Инструктор по вождению автомобиля. Инструктор по вождению - суть профессии, каким должен быть автоинструктор? Наличие необходимых документов

«Я бы в шоферы пошел, пусть меня научат…». В детстве все мы читали эти стихи, в которых приводятся различные профессии. Все мы мечтаем кем-то стать, кто инженером, кто химиком, кто переводчиком, а кто и президентом. И не обязательно это детские мечты, некоторые люди уже в зрелом возрасте меняют профессию. И стать автоинструктором после 10 лет за рулем такси вполне реальная мечта. Есть же люди, у которых талант к обучению вождению. Попасть к такому автоинструктору мечта каждого ученика.

Инструкторов по вождению много, а хорошие в цене. Ведь не каждый может найти подход к различному контингенту кандидатов в водители. Не у всех есть преподавательский талант, психологическая устойчивость и выдержка. Поэтому если Вы решили стать автоинструктором только чтобы подзаработать, то знайте, без вышеперечисленных качеств и хорошего водительского опыта Вы ненадолго задержитесь в этой профессии.

Давайте поподробнее рассмотри профессию автоинструктор: нужна ли лицензия автоинструктора, какие сейчас требования к ним предъявляются, какова их ответственность, сколько стоит стать автоинструктором и окупится ли это?

НУЖНА ЛИЦЕНЗИЯ ИЛИ СВИДЕТЕЛЬСТВО ИНСТРУКТОРА ПО ВОЖДЕНИЮ?

Существует три варианта: нелегальный автоинструктор, инструктор автошколы, частный автоинструктор.

Нелегальный автоинструктор. Ищет доверчивых граждан и обучает их вождению на свой страх и риск. Такая деятельность чревата наказанием в виде штрафа в размере 5-15 тысяч рублей для ученика и 30 тысяч рублей для нелегального инструктора (пункты 1 и 3 статьи 12.7 КоАП). Почему штраф? Потому что такая учебная езда есть не что иное, как управление без водительских прав и передача управления транспортным средством лицу без водительских прав. Да еще и налоговая может заинтересоваться таким инструктором. Штраф от налоговой в 10 раз больше, чем от ГИБДД.

Чтобы стать легальным инструктором, нужно отучиться и получить специальное свидетельство (порядка 6000 рублей). Тогда Вы на законных основаниях можете пойти трудоустроиться в автошколу, а также на собственном или арендованном автомобиле начать практиковать учеников.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К АВТОИНСТРУКТОРУ с 28 октября 2018 года

Согласно новому профстандарту от 28 октября 2018 года «Мастер производственного обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий», к инструкторам предъявляются следующие требования:

  • Инструктор по вождению обязательно должен иметь водительское удостоверение и удостоверение инструктора по той категории ТС, по которой он планирует проводить обучение;
  • Также требуется наличие среднего профессионального образования. Если оно у вас по профилю, то не нужно дополнительно учиться, а вот если нет - понадобится получение дополнительного проф. образования;
  • Ограничений на занятие педагогической деятельностью у инструктора быть не должно, как и медицинских противопоказаний;
  • Инструктором должна проходиться аттестация на соответствие должности;
  • Автоинструктор должен быть проинструктирован по охране труда;
  • Водительский стаж инструктора должен быть не менее 3-х лет;
  • За инструктором не должно числиться лишения прав в течение 5 лет.

ЧТОБЫ СТАТЬ АВТОИНСТРУКТОРОМ В АВТОШКОЛЕ НУЖНО…

Помимо наличия водительского удостоверения соответствующей категории или подкатегории к автоинструкторам автошколы (мастерам производственного обучения) предъявляются и квалификационные требования.

Трудоустройство в автошколу по трудовой книжке самый простой вариант. В этом случае оформляться как индивидуальный предприниматель в налоговом органе не нужно. Автошкола даст Вам и все необходимые документы на автомобиль. Все отчисления в фонды будет делать автошкола.

А если же автошкола с Вами заключит договор на предоставление услуг автоинструктора, то здесь без оформления «ИП» не обойтись. В этом случае Вам самому придется делать все отчисления в фонды, платить налоги. Но зато законно можно давать частные уроки вождения, арендуя учебный автомобиль в родной автошколе.

СЕБЕ НА УМЕ

Если Вы не желаете вступать в трудовые отношения с автошколой, то без постановки на учет в налоговый орган лучше не заниматься такой деятельностью. Даже грабли раз в год выстреливают.

Кроме регистрации «ИП», водительского удостоверения и 3х-летнего стажа вождения Вам нужно переоборудовать свой автомобиль в учебный. Как? Оснастить дублирующими педалями сцепления и тормоза (это минимум, можно и педаль газа), установить опознавательный знак «Учебный». Прежде чем вносить изменения в конструкцию автомобиля, обратитесь в ГИБДД с заявлением о внесении изменений в конструкцию автомобиля. Оплатив установку дополнительных педалей (около 13 тысяч рублей), техническую экспертизу безопасности автомобиля (около 5000 рублей), установку знака «У» (около 2000 рублей), позаботьтесь о документах в Госавтоинспекцию для регистрации автомобиля в качестве учебного. После оплаты госпошлин Вам выдадут новое свидетельство на автомобиль. Лишь после этого Вы можете законно обучать вождению. Да, документы на автомобиль, на дублирующие педали возите с собой. Не забудьте о лицензии автоинструктора.

СВИДЕТЕЛЬСТВО НА ПРАВО ОБУЧЕНИЯ ВОЖДЕНИЮ

Как таковую лицензию на право обучения вождению получают автошколы, а частному автоинструктору нужно получить «Свидетельство на право обучения вождению транспортных средств».

Данное свидетельство выдают по итогам прохождения краткосрочных курсов, чаще всего такие курсы проводят на базе ДОСААФ и подобных государственных организаций. Курсы почти во всех организациях состоят из 126 часов теоретических и практических занятий, а также предполагают 130 часов самостоятельной подготовки. Стоимость таких курсов и соответственно получения свидетельства на право обучения вождению ТС варьируется в зависимости от региона. В Костроме стоит от 4000 рублей, в Москве около 10 000 рублей. Но не только цены разные, разное и наполнение программы обучения. Поэтому прежде чем заключить договор на свое обучение, ознакомьтесь с программой, по которой Вас будут обучать.

СТРАХОВКА ДЛЯ УЧЕБНОГО АВТОМОБИЛЯ

Еще один нюанс: страховка. На учебный автомобиль страховка существенно дороже. Хотя в законе об ОСАГО нет ни слова о тарифах для учебных автомобилей, зато прописано, что использование автомобиля в спортивных соревнованиях и в качестве учебного считается не страховым случаем. Если автомобиль используется в качестве учебного, а в полисе прописано «для личного использования», то страховая откажет в выплатах при ДТП. При обучении практике вождения водителем считается обучающее лицо. Автоинструктор и должен страховать свою ответственность, в случае ДТП ответственность полностью лежит на инструкторе.

Поэтому лучше себя обезопасить, правильно оформить ОСАГО и оформить еще и КАСКО. Потому что ученики за рулем пусть и попадают в основном в мелкие аварии, ведь им не разрешено ездить со скоростью выше 40 км/ч, все же лучше пусть страховая оплатит ремонт, чем Вы будете ездить на битом авто, только клиентов распугаете. Но это опять же при условии соблюдения вышеперечисленных требований к частному инструктору.

СКОЛЬКО ПОЛУЧАЕТ АВТОИНСТРУКТОР?

Если посмотреть рынок вакансий, то можно сказать, что для Москвы инструктор по вождению получает маловато 30-50 тысяч рублей. В Пятигорске, например, обещают от 20 тысяч рублей, в Новосибирске 20-50 тысяч рублей. Но мы знаем, если написано в объявлении «от», то эту минималку платить и будут.

Стоимость одного урока в автошколе около 500 рублей, а урок с частным автоинструктором стоит 750-1200 рублей, все зависит от класса автомобиля. Но не стоит увольняться из автошколы и подаваться в частные инструкторы. Обучение вождению подвержено сезонам, сегодня полно учеников, а завтра не будет ни одного. Самый оптимальный вариант совместительство. К тому же автошколам часто требуется инструктор на личном учебном автомобиле.

Существуют сайты, которые подбирают учеников для репетиторов, в том числе для инструкторов по вождению. Можно опубликовать свое объявление на различных сайтах, но самая лучшая реклама - это положительные отзывы Ваших учеников. Если Вы стали частным автоинструктором, создайте свое резюме на нашем сайте , отзывы Ваших благодарных учеников послужат Вам хорошей бесплатной рекламой.

Управление транспортным средством - процесс, который нельзя назвать лёгким. Вождение автомобиля требует от водителя определённых навыков, а также обязательного знания правил дорожного движения, призванных обеспечить безопасность на дороге.

Такие знания не могут быть получены самостоятельно. Конечно, научиться водить машину можно и самому, но сделать это весьма трудно.

Намного легче получить навыки управления автомобилем , а также выучить правила дорожного движения, посещая специальные автошколы. К тому же не стоит забывать о том, что получить водительское удостоверение, не окончив автошколу и не сдав экзамены, просто невозможно.

Обучением будущих водителей занимаются специальные профессора, то есть инструкторы . Эти люди проводят занятия по обучению учащихся правилам дорожного движения, а также навыкам управления транспортным средством. Работа весьма ответственная, так как инструктор должен обязательно вложить в голову каждого учащегося в автошколе все знания, которые точно понадобятся ему на дороге.

Многие люди, уже умеющие превосходно водить транспортное средство , задумываются о том, чтобы стать инструктором по вождению. Некоторым данная работа может показаться весьма интересной, а некоторые могут обратить внимание на данную профессию из-за хорошей зарплаты. В данной статье будет рассказано о том, что требуется для получения работы автоинструктором.

Для начала следует отметить один важный момент, о котором должен помнить каждый желающий стать инструктором в автошколе. От этого и должен отталкиваться каждый, кто решил устроиться на работу автоинструктором.

Дело в том, что умение хорошо управлять транспортным средством не является определяющим. Конечно, это одно из основных требований к будущему инструктору, что вполне логично. Но не следует забывать и о том, что умение управлять автомобилем не гарантирует наличия способности передать этих умений учащимся.

Поэтому, если читатель просто не обладает каких-то педагогических способностей, эта работа вряд ли ему подойдёт. В таком случае не рекомендуется устраиваться на работу автоинструктором. Данная профессия означает большую ответственность , так что лучше несколько раз подумать прежде, чем задумывать о получении такой работы. Человек должен стремиться стать автоинструктором в том случае, если имеет способности и тягу к этому, а в случае, когда это стремление обусловлено простым желанием заработать.

Как стать автоинструктором?

Теперь стоит обратить своё внимание на список требований к будущему инструктору по вождению, о котором даже знать каждый желающий работать в автошколе. В том случае, если желающий работать автоинструктором не соответствует всем положенным требованиям, получить желаемую работу в автошколе будет невозможно.

Итак, каким требованиям должен соответствовать кандидат в автоинструкторы в автошколе:


Рекомендуется обратить внимание на последний пункт в списке. Дело в том, что стать инструктором можно и без прохождения специальных курсов. Но тут есть момент, о котором обязательно следует знать . Отсутствие свидетельства об окончании специальных курсов позволит стать инструктором, но только на частной основе. Это означает, что автолюбитель сможет преподавать только тем людям, у которых уже имеется категория В, но они хотели бы получить больше опыта в вождении транспортного средства. Такой вариант идеально сможет подойти тем людям, которые хотят заниматься преподаванием, но только время от времени.

Обучение на автоинструктора

Чтобы всё-таки стать автоинструктором в автошколе , необходимо пройти соответствующие курсы. Самое интересное заключается в том, что прохождение таких курсов позволяет получить не только документ об их окончании, который впоследствии понадобится при получении профессии, но и необходимые знания, позволяющие правильно вести себя с учениками. Это весьма важно, особенно в том случае, если у будущего автоинструктора ещё нет опыта преподавания. Также эти курсы могут позволить освежить уже имеющиеся знания, а также получить полезные советы, касающиеся ситуаций, в которых даже самые опытные водители могут допустить ошибки.

Прохождение специальных курсов позволяет получить определённую базу для обучения учащихся автошколы «с нуля». Также не стоит забывать и о получении навыков сочетания теории и практики, что действительно весьма важно в преподавании вождения. Курсы для автоинструкторов являются не просто обычными обучающими занятиями для получения соответствующей профессии. Курсант сможет пройти настоящий тренинг по созданию своей образовательной программы, которая впоследствии сможет стать фактором притяжения новых клиентов.

Стоимость курсов для автоинструкторов

Теперь следует уточнить момент, касающийся стоимости таких специальных курсов. Человек, который впоследствии хочет работать автоинструктором в автошколе, обязательно заинтересуется этим вопросом.

Стоимость курсов инструкторов для автошкол на данный момент будет никак не меньше двенадцати тысяч рублей за полтора-два месяца обучения. То есть, именно с этой отметки и стартуют все расценки. Вряд ли можно говорить о какой-то фиксированной цене, поэтому и была приведена минимальная сумма.

После того как курсы будут пройдены, придётся постараться ещё найти работу. Для этого можно просто потратить определённое время на обзвон или на подачу резюме в несколько разных автошкол. Сложного в этом ничего нет.

Какие варианты работы автоинструктором можно рассматривать?

Перед тем как начать работать инструктором, следует для начала решить то, в каком режиме будет удобнее осуществлять обучение будущих водителей. Не каждый может полностью посвятить своё время работе в автошколе, поэтому для таких людей существует возможность выбрать подходящий им вариант работы. Об этом будет сказано чуть ниже.

Итак, какие два варианта работы автоинструктором существуют? Выше в статье уже был дан ответ на данный вопрос, правда вскользь, поэтому лучше ответить на него ещё раз и поконкретнее. Два варианта работы автоинструктором:

  • Частным образом;
  • В автошколе.

Для начала следует сказать пару слов об осуществлении обучения будущих водителей на частной основе. Конечно, в этом есть определённые плюсы, но минусов больше. Главный плюс, естественно, заключается в том, что автоинструктор, работающий частным образом , работает на себя. То есть, у него просто нет начальства, да и фиксированной ставки нет, что предоставляет автоинструктору полную свободу действий по выставлению цен на свои услуги.

Также не стоит забывать, что частному автоинструктору понадобится в обязательном порядке переоборудовать своё транспортное средство в учебное. Для этого понадобится поставить дополнительную педаль. Также учебный автомобиль придётся и зарегистрировать. Ведь по документам это уже будет другое транспортное средство.

Какие же преимущества есть у варианта работы автоинструктором в автошколе:

  • Автошкола предоставляет инструктору переоборудованное транспортное средство, что позволяет не заботиться о переоборудовании своего автомобиля;
  • Стабильный финансовый доход. Инструктор по вождению, работающий в автошколе, имеет возможность получать стабильную зарплату в отличие от частников, доход которых сильно зависит от ситуации с потоком учащихся;
  • Кстати, насчёт потока курсантов. Автошкола предоставляет и стабильный поток учащихся, что сразу же исключает проблему, связанную с возможным отсутствием клиентов.

Как можно отметить из вышеприведённого списка, работа в автошколе имеет свои преимущества , которые могут повлиять на последующий выбор будущего автоинструктора. Каждый волен выбирать то, что ему больше подходит. Но всегда необходимо взвешивать все «за» и «против». Не сделав этого, можно сильно разочароваться в своём выборе и в профессии в целом.

37.3

Для друзей!

Справка

Слова великого авантюриста Остапа Бендера: "Автомобиль - не роскошь, а средство передвижения" сегодня звучат особенно актуально. Нашу жизнь трудно представить без личного транспорта. Грамоте езды в России учат инструкторы автомобильного вождения. Коротко - автоинструктор. Востребованность данной профессии понимает каждый. Заметим, что в крупных городах периодически случаются пробки, нередки хаотичные движения, многие водители не отличаются культурой вождения. Поэтому профессия инструктора будет актуально еще долго.

Описание деятельности

Автоинструктор закрепляет полученные на уроках ПДД теоретические знания, и проводит занятия практических навыков.

Трудовые обязанности

График работы инструктора по вождению включает следующие обязанности: обучение на специализированной площадке, обучение вождению в городских условиях, закрепление теоретических навыков. Под руководством инструктора ученик на специально подготовленной площадке проходит базовые элементы вождения, которые имитируют маршрут реальных дорог - это «змейка», «горка», «эстакада». В городе инструктор заставляет многократно повторять стандартные движения (стартовать с места, парковаться, двигаться в потоке, совершать обгоны, перестраиваться из ряда в ряд, делать круги малого и большого радиуса и т.д.).

Особенности карьерного роста

Возможность частной практики - большой плюс этой профессии. Набрав опыт, работая рядовым инструктором в автошколе, можно начать собственную карьеру. Среди автолюбителей набирают все большую и большую популярность профессиональные частные инструкторы по вождению. В их услугах нуждаются не только начинающие водители, но и шоферы с немалым стажем. Сегодня частные инструкторы разрабатывают дополнительные программы обучения. Например, программа «реабилитации навыков вождения» (восстановление утраченных и при необходимости замена неправильных навыков), «повышение квалификации» (обучение навыкам вождения в критических, аварийных ситуациях).

У людей, обучающих водить автомобиль? два профессиональных праздника – День шофера и День учителя. И это не случайно. Ведь главное в этой профессии – быть педагогом, хотя бы в душе. О буднях автоинструктора рассказал Борис Козенко, специалист автошколы «Сигнал».

- Борис, расскажите, как вы стали автоинструктором?

Случайно. Мне бы кто-нибудь сказал раньше, что я выберу эту профессию, я бы ни за что не поверил. Мне казалось, что эта работа нервная, неблагодарная, каждого нужно научить, тысячу раз повторить. Я всегда думал, что надо памятники учителям ставить и к своему инструктору относился с большим уважением. И вот мой друг-автоинструктор попросил меня «докатать» его группу, а после выпуска директор автошколы предложил мне остаться. Как правило, инструкторами принимают людей только по рекомендации, те, кто приходит по объявлению, долго не задерживаются. Не потому, что их «выживают», просто они не знают, куда идут. Но пока не попробуешь, не узнаешь, твое это или нет. Я попробовал - мне понравилось. Приятно осознавать, что я могу дать что-то людям, наблюдать, как у учеников идет прогресс. Да и профессия на самом деле оказалась не очень-то нервной. Самое большое напряжение - экзамен, который сдают твои ученики. Особенно волновался, когда выпускалась первая группа.

- Теперь меньше переживаете?
- Бывает обидно, когда ученики на экзамене допускают ошибки. Спрашиваешь, почему поступил именно так, а не иначе, ведь знаешь как надо, все умеешь, а в ответ - «не знаю». Сразу чувствуешь свою вину, чему-то, выходит, не научил. Переживаю не тогда, когда не сдают экзамены, а когда плохо ездят и сдают. Был случай, когда ученица на экзамене не допустила ни одной ошибки, ей поставили сдачу. Но она не готова к городу! Договорились о дополнительных занятиях уже после того, как права получила.

- Экзамен в ГАИ для многих тяжелое испытание. Как настраиваете своих учеников?
- Да, экзамен для многих - стресс. Но есть еще отдельные ученики, которые в принципе боятся людей в форме. Приходится постоянно повторять, что инспектор - такой же человек. По возможности стараюсь, чтобы перед экзаменом с нами кто-то еще ездил, а еще лучше комментировал ситуацию на дороге, то есть изображал инспектора, несмотря на то, что это запрещено правилами. После этого ученики ведут себя на экзамене спокойнее, они уже немного натренированы. Во время самого экзамена стараюсь морально поддерживать учеников. Кому-то надо, чтобы он посмеялся, анекдот могу рассказать, кого-то, наоборот, надо поднапрячь. Одна ученица на автодроме набрала воздуха в рот и задержала. Я ее успокаиваю, а она уже синеть начала, пришлось анекдот рассказать, чтобы хоть немного расслабилась.

- Были курьезные случаи на экзаменах?
- … Зима. Гололедица. Ученица разогналась до такой степени, что, даже машина, которая была на подвозе учеников, от нас отстала. Слова инспектора: «Завтра на мотодроме будут гонки по льду, вы будете в них участвовать, да? Давайте, немного потише». Нам было немного не по себе. Но у меня-то есть педали, а инспектору на заднем сидении досталось. Был жутковатый случай и на уроке. Говорю ученице: ищем место для разворота, при этом мы уже не первый раз там благополучно разворачивались. Она перестраивается в левый ряд. На встречу идет КАМАЗ. Она через двойную сплошную крутит руль прямо под этот КАМАЗ. Я понимаю, что если сейчас начну ее выправлять, то будет лобовое столкновение, то есть КАМАЗ нас раздавит. Конечно, это была моя вина, я немного расслабился, поздно спохватился. В общем, развернулись мы и прямо поперек дороге уперлись в поребрик. Было действительно страшно.

- Трудно, наверное, сдерживать эмоции в таких ситуациях?
- В таких ситуациях чем спокойнее ты себя ведешь, тем вернее не попадешь в аварию. Но бывало, что хотелось закричать на ученика. Конечно, стараюсь себя сдерживать, но получается это с трудом. Например, если ученик не слушается. Говоришь ему: «Мы обязаны пропускать пешеходов на нерегулируемых пешеходных переходах, то есть без светофора». Я давлю на тормоз, он давит на газ, говорит: «Пусть стоят». Или превышает постоянно скорость. «Смотри на спидометр!», - бесполезно! Такой человек не сдаст экзамен, пока не поймет, что инструктор не попугай и зря не говорит. Но я сомневаюсь, что из этого человека получится прилежный водитель. Бывают и ситуации, в которых нужна незамедлительная реакция, тогда приходится повышать голос. Но только для того, чтобы ученик быстрее среагировал, а не для того чтобы выплеснуть на него свои эмоции.

- Получается, терпение и спокойствие - важные для инструктора качества. Что еще?
- Если говорить о профессиональных шоферских навыках - инструктор должен видеть все вокруг и думать за всех (за своего ученика, за других водителей, за пешеходов), уметь прогнозировать ситуацию на дороге. Если говорить об инструкторе как о психологе - на первом занятии он не должен определять, что за тип человека садится к нему в машину и строить какие-то первоначальные предположения о том, что от него можно ожидать, легко ли будет ему в обучении. Представление об ученике должно складываться уже в процессе обучения. Необходимо найти подход к каждому, дать возможность раскрыться.

- Вам как педагогу приходилось применять нестандартные методы обучения?
- С одной ученицей долго не могли освоить упражнения на автодроме. Пришлось посоветовать ей поиграть в детские машинки на дистанционном управлении, посмотреть, как они себя ведут, как преодолевают различные препятствия. На следующее занятие она пришла «подготовленная», это было последнее занятие на автодроме. В этом плане компьютерные игры проигрывают. Был такой ученик - заядлый компьютерщик. Он за полгода до того как прийти к нам учиться накупил себе игрушек, педали, руль. Пришел, говорит - «умею ездить». Мы с ним очень долго «боролись», к реальной жизни его было очень сложно подготовить. Он, как на компьютере, руль не перебирал, держал за одно место, на сколько хватало рук, на столько поворачивал, дальше начинал наклоняться. Несколько раз от этого бился головой об стекло двери. С ним пришлось больше ездить по крутым поворотам и разворотам.

- Какие еще трудности возникают в процессе обучения?
- Тяжело, когда планируешь с учеником на следующем занятии перейти к изучению более сложных элементов вождения (от поворотов направо, налево, до разворотов), а он почему-то приходит «застрявшем» на уровне какого-то занятия, хотя в учебе шел постоянный прогресс. В такие периоды начинаешь задумываться, где я что-то пропустил, как исправить ситуацию.

- Назовите плюсы и минусы своей профессии…
- Начну с минуса - несмотря на то, что я не люблю отдыхать, бывает, устаю от напряженного графика, хочется позвонить ученику и отменить занятие. Но «перекидывать» его некуда. Встаешь и идешь на работу. Плюсов достаточно: постоянно новое общение, с разными людьми, новые знакомства, иногда даже очень полезные (смеется), зарплата вполне приличная. Да и просто получаешь удовлетворение от того, что люди тебе благодарны. По крайней мере, мне кажется, что ученики мной довольны, и мне это льстит. По сравнению с предыдущими местами работы (на автобусе, на автокране), на этой работе я отдыхаю. График работы, хоть и напряженный, но я его выбираю сам. В процессе обучения он согласовывается на более удобное для меня и для ученика время. Кроме этого каждая выпущенная группа для меня - это своего рода карьерная вертикаль, которой, в общем-то, нет в нашей профессии. Добился хороших результатов - вырос в своих глазах.

Обучение
Чтобы стать инструктором надо помимо опыта вождения не менее трех лет пройти специальные курсы в институте повышения квалификации, которые длятся месяц. По окончании их выдается диплом и удостоверение инструктора, точнее «мастера производственного обучения вождения автомобиля». Такие курсы автоинструктор должен будет посещать каждые три года для повышения квалификации.

Востребованность

В Новосибирске около 50 автошкол. У половины из них по несколько филиалов. С каждым годом это количество увеличивается. У горожан все больше появляется возможностей купить автомобиль, соответственно растет спрос на курсы по вождению. Как говорят сотрудники автошкол, потребность в новых сотрудниках возникает в то время, когда планируется открытие нового филиала. А так в основном везде стабильные коллективы. Небольшая текучка кадров возможна только в автошколах, где оплата труда фиксирована окладом.

Заработная плата
Зависит от выработки. С учетом расходов на бензин и запчасти получается около 3000 рублей с ученика. Количество учеников зависит от сезона. Например, в новогодние каникулы, морозы, можно сидеть без работы. Самый сезон - это лето. В этот период у одного инструктора могут обучаться 12-14 учеников. Но это уже тяжеловато - работа без выходных. Самое «удобное» количество учеников - 8-9. Тогда есть и зарплата, и время на отдых. Часть автошкол держат своих инструкторов на окладе. В этом случае заработная плата автоинструктора составляет от 5000 рублей в месяц.

Если ты...
профессиональный водитель, умеющий прогнозировать дорожную ситуацию,
терпелив,
имеешь хорошую реакцию,
разбираешься в психологии людей,
в душе педагог,
то ты настоящий автоинструктор.

Дата публикации: "ХР!" №58 (86), 11.08.2008

Я не пришёл в профессию автоинструктора - она сама пришла ко мне. Я был водителем такси, а у хорошего извозчика, даже если он при компании, существует круг постоянных клиентов. Постоянными можно считать тех, кто просит в аэропорт отвезти раз в полгода или кто ездит каждый день до метро. Постепенно у меня образовался круг своих клиентов, и некоторые из них стали просить обучить их вождению. Как сейчас помню, моего первого ученика звали Саша. Так я стал совмещать работу таксиста и инструктора: до обеда возил людей, после обеда - обучал.

Разумеется, обучал на машине без дополнительных педалей, заезжал на учебную площадку нелегально, платил деньги, причём немаленькие, и мне разрешали ездить среди учебных машин. Так я подготовил к экзамену в ГАИ первых пять человек. Тренерская деятельность мне понравилась: я бы сравнил её с работой столяра, который из деревянной болванки может сделать всё что угодно. Так и автоинструктор: из человека, который даже не знает, с какой стороны подойти к автомобилю, я делаю хорошего водителя, а в конце курса сижу, как министр, и меня везёт мой ученик.

О культуре вождения


Почему на наших дорогах так много ослов? Я нескромно могу сказать, что проблема прежде всего в инструкторах. Большая часть пришли в автошколы 15−20 лет назад, после развала Союза образовывалось много частных школ или приватизировались учебные комбинаты. А в России в это время как раз был разгар бандитизма и агрессивная атмосфера повсюду, в том числе на дорогах. Те люди, которые начали свою работу в автошколе в то время, вынуждены были учить людей противостоянию, самозащите, ответной агрессии. Времена сменились, а автоинструкторы остались прежними. Что касается девушек, тут ещё одна причина - многие не доучиваются в автошколе, и их начинают обучать мужья. А у мужа «широкая шея», и его девиз на дороге: не обращай внимания, ни о ком не думай, ты главная.

О школах и частниках

В автошколе, где я работаю, полуторачасовое занятие стоит порядка 500 рублей. А теперь вдумайтесь: прокат коньков стоит 400−500 рублей за час. Но тут лезвие и ботинки, а у нас целый автомобиль, да ещё преподаватель в придачу. Частные автоинструкторы, конечно, зарабатывают значительно больше: 1 200−1 500 рублей за урок, в зависимости от задачи. Но чтобы работать частником, надо самостоятельно оборудовать автомобиль дублёрами органов управления, поставить его на учёт, получить удостоверение автоинструктора.

Я совмещаю работу в автошколе с частными уроками, и хочу заметить, что, по сути, качество урока за 1 500 и за 500 рублей не отличается, ведь человек не виноват, что пришёл в автошколу, где дешёвые уроки. Кстати, уходить совсем на вольные хлеба я не хочу. Частный рынок не даёт стабильности: сегодня некуда девать учеников, а завтра никого нет. Плюс никогда не знаешь, сколько уроков возьмёт человек. В автошколе ученик в большинстве случаев пройдёт целую программу, подготовится к экзамену. А тут нужно удерживать учеников, предлагать скидку, торговаться, заниматься маркетингом, но тогда творчество, которое привлекает меня в профессии, уйдёт на второй план.

О призвании

Моё убеждение, что хороший автоинструктор получится из водителя, который проехал не менее 500 тысяч километров без единой аварии. Если где-то в ямку попал - это не считается, главное, без серьёзных ДТП. То есть автоинструктор - человек, который сам не допускает ошибок за рулём. Когда я пришёл в инструкторы, у меня пробег составлял один миллион триста тысяч. Я двадцать три года за рулём, семь из них работаю в автошколе.

И конечно, нужно обладать природным стержнем педагогики. Меня часто спрашивают, как хватает терпения. Я отвечаю, что не в терпении дело. Я ничего не терплю, я леплю. Скульптор ведь, когда лепит, получает удовольствие. Если у ученика что-то не получается, я тоже получаю удовольствие, ведь есть к чему стремиться. Мне нравится, что люди будут помнить обо мне, что ко мне приходят все разные, а уходят одинаковые: я передаю свой стиль вождения. Было несколько случаев, когда в Москве на дорогах мне встречались мои ученики. Они меня узнавали, и я их, по стилю вождения. Но я суеверный, не считаю, сколько у меня было учеников, это плохая примета.

Об учениках

Не знаю, чем это объяснить, но иногда идут учиться мужчины средних лет, иногда молодые люди. Сейчас стало больше женщин 30−40 лет, в прошлом году было много молодых ребят до 25. Обучать легче женщин. На генетическом уровне у женщины заложено воспринимать мужчину как авторитетный источник информации, поэтому она очень внимательно слушает. А мужчина соревнователен по своей сути, он пытается противостоять и не сделает так, как я его прошу, пока не обожжётся. Женщин-автоинструкторов, кстати, мало, и тут я должен сказать немного обидную вещь: так уже повелось, что мужчине больше подвластен автомобиль. Посмотрите, только в каждом сотом автобусе в России за рулём окажется женщина. Хотя в Австралии, например, есть даже женщины-дальнобойщицы.

Часто встречаются капризные ученики, которые, скажем, категорически не хотят учиться на машине российского производства. Но это заблуждение: для человека, умеющего ездить, вообще не должна иметь значения марка автомобиля. Моя «Лада-Калина», например, в управлении намного легче, чем ряд её одноклассников. Многое зависит не от марки машины, а от того, как установлено сиденье, как вы сели на него, как отрегулирована рулевая колонка, как выставлено давление в шинах. Упругость педалей - это вообще свойство, связанное не с маркой автомобиля, а с маркой производителя сцепления.

Об обучении


Как правило, обучение проходит на собственной машине инструктора. Редко бывает, что школа имеет свой автопарк. Самое лучшее время для обучения - утро с 9:30 до 12 часов, после у инструктора заканчиваются силы. Это вообще похоже на спортивную подготовку: тренер по футболу или по борьбе не может говорить шёпотом. Бывают очень эмоциональные моменты, когда приходится крикнуть «беги», «бей» или «выжимай сцепление». И строгость обязательно должна быть. Я заранее предупреждаю, чтобы не пугать, что у меня грубый голос. Но в какой-то момент я должен умолкнуть. Нужно давать «ездовым» - мы так называем учеников, которым уже можно выезжать в город, - больше свободы самовыражения, не принося в жертву безопасность, разумеется.

Об экзаменах

Упражнения, которые сдают в ГИБДД и отрабатывают на площадке с автоинструктором, придуманы не зря. «Змейка», «горка», «въезд в бокс» предназначены для выработки утончённой работы левой ноги с педалью сцепления, чувства взаимосвязи руля и хода самой машины. Когда я смотрю художественный фильм, я сразу вижу, умеет актёр водить машину или, условно говоря, был вызван инструктор, который показал ему, как выехать из арки.

Площадка нужна для выработки у водителя общего внимания, то есть человек не должен быть сосредоточен только на движении, конусах и палочках, он должен достигнуть стадии, когда при вождении автомобиля сможет посмотреть на дисплей своего телефона, подмигнуть девушке, опустить солнечный козырёк, поправить чёлку. Но программа, которая существует сегодня в России, примитивна. Сдать экзамен ещё не значит быть готовым сеть за руль. Это всё равно что сдать собачий вальс на фортепиано в классе консерватории. Упражнения не такие уж сложные. И одно дело научить человека попадать между палочками на автомашине, а другое - научить его управлять.

Об отношениях


Автомобиль - интимная зона, когда люди находятся друг от друга на расстоянии менее метра. Но личные отношения с учеником - это нарушение неписаного профессионального кодекса и вся педагогическая деятельность насмарку, так как нарушается субординация. Я никогда не перехожу на ты со своими учениками, и меня в 39 лет называют только по имени и отчеству.

Да, у большинства инструкторов жены - бывшие ученицы. Но это не значит, что роман начинался в процессе обучения, это потом уже, когда были получены права. Сидение в интимной зоне с опозданием, но всё-таки часто приводит к романтическим отношениям. Ученицы пристают довольно часто, но я как инструктор должен уметь сдерживать атаку. Например, я одной ученице говорю: «Мария, я пока беру вас за руку, чтобы направить руль, потом я этого делать не буду». «Как жаль», - томно произнесла она.

Моя работа включает касание руками каких-либо частей тела ученика. Например, когда нужно удержать, докрутить руль. Какое-то время назад я пришёл к способу помогать подруливать, держа ученика за запястье. Самое страшное на дороге, когда ученик начинает тормозить, причём буквально, то есть сильно жать на тормоз. Тогда приходится убирать ногу, подводя свою руку под бедро ученика. Но и тут я стараюсь соблюсти приличия и делать это не ладонью, а тыльной стороной руки. Не знаю, что она чувствует при этом, но я стараюсь ни о чём не думать. В этот момент для меня не важно, мужчина это или женщина, для меня это просто ученик.

Интервью: Светлана Гаврилова

Просмотров