 1600 оборотов в минуту;
  • максимальное вращение коленчатого вала в минуту составляет 2300 оборотов;
  • объем механизма маслоподачи – 39л;
  • механизм охлаждения вмещает 25 л жидкости;

Что касается габаритов, то длина устройства, в зависимости от модификации составляет 1570—1860 мм, в ширину агрегат достигает 1098 мм, высота составляет 1200 мм. При этом вес стандартных модификаций не превышает 1670 кг. Варианты исполнения с турбиной весят до 1800 кг. Расход топлива у всех комплектаций мотора составляет в среднем 230 г/кВт-ч.

2.1 Запуск двигателя ЯМЗ 240 после капремонта (видео)

Тип двигателя: 12-цилиндровый тяжелый дизельный двигатель с V-образным расположением цилиндров, рабочим объемом 22,3л и диапазоном мощности от 300 до 500 л.с.
Непосредственный впрыск топлива, жидкостное охлаждение. Индивидуальные головки на каждом цилиндре имеют по 2 клапана.
Двойной турбонаддув (опционально) на каждую половину блока цилиндров без промежуточного охлаждения (интеркулера).
Ресурс до капитального ремонта – до 8000 моточасов для турбированных модификаций или до 5000 моточасов для атмосферных модификации.
Соответствует требования экологического класса Евро 0.

Особенности: ЯМЗ-240 серийно выпускается с 1962 года. Прошел множество аттестаций и модификаций для различной техники.
Разрабатывался для тяжелой техники: карьерные самосвалы БЕЛАЗ, трактора К-701 "Кировец", шасси снегоболотоходное ШСГ-401, железнодорожные тепловозы и железнодорожная спецтехника.
Унифицирован с двигателями ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 и представляет из себя их двенадцатицилиндровую модификацию. Предназначен для суровых условий эксплуатации и широких температурных режимов.
Вклад данного двигателя в экономику нашей страны трудно переоценить. Карьерные самосвалы "БЕЛАЗ", оснащенные ЯМЗ-240 исправно трудились и трудятся в угольных карьерах, рудных и редкоземельных месторождениях, горно-обогатительных комбинатах. Объемы перевозок, обеспеченных этими двигателями невозможно подсчитать. Также невозможно переоценить вклад этих моторов в сельхохозяйственную отрасль, ведь знаменитый тяжелый колесный трактор пятого тягово класса К-701 "Кировец" (а именно самая мощная его модификация на 300 л.с.) был оснащен именно мотором ЯМЗ-240.
Двигатель отлично зарекомендовал себя в эксплуатации. Мощь и уверенная тяга присуща этому мотору. Многие владельцы "Кировцев" К-701 отмечают высокую производительность тракторов именно с ЯМЗ-240 и связывают это не только с высокой мощностью двигателя, но и с повышенной массой мотора (а значит и всего трактора), что порой необходимо для успешной обработки земли. Расход топлива в таком случае необходимо соизмерять с общей производительностью техники. Действительно, двенадцать цилиндров имеют внушительный расход, но и трактор с таким двигателем способен на многое. Иногда действительно целесообразно увеличить затраты, чтобы получить выдающийся результат. Плюсом мотора также является неприхотливость. Многие владельцы сильно экономят на масле и качественной солярке, однако в большинстве случаев мотор это прощает (если речь идет об атмосферной версии мотора). Те же владельцы, которые используют качественное масло и топливо, а также регулярно меняют масло и фильтры обычно долго и спокойно эксплуатируют свою технику.
В ремонте ЯМЗ 240 также неплохо себя зарекомендовал. Конечно, механик должен иметь соответсвующую квалификацию и определенный опыт, тогда проблем не будет. Отечественное происхождение двигателя здесь играет на руку механикам: оригинальные запчасти не надо долго ждать, к тому же цена запчастей ЯМЗ 240 мало зависит от курса валют. Использование оригинальных запчастей ЯМЗ оправдывает себя, использовать аналоги и неоригинальные запчасти чревато повторным ремонтом. Турбированные версии мотора в разное время комплектовались импортными турбинами К-36 (Чехия) или отечественными ТКР-100. При ремонте механики предпочитают переплатить за К-36, несмотря на то что, турбины ставятся по две штуки на мотор (на левую и на правую половину цилиндров). Тут сказывается безупречная репутация производителя турбин CZ Strakonice.
Трудности с ремонтом возможны лишь со старыми версиями ЯМЗ 240 с общими головками (на три цилиндра каждая). Дело в том, что с 1999 года Ярославский Моторный Завод перешел на индивидуальные головки.

С целью оптимизации процессов производства был прекращен выпуск следующих изделий:

Блок цилиндров под общие головки ЯМЗ 240
- общие головки на три цилиндра ЯМЗ 240

Владельцы техники с двигателями ЯМЗ 240 старого образца с общими головками были поставлены перед этим фактом. Ремонт таких моторов стал затруднительнее, хотя общие головки возможно отремонтировать (клапаны унифицированы с ЯМЗ 236), к тому же выпуск поршневой группы старого образца с длинной гильзой также не был прекращен (ЦПГ унифицирована с ЯМЗ 236). Однако наибольшей проблемой стала невозможность приобрести новый блок цилиндров под общую головку. Напрасно некоторые владельцы полагали, что блок цилиндров ЯМЗ 240 неподвержен износу. Гнезда коренных подшипников со временем разбиваются, а еще блок может элементарно треснуть на морозе (если не доглядели за охлаждающей жидкостью).
Для ремонта ЯМЗ 240 с общими головками потребуется немало новых деталей: новый блок под раздельные головки, новые индивидуальные головки на каждый цилиндр (12 штук), новая поршневая группа (12 комплектов), новые выпускные и впускные коллектора, новые водяные трубки и патрубки, новые топливные трубки высокого давления. Стоимость ремонта ЯМЗ 240 с общими головками приближается к стоимости нового ЯМЗ 240 с раздельными головками, так что большинство владельцев принимает решение приобрести новый мотор в сборе с гарантией завода-изготовителя.

ЯМЗ-240 - это 12-цилиндровый мощный двигатель с надежной конструкцией и качественными техническими характеристиками, применяющийся на специальной технике, требующей для эксплуатации высокосильных моторов.

Мощный дизель

Дизельный двигатель ЯМЗ-240, технические характеристики которого позволяют эффективно применять мотор на тяжелой технике, производит с 1962 года. Дизель входит в первое поколение силовых агрегатов, разработанных предприятием и запущенных в серийное производство. Кроме 12-цилиндрового ЯМЗ-240 эту линейку составили 6-цилиндровый ЯМЗ-236 и 8-цилиндровый ЯМЗ-238. Все указанные силовые агрегаты обладают V-образной конструкцией, хорошим набором технико-экономических показателей, широкой унификацией.

Благодаря достигнутой унификации удалось уменьшить затраты на производство, что не только позволило увеличить количество выпускаемых моторов, но и снизить дальнейшие эксплуатационные расходы, повысить ремонтопригодность. Указанные качества способствовали широкому применению нового силового агрегата.

Применение ЯМЗ-240

Сильные 12-цилиндровые двигатели, мощность которых в зависимости от модификации составляет от 300 до 600 лошадиных сил, проектировались для комплектования различной техники, требующей не только большой мощности, но и высокой надежности. Эти факторы связаны с тем, что практически всегда таким транспортным средствам или промышленному оборудованию приходилось работать в тяжелых условиях. Поэтому изначально заложенные для ЯМЗ-240 технические характеристики позволили устанавливать и уверенно эксплуатировать следующую технику с указанными силовыми агрегатами:

  • карьерные самосвалы БелАЗ различной грузоподъемности;
  • тепловозы МДП;
  • трактора «Кировец»;
  • специальные гусеничные тягачи;
  • многоосные шасси разнообразного назначения;
  • шахтные самосвалы МоАЗ.

Эффективной эксплуатации указанной техники способствуют не только технические характеристики двигателя ЯМЗ-240, но и часто устанавливаемые совместно с ним коробки передач и сцепления, выпускающиеся на Ярославском заводе и специально разработанные для данных моторов.

Назначение и технические параметры ЯМЗ-240 НМ2

Одной из самых распространенных модификаций, выпускаемых в настоящее время, является двигатель ЯМЗ-240 под индексом НМ2. Он имеет три варианта комплектации и устанавливается на самосвалы БелАЗ грузоподъемностью от 40 до 45 тонн, а также на спецтехнику, выполненную на базе этих автомобилей. Такое применение обеспечивают следующие технические характеристики ЯМЗ-240 НМ2:

  • тип - дизельный;
  • вариант исполнения - четырехтактный, турбированный;
  • охлаждение - жидкостное;
  • число цилиндров - 12 шт.;
  • расположение - V-образное;
  • угол развала - 75 градусов;
  • рабочий объем - 22,3 л;
  • мощность - 500,0 л. с.;
  • номинальные обороты - 2100 об/мин;
  • степень сжатия - 15,22;
  • диаметр цилиндра/ход поршня - 13/14 (см);
  • количество клапанов на цилиндр - 2 шт.;
  • удельный расход топлива - 208,0 г/кВт. ч;
  • смесеобразование - прямой впрыск;
  • масса - 1,79 т;
  • габариты (м);
  • длина - 1,76;
  • ширина - 1,10;
  • высота - 1,19;
  • ресурс - 8000 ч.

Устройство дизеля

Простая конструкция обеспечивает ЯМЗ-240 технические характеристики требуемых параметров и надежную эксплуатацию. Основными элементами силового агрегата являются:

  • блок цилиндров;
  • коленчатый вал;
  • поддон блока цилиндров;
  • ГБЦ с гильзами;
  • радиальный турбокомпрессор;
  • маховик;
  • поршни, шатуны;
  • распредвал;
  • толкатели, клапана;
  • газопровод;
  • регулятор вращения;
  • воздушный фильтр;
  • фильтр для очистки масла;
  • топливные фильтры грубой и тонкой очистки;
  • масляный насос;
  • ТНВД с приводом;
  • топливоподкачивающий насос;
  • топливные трубопроводы;
  • водяной насос;
  • трубопроводы охлаждающей системы;
  • стартер;
  • генератор.

Для надежной длительной эксплуатации, а также поддержания установленных технических характеристик ЯМЗ-240 необходимо выполнять обслуживание, установленное компанией-производителем. Для данного мотора такая периодичность установлена:

  • ТО-1 - каждые 500 часов работы;
  • ТО-2 - каждые 1000 часов.

Кроме этого, требуется осуществлять ежедневный уход и сезонное обслуживание, порядок которых определен руководством по эксплуатации ЯМЗ-240.

Возможные неисправности дизеля

Несмотря на то, что двигатель обладает по современным меркам достаточно простой конструкцией, длительным периодом выпуска, что позволило отработать технологию производства, как и у другого сложного механизма при его эксплуатации возможно появление определенных неполадок. К наиболее частым из них на основании опыта эксплуатации данных силовых агрегатов следует отнести:

  • поломка топливного оборудования в связи с применением некачественного топлива или не соответствующего сезону эксплуатации, а также несвоевременной замены топливных фильтров;
  • ранний износ шатунно-поршневой группы по причине применения несоответствующих смазочных материалов;
  • возникновение постороннего стука в связи с нарушением регулировки клапанов;
  • снижение мощности по факту засорения выпускного тракта и/или воздушного фильтра.

Мощный ДВС ЯМЗ-240, технические характеристики которого и проверенная конструкция по-прежнему эффективны при использовании на специальной технике, требующей высокой мощности и большой надежности, широко применяется и сейчас.

Двигатель ЯМЗ-240НМ2 выпускался Ярославским Моторным Заводом с 1988 г. Предназначен для установки на карьерные самосвалы грузоподъемностью 42 т. БелАЗ-75485, БелАЗ-75486, БелАЗ-75487, БелАЗ-75489.

Диаметр и ход поршня, мм: 130/140
Мощность при частоте вращения 2100 мин, кВт (л.с.): 368 (500)
Максимальный крутящий момент при частоте вращения 1600 мин, Н·м (кгс·м): 1815 (185)
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт·ч (г/л.с.·ч): 208 (153)
Масса, кг: 1790

Тип двигателя:
Дизель, 4-тактный, V-12, с турбонаддувом, с непосредственным впрыском топлива и жидкостным охлаждением, с индивидуальными головками цилиндров.

Сравнительные характеристики

Модификация 240М2 240НМ2 240ПМ2 240БМ2
Число цилиндров 12 12 12 12
Диаметр цилиндра, мм 130 130 130 130
Ход поршня, мм 140 140 140 140
Рабочий объем цилиндров, л 22,3 22,3 22,3 22,3
Номинальная мощность кВт (л.с.) 265 (360) 368 (500) 309 (420) 220,6 (300)
Частота вращения коленчатого вала при номинальной мощности мин -1 2100 2100 2100 2100
Максимальный крутящий момент, H·м (кгс·м) 1275 (130) 1815 (185) 1491 (152) 1275 (130)
Частота вращения коленчатого вала при максимальном крутящем моменте, мин, не более 1600 1600 1600 1300-1600
Частота вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу, мин:
минимальная 600 600 600 700
максимальная 2325 2325 2325 2150
Степень сжатия 16,5 15,2 15,2 16,5
Генератор 6301.3701 6301.3701 6301.3701 Г 287 Д
Габаритные размеры, мм:
длина 1577 1759 1759 1700
ширина 1014 1098 1098 1016
высота 1190 1190 1190 1446
Масса не заправленного двигателя, кг: 1670 1790 1790 1720

Способ смесеобразования: Непосредственный впрыск.
Топливоподающая аппаратура: Разделенная.
Топливный насос высокого давления: Двенадцатиплунжерный.
Регулятор частоты вращения: Центробежный, всережимный.
Форсунки: Закрытые, с многодырчатым распылителем.
Муфта опережения впрыскивания: Автоматическая, центробежного типа
Смазочная система: Смешанная: под давлением и разбрызгиванием.
Топливные фильтры: Два: грубой и тонкой очистки со сменными фильтрующими элементами.
Масляные фильтры: Два: полнопоточный со сменным фильтрующим элементом и тонкой очистки центробежный с реактивным приводом.
Водяной насос: Центробежный, с шестеренчатым приводом
Пусковое устройство: Стартер 2501.3708-01, постоянного тока, последовательного возбуждения, с электромагнитным приводом, номинальная мощность 8,2 кВт (11 л.с.), номинальное напряжение 28 В.

Двигатель ЯМЗ-240ПМ2 выпускался Ярославским Моторным Заводом с 1988 г. Предназначен для установки на карьерные самосвалы грузоподъемностью 30 т.

Двигатели БелАЗа ЯМЗ-240, ЯМЗ-240Н


Быстроходные четырехтактные двигатели ЯМЗ-240, ЯМЗ-240Н (рис. 48) имеют V-образное расположение цилиндров под углом 75°. По внешнему виду двигатель ЯМЗ-240Н отличается от двигателя ЯМЗ-240 только наличием турбокомпрессоров.

Двигатели ЯМЗ в отличие от двигателя Д12А-375Б не имеют прицепных шатунов. На каждой шатунной шейке коленчатого вала установлено рядом по два шатуна для левого и правого цилиндров.



Рис. 48. Двигатель ЯМЗ-240Н:
1 - водяной насос; 2 - генератор; 3 - маслозакачи-вающий насос; 4 - водосборные трубопроводы; 5 - крышки головок цилиндров; 6 - впускной трубопровод; 7 - турбокомпрессоры; 8 - выпускные трубопроводы; 9 - масляный фильтр; 10 - маслоизмерительный -стержень; 11 - топливный фильтр тонкой очистки; 12 - топливный фильтр грубой очистки; 13 - топливоподкачивающие насосы

Порядок работы цилиндров: 1-12-5-8-3-10-6 - 7 - 2-11 - 4-9 (рис. 49).

На двигателях ЯМЗ коленчатый вал устанавливается на роликовых подшипниках качения, наружные кольца которых установлены в гнездах картера, а внутренними обоймами являются опорные шейки коленчатого вала.

Двигатели имеют верхнеклапанный механизм газораспределения с одним распределительным валом на оба ряда цилиндров. Каждый цилиндр имеет один впускной и один выпускной клапаны. На каждый ряд цилиндров установлены по две головки, т. е. одна головка на три цилиндра.

После-первых 100 ч работы двигателя необходимо подтянуть все внешние резьбовые соединения двигателя, а также гайки крепления головок цилиндров двигателя, проверить и при необходимости отрегулировать зазоры в клапанном механизме двигателя. В дальнейшем подтяжку внешних резьбовых соединений производить через 100 ч работы двигателя; подтяжку гаек крепления головок цилиндров и проверку зазоров в клапанном механизме-через 500 ч.

Периодически, через 2000 ч работы двигателя, сняв с двигателя головки цилиндров и клапаны, очистить их от нагара, если необходимо - притереть клапаны к седлам.

Система питания двигателей топливом

На автомобиле БелАЗ-540А в систему питания (рис. 50) входят два топливных бака, кран отключения баков, фильтр предварительной очистки топлива, два топливоподкачивающих насоса, фильтр окончательной очистки топлива, топливопроводы и топ-ливоподкач‘ивающая аппаратура, смонтированная на двигателе.

На автомобиле БелАЗ-548А в систему питания дополнительно еще входят топливный бак и ручной топливоподкачивающий насос.

В случае установки на обоих автомобилях пускового подогревателя типа ПЖД-600 его подключают к системе питания двигателя. Расположение топливных баков на автомобиле БелАЗ-540А такое же, как на автомобиле БелАЗ-540.

На автомобиле БелАЗ-548А дополнительный топливный бак устанавливают с правой стороны внизу под основным топливным баком, с которым он соединен шлангом для перетекания топлива. Кроме того, дополнительный бак соединен топливопроводом с левым топливным баком для выравнивания давления при изменении уровня топлива. Забор топлива на автомобиле БелАЗ-548А осуществляется из дополнительного бака.

Рис. 49. Схема расположения цилиндров двигателя:
1 - правый блок цилиндров; II- левый блок цилиндров; III - маховик

На автомобилях-тягачах БелАЭ-531 и 531Г система питания двигателя топливом выполнена по схеме, аналогичной системе питания на автомобиле БелАЗ-548А; но вместо трех топливных баков имеется один.

Рис. 50. Система питания двигателя топливом на автомобиле Бё л A3-540А:
1 - топливные баки; 2 - заправочная горловина; 3 - кран отключения топливных баков; 4 - пусковой подогреватель двигателя; 5 - фильтр предварительной очистки топлива; 6 - топливоподкачивагощие насосы; 7 - фильтр окончательной’ очистки топлива; 8 - пробки выпуска воздуха из системы; 9 - топливный насос высокого давления; Ю - форсунки; 11 - топливопроводы слива топлива из форсунок; 12 - топливопровод объединенной системы выпуска воздуха при работе двигателя; 13 - датчик указателя уровня топлива; 14 - сливная пробка на поперечине рамы; 15 — емкость в поперечине рамы автомобиля для сбора топлива

Излишки топлива от форсунок на автомобиле БелАЗ-548А и на автомобилях-тягачах БелАЭ-531 и БелАЗ-531Г по топливопроводу сливаются в топливный бак. На автомобиле БелАЗ-540А излишки топлива от форсунок отводятся по специальному топливопроводу в пустотелую поперечину рамы, которая используется в качестве емкости и снизу имеет сливную пробку. Накапливающееся в поперечине топливо следует сливать и после фильтрации можно использовать для питания двигателя.

Ручной топливоподкачивающий насос (рис. 51), устанавливаемый на автомобиле БелАЗ-458А и автомобилях-тягачах БелАЭ-531 и БелАЭ-531Г, предназначен для прокачки топливной системы, когда уровень топлива в баке ниже топливоподающей аппаратуры двигателя и топливо из бака не может самотеком поступать в систему питания двигателя.

Насос - диафрагменного типа, имеет всасывающий и нагнетательный клапаны, последовательное открытие которых при перемещении диафрагмы обеспечивает подачу топлива из бака в систему.

Для предохранения насоса от повреждения в случае повышения давления в нагнетательной магистрали установлен редукционный клапан, который прекращает подачу топлива в нагнетательную магистраль, если давление в ней повысится до 1,4 кГ/см2.

При использовании насоса темп качания не должен превышать 60 качков в минуту, при этом к рукоятке насоса нельзя прикладывать значительных усилий.

Привод управления подачей топлива. Правильно отрегулированный привод (рис. 52) должен обеспечивать полное перемещение рычага подачи топлива на регуляторе между винтом холостых оборотов и винтом максимальных оборотов при одновременном правильном положении педали.

Расстояние от оси педали до пола кабины (без коврика) в положении ее, соответствующем минимальным оборотам холостого хода, должно быть 109 мм.

При регулировке, установив педаль в таком положении, необходимо соединить ее тягами с рычагом на регуляторе, который должен быть прижат к винту минимальных оборотов холостого хода. Затем проверить нажатием на педаль полное перемещение рычага регулятора к винту максимальных оборотов. При необходимости отрегулировать привод, изменяя длину тяг.

Рис. 51. Ручной топливоподкачивающий насос:
1 - корпус; 2 - редукционный клапан; 3 - нагнетательный клапан; 4 - крышка; 5 - диафрагма; 6 - всасывающий клапан

Рис. 52. Привод управления подачей топлива: а - вид с левой стороны автомобиля; б - вид спереди автомобиля;
1 - рукоятка ручного управления; 2, 7 и 10 - тяги; 3, 6 и 9 - рычаги; 4 - педаль; 5 - вал педали; 8 -- вал; 11 - рычаг подачи топлива на регуляторе; 12 - скоба выключения подачи топлива на регуляторе; 13 - трос останова двигателя; 14 - рукоятка останова двигателя

Система питания двигателей воздухом

В системе питания двигателей воздухом применяются воздушные фильтры контактно-масляного типа. Исключение составляют автомобили-тягачи БелАЭ-531 и БелАЗ-531Г, на которых устанавливается воздушный фильтр ВТИ-4.

На автомобиле БелАЗ-540А устанавливаются два воздушных фильтра, на автомобиле БелАЗ-548А - три фильтра. В системе фильтры работают параллельно.

Воздушные фильтры установлены на правом крыле автомобиля под капотом (рис. 53). Воздух забирается снаружи через специальные окна в капоте, закрытые защитными колпаками. Плотное соединение воздухозаборного отверстия фильтра с капотом обеспечивается резиновой муфтой, поджимаемой пружиной. Фильтр на воздухопроводе крепится стержнем.

Система смазки двигателей

Система смазки двигателей - комбинированная, с заправкой масла в поддон картера двигателя.

На рис. 54 показана система смазки двигателя ЯМЗ-240. По такой же схеме выполнена система смазки двигателя ЯМЗ-240Н, у которого дополнительно подключены турбокомпрессоры. Датчик указателя давления масла в подшипниках подключен к правому турбокомпрессору.

Давление масла в системе смазки двигателя контролируют по указателю давления, датчик которого установлен впереди на правой боковой поверхности картера.

Рядом с датчиком давления масла установлен датчик контрольной лампы аварийного давления масла, который включает лампу в случае падения давления масла в системе ниже 1,7 кГ/см2.

Температуру масла контролируют по указателю, датчик 8 которого расположен на передней стенке поддона картера двигателя.

К масляной магистрали двигателя параллельно подключена система смазки компрессора.

Рис. 53. Установка на автомобиле воздушного фильтра:
1 - защитный колпак; 2 - капот автомобиля; 3 - резиновая муфта; 4 - крышка фильтра; 5 - фильтрующий элемент; в - масляная ванна фильтра; 7 - стержень крепления фильтра

Рис. 54. Система смазки двигателя ЯМЗ-240:
1 - масляный радиатор; 2 - дополнительная пробка слива масла из системы; 3 - кран отключения масляного радиатора; 4 - маслонзмерительный стержень; 5 - датчик контрольной лампы аварийного давления масла в системе смазки; 6 - масляный фильтр; 7 - датчик указателя давления масла в системе; 8 - датчик указателя температуры масла; 9 - пробка слива масла из поддона картера двигателя; 10 - маслозакачиваю-щий насос; 11 - перепускной клапан насоса; 12 - обратный клапан; 13 - компрессор

При применении для двигателя ЯМЗ-240 масла М10В по ТУ 38-1-210-68 и для двигателя ЯМЗ-240Н масла М10Г по ТУ 38-1-211-68 замену масла и фильтрующих элементов масляного фильтра производят через 200 ч работы двигателя.

При изменении сезона эксплуатации во время замены масла в двигателе снимают и промывают поддон картера двигателя и сетки заборников масляного насоса, удаляют смолистые отложения со стенок картера двигателя.

Для полного слива масла из системы во время замены открывают пробку на штуцере крана отключения масляного радиатора и сливают масло из радиатора и маслопроводов при обоих крайних положениях а и б рукоятки крана.

Система охлаждения двигателей

Система охлаждения двигателей - жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией жидкости от насоса. Циркулирующей в системе жидкостью охлаждаются гильзы цилиндров и головкй цилиндров двигателя, а также блок и головка цилиндров компрессора.

В систему охлаждения двигателя (рис. 55) параллельно водяному радиатору включен радиатор отопителя кабины, который забирает часть тепла для обогрева кабины. Радиатор отопителя включают краном. В зависимости от степени нагрева жидкости движение ее в системе осуществляется или по малому кругу циркуляции (радиатор отключен), или по большому кругу циркуляции (через радиатор).

Рис. 55. Система охлаждения двигателя ЯМЗ-240:
1 - водяной радиатор; 2 - пароотводные трубки; 3 - расширительный бачок; 4 - пробка заправочной горловины; 5 - радиатор отопителя кабины; б - компрессор; 7 - кран отключения радиатора отопителя кабины; 8 - термостаты; 9 - указатель температуры жидкости; 10 - рубашка охлаждения двигателя; 11 - водяной насос; 12 - сливные краны; 13 - пусковой подогреватель двигателя

Направление потока жидкости регулируют термостатами, установленными в водосборных трубах двигателя.

Система пароотводных трубок соединяет верхний бачок радиатора и водяные трубы с верхней частью расширительного бачка, в который удаляются пары воды и воздух, попавший в систему.

Температуру жидкости в системе охлаждения контролируют по указателю 9 температуры, датчик которого установлен на водосборной трубе левого блока цилиндров.

Отличие системы охлаждения двигателя автомобиля БелАЗ-548А заключается в установке в ней двух водяных радиаторов (вместо одного на БелАЗ-540А) и вентиляторов с увеличенной шириной лопастей.

Привод вентиляторов на автомобилях БелАЗ-540А, БелАЗ-548А и автомобилях-тягачах БелАЗ-531 и БелАЭ-531Г имеет такую же конструкцию, как на автомобиле БелАЗ-540.

Сливной кран для удаления жидкости из системы охлаждения расположен в нижней части корпуса водяного насоса.

На двигателях, оборудованных пусковым подогревателем, имеется еще дополнительный сливной кран на котле подогревателя.

Система предпускового подогрева двигателей

Для облегчения пуска двигателей при-низких температурах на автомобилях БелАЗ-540А, БелАЗ-548А и автомобилях-тягачах БелАЗ-531, БелАЭ-531 Г устанавливаются пусковые подогреватели типа ПЖД-600 (рис. 56).

При установке пускового подогревателя двигатели ЯМЗ снабжаются дополнительным поддоном 3, который обеспечивает направленное движение выпускных газов подогревателя на поддон картера двигателя для разогрева в нем масла. Циркуляция жидкости при работе пускового подогревателя показана на рис. 55. Устройство, правила эксплуатации и неисправности подогревателя ПЖД-600 описаны в разделе «Система предпускового подогрева двигателя Д12А-375Б».

Рис. 56. Установка пускового подогревателя двигателя на автомобиле БелАЗ-540А:
1 - рама автомобиля; 2 - поддон картера двигателя; 3 - дополнительный поддон; 4 - Руоопровод подвода горячих газов подогревателя к двигателю; 5 - пусковой подогреватель сооре; 6 - трубопровод подвода жидкости к подогревателю; 7 - трубопровод отвода нагретой жидкости к двигателю

К атегория: - Автомобили БелАЗ

Просмотров