Маркировка, обозначение и номера подшипников. Качество подшипниковой продукции FKL Обозначение подшипников по iso

В современном мире насчитывается более 1000 производителей подшипников. Поскольку они являются промышленным изделием, то их обозначение и классификация стандартизированы в международной системе ISO.

В то же время, многие российские производители используют систему стандартов ГОСТ, отличающейся по методу классификации подшипников от международного стандарта ISO.

В практике нашей работы мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда технологи предприятий переходят с российских подшипников на импортные. Или на российские, но более современные, стандартизированные по ISO. Как правило, это происходит при желании увеличить межремонтный ресурс оборудования или сократить риски неожиданного выхода из строя станков и агрегатов.

Соответственно, при подборе подшипников под замену встает вопрос: как определить тип подшипника в другой системе стандартизации.

В помощь специалистам отделов закупок и технологам предприятий мы составили сравнительную таблицу стандартов подшипников (715 kB. PDF). Вы можете скачать ее для самостоятельного использования в вашей практической деятельности.

Пример

Совсем недавно один из наших клиентов, крупная отраслевая компания, занимающаяся производством изделий из кожи, приняла решение увеличить межремонтный период обслуживания парка оборудования.

В частности, на производстве клиента используются станки АСГ-12, еще советского производства. Как говорят инженеры: «Станок вечный, только запчасти меняй».

До последнего момента межремонтный период этих станков составлял полгода. Чаще всего требовалась замена подшипников в приводах механизмов заточки, так как это высоконагруженные узлы. Было принято решение перейти с отечественных подшипников на импортные, с более высоким ресурсом. При подборе потребовалось определить ISO-обозначение этого типа подшипников, так как в спецификации станка все детали были указаны в стандарте ГОСТ.

В результате, как альтернатива, были выбраны подшипники немецкого производителя LFD из средней ценовой группы. Они имеют маркировку 32314А по ISO и являются аналогом российских подшипников с маркировкой по ГОСТу 7614.

Благодаря смене производителя подшипников межремонтный период удалось увеличить с полугода до 12 месяцев. При этом разница в цене между ранее использовавшимися отечественными подшипниками и подшипниками LFD составила 30%.

Традиция FKL в области промышленности длится уже более четырех десятилетий, в течение которых FKL разработана система приемки и выбора работников, гарантирующих высококачественную работу на всех стадиях обработки металла. Кроме этого, последовательно соблюдается одна из основных систем качества - ISO 9001, которая благодаря контролю эффективности работы позволяет идентификацию всех видов продукции.
Совершенствование и развитие профессиональных и творческих способностей работников является постоянной практикой FKL. Особенно стимулируется творческая работа всех видов деятельности. Все эти элементы заботы о кадрах вычисляются по сравнению с правилами высокого стандарта, обеспечивающими высококачественную продукцию. Результаты систематической заботы о рабочих характеристиках работников видны благодаря большому количеству самостоятельных и постоянных инноваций продукции на всех стадиях производства. Профессиональные и творческие управленческие, инженерные и экспертные кадры обеспечивают гибкость производства, что является главной характеристикой FKL в области производственной системы. Любые производственные операции сразу регистрируются, и в соответствии с правилами оцениваются и стимулируются.
Все перечисленное является основанием, обеспечивающим высокое качество текущей продукции, а также фундаменты, на которых ежегодно создаются десятки новых высококачественных продуктов, как ответ на требования покупателей и рынка.

СТАНДАРТ ISO 9001 - ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА

Введение

Подшипники качения в качестве машинных элементов для передачи движения, являются продукцией с большой степенью обработки. Эксплуатационные качества этих подшипников зависят от качества обработки элементов подшипника, точности изготовления и качества применяемых материалов. Наблюдая за развитием науки и техники, соблюдая жесткие требования пользователей наших подшипников, FKL на всех стадиях процесса изготовления обеспечивает требуемый уровень качества, от входа сырья, до поставки готовой продукции. Благодаря сертификации системы качества по требованиям стандарта ISO 9001:1996, 2000 г.г., и повторной сертификации по ISO 9001:2000, 2003 г.г., FKL обеспечил постоянное качество процесса обеспечения высокого качества продукции.

Материалы для подшипников FKL

Кольца подшипников и роликовые элементы изготавливаются из специальной стали (100 Cr6 по DIN) известных мировых производителей - Thyssenkrupp , Valti, произведенной методом вакуумного литья. Термическая обработка колец обеспечивает стабильность размеров до 150 °C. Обоймы для нормальной рабочей температуры (-30 до +120°C) изготовлены из пластмассы (ULTRAMID A4H, полиамид 6.6). Пластиковые обоймы для высоких температур изготавливаются из специального пластика (PA 46-GF 25 STANYL). Положительные эффекты полиамида, упругость и небольшой вес проявляются при ударной нагрузке подшипника, больших наращивания и уменьшения скорости. Обоймы из полиамида отличаются очень хорошими свойствами скольжения и спокойной работой. Штампованные обоймы изготавливаются из стального листа. Некоторые массивные обоймы изготавливаются из латуни. Уплотнения изготовлены из резины (PERBUNAN, BUNA M) залитой на защитном листе. Уплотнения предназначены для работы при температурах -40 до +100°C. В течение небольшого периода времени, они подходят и для работы до 120 o C. Для более высоких температур изготавливаются уплотнения из специальной смеси (SYNTETIC "VITEN"). Защитные кольца изготавливаются из стального листа. Корпуса подшипников типа Y изготовлены из серого чугуна прочностью 200 HB, либо из холоднокатаного стального листа. Для нормальных рабочих температур (-30 до +120°C) применяется литиевый жир, консистенции 2, вязкостью при 40°C - 90 мм 2 /с. Для более высоких температур (150°C) применяется специальный жир (L 55/2 KLÜBER).
Для производства подшипников качения FKL использует высококачественные материалы и роликовые элементы наиболее известных мировых производителей. Вопреки качеству материалов, документированному поставщиками, FKL в ходе приемного контроля проводит испытание поставленных материалов на соответствие своим внутренним стандартам, при помощи современного оборудования, в собственных лабораториях.
Все отчеты архивируются в файлах входного контроля в рамках Интегральной информационной системы FKL.

Контроль и испытания в ходе производства

С учетом жестких требований, касающихся изготовления элементов и окончательной обработки продукции с целью сохранения стабильности и согласования работы, в ходе производства применяется статистический контроль процесса (SPC) всех важнейших операций. Контроль параметров выполняется при помощи современного измерительного оборудования и средств. С целью обеспечения постоянных условий в ходе механической обработки деталей (точение, шлифование, окончательная сборка), машины связаны с центральной системой для охлаждающей жидкости, в которой обеспечивается и контролируется постоянный состав жидкости (чистота, вязкость, температура и вид жидкости).

Контролирование оборудования для измерения и испытания

Чтобы обеспечить высокий уровень стабильности и надежности измерений, контроль оборудование для измерения и испытания проводится как в собственной лаборатории, так и в уполномоченных лабораториях. Учет контроля ведется в отделах обеспечения качества.

Упаковка и складирование

Сохранение качества подшипника во время поставки и складирования обеспечивается необходимой упаковкой и защитой. В соответствии с требованиями покупателя разработана тара для индивидуальной упаковки продукции, а также упаковки для срочной установки в ходе серийного монтажа. Использованные защитные средства обеспечивают стабильность качества продукции не менее чем в течении трех лет в условиях правильного хранения.

Сервисное обслуживание и техническая поддержка

FKL обеспечивает сервисное обслуживание и техническую поддержку пользователей подшипников, а именно:

  • рекомендации об установке подшипников, месте установки, способе обслуживания и смазки, и способе эксплуатации
  • переработку и доработку подшипников в соответствии с потребностями и требованиям пользователей
  • проверку качества подшипника по всем элементам
  • исследование
  • причины дефекта подшипника, или аварии, причиной которой является использование подшипников плохого качества

СТАНДАРТ ISO 14001 - ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Применение стандарта ISO 14001 придает новое качество деятельности FKL. В первых, увеличивается конкурентоспособность нашей продукции, поскольку таким образом обеспечивается продажа этих подшипников на рынках развитых промышленных стран. Во-вторых, более рациональное использование всех видов природных ресурсов, сырья, сырьевых материалов и энергоносителей, уменьшает расходы, связанные с ведением деятельности, и повышает производственную и трудовую культуру всех работников.В-третьих, репутацию и престиж FKL в гражданской общественности и экспертном сообществе повысило соблюдение всех законов об охране окружающей среды.
Эти стандарты придали политике развития FKL новый элемент: целью разработки новой продукции и технологий, кроме увеличения производительности и конкурентоспособности, является и максимальное уменьшение отрицательного воздействия производственного процесса на окружающую и рабочую среду, а также обеспечение приоритетов экологически приемлемых решений.

Международная организация по стандартизации разработала общие требования к основным размерам:

  • Метрических радиальных подшипников качения - стандарт ISO 15:1998 (за исключением конических роликоподшипников);
  • Метрических радиальных конических роликоподшипников - стандарт ISO 355:1977;
  • Метрических упорных роликоподшипников - стандарт ISO 104:2002;
  • Для иных серий применяется "европейская" система обозначений.

Обозначение типов подшипников

Идентификационный код подшипника составлен из ряда букв и цифр, имеющих определенное значение, и разделен на три составные части, начиная слева направо:

  • Первая часть - конструктивное исполнение подшипника;
  • Вторая часть - размерная серия подшипника;
  • Третья часть - диаметр отверстия подшипника.

Первая часть условного обозначения отображает конструктивную форму. Данная часть всегда указана в цифровой форме, за исключением цилиндрических роликоподшипников и шарикоподшипников со съемным кольцом.

Вторая часть условного обозначения отображает тип подшипника:

0 Радиально-упорные шарикоподшипники

1 Самоустанавливающиеся шарикоподшипники

2 Сферические роликоподшипники, сферические упорные роликоподшипники

3 Конические роликоподшипники

4 Двухрядные радиальные шарикоподшипники

5 Упорные шарикоподшипники

6 Однорядные радиальные шарикоподшипники

7 Однорядные радиально-упорные шарикоподшипники

8 Упорные цилиндрические роликоподшипники

N Цилиндрические роликоподшипники (за буквой “N” могут следовать еще одна или две буквы, указывающие на конструкцию упорных бортиков цилиндрических роликоподшипников, например, NJ, NU, NUP)

QJ Шарикоподшипники с четырехточечным контактом

Вторая часть условного обозначения отображает размерную серию подшипника: могут определяться и иные размеры подшипника, точнее наружный диаметр и ширина, в соответствии с диаметром отверстия. При одинаковом отверстии и наружном диаметре, подшипник может иметь разную ширину. Поэтому можно условно разделить комбинацию на серию диаметров и серию ширины.

Серия диаметров так же, как и серия ширины, обозначаются целыми числами; оба номера создают размерную серию подшипников. Приступив к определению обозначения слева направо, первый номер указывает на серию ширины, второй - на серию диаметров. Такая комбинация носит называние Размерная Серия, и предшествует код диаметра отверстия. Если тип подшипника предусматривает лишь одну серию ширины, номер ширины не указывается. В состав обозначения Размерной Серии будет входить исключительно цифра, содержащая серию диаметров.

Третья часть отображает диаметр отверстия и включает в себя две цифры, имеющие следующую систему кодирования:

00 = отверстие Ø 10 мм
01 = отверстие Ø 12 мм
02 = отверстие Ø 15 мм
03 = отверстие Ø 17 мм
04 = отверстие Ø 20 мм (точнее 20: 5 = 04)
05 = отверстие Ø 25 мм (точнее 25: 5 = 05)
... до:
96 = отверстие Ø 480 мм (точнее 480: 5 = 96)

Если диаметр отверстия подшипника равен или больше 500 мм, часть условного обозначения, указывающего на Размерную Серию, отделяется косой чертой (/), за которой следует диаметр отверстия, указанный в миллиметрах. Напр. 62/500. В отношении определенного типа подшипников первые две части условного обозначения остаются неизменными, а последняя часть поддается изменениям, точнее часть, определяющая код диаметра отверстия. Неизменная часть условного обозначения, включающая в себя конструктивную форму и размерную серию, обычно называется "серия подшипников".

Серия подшипников
Тип
подшипника
Серия
подшипника
Обозначение
типов
подшипников
Размерная
серия
Однорядные
радиальные
шарикоподшипники
618 6 18
619 6 19
160 6 (0)0
60 6 (1)0
62 6 (0)2
63 6 (0)3
64 6 (0)4
Двухрядные
радиальные
шарикоподшипники
42 4 (2)2
44 4 (2)3
Однорядные
радиально-упорные
шарикоподшипники
719 7 19
70 7 (1)0
72 7 (0)2
73 7 (0)3
74 7 (0)4
Двухрядные
радиально-упорные
шарикоподшипники
32 (0) 32
33 (0) 33
Шарикоподшипники
с
четырехточечным
контактом
QJ2 QJ1 (0)2
QJ3 QJ1 (0)3
Самоустанавливающиеся
шарикоподшипники
12 1 (0)2
22 (1) 22
13 1 (0)
23 (1) 23
Однорядные
цилиндрические
роликоподшипники
NU10 NU 10
NU2 NU (0)2
NU22 NU 22
NU32 NU 32
NU3 NU (0)3
NU23 NU 23
NU4 NU (0)4
Конические
роликоподшипники
329 3 29
320 3 20
330 3 30
331 3 31
302 3 02
322 3 22
332 3 32
303 3 03
313 3 13
323 3 23
239 2 39
Сферические
роликоподшиппики
230 2 30
240 2 40
231 2 31
241 2 41
222 2 22
232 2 32
213 2 03
223 2 23
Упорные
шарикоподшипники
511 5 11
512 5 12
513 5 13
514 5 14
532 5 32
533 5 33
534 5 34
Двойные
упорные
шиарикоподшипники
522 5 22
523 5 23
524 5 24
Упорные
сферические
роликоподшипники
292 2 92
293 2 93
294 2 94

1 - Цифры в скобках в обозначение кода серии подшипников не включены
2 - Цилиндрические роликоподшипники включают серию NJ, NUP, N, NF и NU

Суффиксы подшипников

Z - Односторонняя защитная металлическая шайба для подшипника

ZZ - Двусторонняя защитная металлическая шайба для подшипника

RS - Одностороннее резиновое уплотнение для подшипника

2RS - Двустороннее резиновое уплотнение для подшипника

N - Канавка для стопорного кольца на внешнем кольце подшипника

NR - Канавка и стопорное кольцо на внешнем кольце

M - Латунный сепаратор

MA - Латунный сепаратор центрированный по внешнему кольцу

MB - Латунный сепаратор центрированный по внутреннему кольцу

TN - Усиленный полиамидный сепаратор

P6 - Класс точности соответствует ISO 6

P5 - Класс точности соответствует ISO 5

P4 - Класс точности соответствует ISO 4

C2 - Серия зазоров меньше нормальной

C3 - Серия зазоров больше нормальной

C4 - Серия зазоров больше C3

C5 - Серия зазоров больше C4

K - Коническое отверстие

В самом общем случае, номер, обозначение и маркировка подшипника – это примерно одно и то же, а именно сочетание цифр (часто еще и букв), идентифицирующее конкретное изделие.

Состоит из базового обозначения и, возможно, одного или нескольких дополнительных:

Базовое обозначение подшипника состоит из сочетания цифр (иногда и букв), в которых закодированы его основные параметры:

  • размер
Дополнительное обозначение подшипника, также из букв и цифр, может указывать на:
  • исполнение
  • особенности конструкции
  • особые материалы
  • отдельные детали изделия
Только базовое обозначение без дополнительного обычно имеет базовое исполнение подшипника, например, открытый подшипник – радиальный шариковый однорядный (6), серия диаметра 2, серия ширины 0, код размера 7 (диаметр отверстия 7*5 = 35 мм).

Дополнительные обозначения до базового – это префикс, после базового – суффикс. Если доп. обозначений подшипника несколько, они располагаются в определенном порядке. Например, подшипник E2.6207-2Z/C3 – E2 энергосберегающий, 6207 – см выше, 2Z – защитные шайбы с двух сторон, C3 – увеличенный внутренний зазор.

Обозначение стандартных подшипников соответствует стандартам на размеры, таким как ISO 15, может быть расшифровано и использовано для заказа такого же или аналогичного изделия.

Обозначение специальных подшипников, разработанных по индивидуальным требованиям, не всегда может быть распознано. Чтобы купить такой же подшипник, необходимо либо запросить его у производителя, либо найти достоверный аналог, либо самостоятельно изготовить или заказать его по результатам изучения его размеров и характеристик.

Номера подшипников

Обычно так называют цифровую часть обозначения подшипника по ISO или ГОСТ. Номер подшипника стандартного исполнения это, как правило, его базовое обозначение.

Для обозначения подшипников, изготовленных по спецзаказу для определенного клиента такими производителями как SKF, часто используются номера подшипников, в смысле, рабочие номера заводских чертежей. При этом, даже зная номера таких подшипников, купить их практически невозможно, поскольку их продажа запрещена по контракту между производителями оборудования и подшипника.

Зная только номер подшипника, не всегда можно заказать такой же, потому что он не является полным обозначением, так же как и маркировка.

Маркировка подшипников

Маркировка подшипников качения или скольжения наносится на его кольцах или уплотнениях лазером, химическим травлением или любым другим способом. В маркировке содержится обозначение подшипника (полностью или частично), бренд и страна происхождения.

Полное обозначение подшипника иногда не помещается целиком в маркировке на самом изделии, но оно всегда есть на его упаковке и в сопроводительных документах. И, к сожалению, восстановить по маркировке подшипника полное обозначение получается не всегда.

Купить подшипник по обозначению

Чтобы купить подшипник по обозначению в БЕРГ АБ, сообщите нам в письме на адрес точное обозначение подшипника и свои контактные данные. После обработки запроса с вами свяжется наш технический менеджер.

Расшифровки обозначений подшипников – префикс, код, суффикс

Основные префиксы подшипников
E2 - Энергосберегающий подшипник
W - Радиальный шарикоподшипник из нержавеющей стали

Коды подшипников качения
0 - двухрядные радиально-упорные шариковые
1 - самоустанавливающиеся шариковые
2 - сферические роликовые, в т.ч. упорные
3 - конические роликоподшипники
4 - двухрядные радиальные шариковые
5 - упорные шариковые
6 - однорядные радиальные шариковые
7 - однорядные радиально-упорные шариковые
8 - цилиндрические упорные роликоподшипники
C - тороидальные роликоподшипники CARB
N - цилиндрические роликоподшипники
QJ - шариковые с четырехточечным контактом
T - конические роликоподшипники по ISO 355

Основные суффиксы подшипников
A, B, C, D или E - измененная внутренняя конструкция при стандартных основных размерах
AC - Однорядный радиально-упорный шарикоподшипник с углом контакта 25°
CV - Бессепараторный цилиндрический роликоподшипник модифицированной внутренней конструкции
CS - Контактное уплотнение из бутадиен-акрилонитрильного каучука (NBR), армированное листовой сталью, с одной стороны подшипника
2CS - Контактное уплотнение CS с обеих сторон
C3 - Увеличенный внутренний зазор
F - Центрируемый по телам качения механически обработанный стальной или чугунный сепаратор
FA - Центрируемый по наружному кольцу механически обработанный сепаратор из стали или чугуна
FB - Центрируемый по внутреннему кольцу механически обработанный сепаратор из стали или чугуна
H - Штампованный защелкивающийся стальной сепаратор, закаленный
HA - Подшипник или детали подшипника из цементируемой стали. Цифры после HA означают:

  • 0 подшипник в сборе
  • 1 кольца подшипника – внешнее и внутреннее
  • 2 наружное кольцо
  • 3 внутреннее кольцо
  • 4 оба кольца и тела качения
  • 5 тела качения (шарики или ролики)
  • 6 тела качения и внешнее кольцо
  • 7 тела качения и внутреннее кольцо
HB - Подшипник или его детали с закалкой на бейнит. Цифры после HB - см. HA
HC - Подшипник или его детали из керамики. Цифры после HC - см. HA
HE - Подшипник или его детали из стали вакуумного переплава. Цифры после HE - см. HA.
HM - Подшипник или его детали из стали с закалкой на мартенсит. Цифры после HМ - см. HA
HN - Подшипник или его детали со специальной поверхностной термообработкой. Цифры после HN - см. HA
HT - Высокотемпературная консистентная смазка, -20…+130 °C
HV - Подшипник или его детали из закаливаемой нержавеющей стали. Цифры после HМ - см. HA
J - Штампованный стальной сепаратор, центрируемый по телам качения, незакаленный;
JR - Сепаратор, состоящий из двух склепанных плоских шайб из незакаленной стали
K – Подшипник с коническим отверстием, конусность 1:12
K30 – Подшипник с коническим отверстием, конусность 1:30
LHT - Консистентная смазка для диапазона температур от -40 до +140 °C
LS - Контактное уплотнение из бутадиен-акрилнитрильного каучука (NBR) или полиуретана (AU), армированное или нет, с одной стороны подшипника
2LS - Контактное уплотнение, с обеих сторон
LT - Низкотемпературная консистентная смазка, -50…+80 °C
L4B - Кольца подшипника или тела качения со специальным покрытием
L5B - Тела качения со специальным покрытием
L5DA – Маркировка подшипника, тела качения которого имеют специальное покрытие NoWear
L7DA - Подшипник, тела качения и дорожка внутреннего кольца которого имеют специальное покрытие NoWear
M - Механически обработанный латунный сепаратор, центрируемый по телам качения;
MA - Центрируемый по наружному кольцу механически обработанный сепаратор из латуни
MB - Центрируемый по внутреннему кольцу механически обработанный сепаратор из латуни кольцу
ML - Центрируемый по внутреннему или наружному кольцу цельный сепаратор оконного типа из латуни,
MP - Центрируемый по внутреннему или наружному кольцу цельный сепаратор из латуни, оконного типа со штампованными или протянутыми карманами
MR - Цельный латунный сепаратор оконного типа, центрируемый по телам качения
MT - Консистентная смазка для средних температур, -30…+110 °C
N - Канавка под стопорное кольцо в наружном кольце
NR - Стопорное кольцо и канавка под него в наружном кольце
N1 - На торце наружного кольца один паз для фиксации
N2 - На торце наружного кольца два паза для фиксации на концах диаметра
P - Центрируемый по телам качения литой полиамидный сепаратор (PA 6,6), стеклонаполненный
P2 - Класс точности подшипника номер 2 ISO
P4 - Класс точности 4 ISO
P5 - Класс точности 5 ISO
Q - Конический роликоподшипник с оптимизированной внутренней геометрией и обработкой поверхности
R - Наружное кольцо с фланцем
RS - Контактное уплотнение из бутадиен-акрилонитрильного (NBR) каучука, армированное или нет, с одной стороны подшипника
2RS - Контактное уплотнение RS с обеих сторон
RS1 - Контактное уплотнение из бутадиен-акрилонитрильного каучука (NBR), армированное, с одной стороны подшипника
2RS1 - Контактное уплотнение RS1 с обеих сторон подшипника
RS2 - Контактное уплотнение из фторкаучука (FPM), армированное, с одной стороны подшипника
2RS2 - Контактное уплотнение RS2 с обеих сторон
RSH - Контактное уплотнение из бутадиен-акрилонитрильного каучука (NBR) с одной стороны подшипника, армированное
2RSH - Контактное уплотнение RSH с обеих сторон
RSL - Уплотнение малого трения из бутадиен-акрилонитрильного каучука (NBR) с одной стороны подшипника, армированное
2RSL - Уплотнение малого трения RSL с обеих сторон
RZ - Уплотнение малого трения из бутадиен-акрилонитрильного каучука (NBR) с одной стороны подшипника, армированное
2RZ - Уплотнение малого трения RZ с обеих сторон
S0 - Стабилизация колец подшипника для рабочих температур до +150 °C
S1 - Стабилизация колец подшипника для рабочих температур до +200 °C
S2 - Стабилизация колец подшипника для рабочих температур до +250 °C
S3 - Стабилизация колец подшипника для рабочих температур до +300 °C
S4 - Стабилизация колец подшипника для рабочих температур до +350 °C
T - Центрируемый по телам качения мехобработанный текстолитовый сепаратор
TB - Центрируемый по внутреннему кольцу текстолитовый сепаратор оконного типа
TH - Центрируемый по телам качения защелкивающийся текстолитовый сепаратор
TN - Центрируемый по телам качения литой сепаратор из полиамида
TNH - Центрируемый по телам качения литой сепаратор из полиэфирэфиркетона (PEEK), стеклонаполненный
TNHA - Центрируемый по наружному кольцу литой сепаратор из полиэфирэфиркетона (PEEK), стеклонаполненный
TN9 - Центрируемый по телам качения литой полиамидный сепаратор (PA 6,6), стеклонаполненный
V - Бессепараторный подшипник
VA201, VA208, VA216, VA228 - Подшипник для высоких температур
VA301, VA305 - Подшипник для тяговых двигателей
VA3091 – Обозначение подшипников для тяговых двигателей с электроизоляционным покрытием наружной поверхности наружного кольца
VA405 - Подшипник для вибромашин
VA406 - Подшипник для вибромашин, отверстие которого имеет фторопластовое покрытие
VL0241 - Электроизолирующее покрытие внешней поверхности наружного кольца
VL2071 - Электроизолирующее покрытие внешней поверхности внутреннего кольца
WT - Консистентная смазка для широкого диапазона температур -40…+160 °C
W64 – Маркировка подшипника с антифрикционным наполнителем Solid Oil
X - Основные размеры отличаются от регламентированных стандартом ISO
Y - Штампованный латунный сепаратор, центрируемый по телам качения;
Z - Защитная шайба из листовой стали с одной стороны подшипника
2Z, ZZ - Защитные шайбы из листовой стали с обеих сторон

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ

СТАНДАРТ

(ISO 15241:2012, ЮТ)

ISO 15241 - 2014

Издание официальное

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные. правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Обществом с ограниченной ответственностью «Инжиниринговый центр ЕПК» (ООО «ИЦ ЕПК») на основе собственного аутентичного перевода на русский язык международного стандарта, указанного в пункте 5

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 307 «Подшипники качения»

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации по переписке (протокол от 29 августа 2014 г. № 69 - П)

4 Приказом Федерального Агентства по техническому регулированию и метрологии от 08 сентября 2014 г. № 1009-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 15241-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 01 января 2016 года.

5 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO 15241:2012 Rolling bearings -Symbols for physical quantities (Подшипники качения. Обозначения физических величин).

Международный стандарт ISO 15241 разработан Техническим комитетом по стандартизации ISO/TC 4 «Подшипники качения» Международной организации по стандартизации (ISO).

Перевод с английского языка (еп).

Официальные экземпляры международного стандарта, на основе которого подготовлен настоящий межгосударственный стандарт, и международных стандартов, на которые даны ссылки, имеются в Федеральном Агентстве по техническому регулированию и метрологии.

Сведения о соответствии межгосударственных стандартов ссылочным международным стандартам приведены в дополнительном приложении ДА

Степень соответствия - идентичная (ЮТ)

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

© Стандартинформ. 2015

8 Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Подшипники качения ОБОЗНАЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН

Rolling bearings Symbols for physical quantities

Дата введения - 2016-01-01

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает обозначения физических величин (размеров, отклонений размеров, точности, грузоподъемности, ресурса и т. д.) в области подшипников качения. Эти обозначения предназначены для применения в стандартах и в нормативно-технической документации на подшипники качения, а также они могут быть применены в других печатных материалах, таких как справочники, чертежи, справочные издания.

2 Нормативные ссылки

Для применения настоящего стандарта необходимы следующие ссылочные документы. Для недатированных ссылок применяют последнее издание ссылочного документа (включая все его изменения).

ISO 281:2007 Rolling bearings - Dynamic load ratings and rating life (Подшипники качения. Динамическая грузоподъемность и номинальный ресурс)

ISO 1132-1:2000 Rolling bearings - Tolerances - Part 1: Terms and definitions (Подшипники качения. Допуски. Часть 1. Термины и определения)

ISO 5593:1997 Rolling bearings - Vocabulary (Подшипники качения. Словарь)

ISO 80000-1:2009 Quantities and unit - Part 1: General (Величины и единицы измерения. Часть 1. Основные положения)

ISO 80000-2:2009 Quantities and units - Part 2: Mathematical signs and symbols to be used in the natural sciences and technology (Величины и единицы измерения. Часть 2. Математические знаки и обозначения, используемые в естествознании и технике)

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины и определения по ISO 281, ISO 1132-1 и ISO 5593.

4 Обозначения физических величин

4.1 Принципы системы обозначений

В настоящем стандарте применены указанные ниже основные правила.

Издание официальное

Система обозначений в основном соответствует правилам ISO 80000-1 и ISO 80000-2 1 2 . Обозначения физических величин, используемых в области подшипников качения, задаются как для величин в физике. Таким образом, также включены обозначения безразмерных величин, таких как коэффициенты, множители и константы. Также включены и математические переменные, например вероятность (п).

Не следует применять подстрочные индексы для подстрочных индексов. Например, подстрочные буквенные знаки «dmp» из обозначения должны быть напечатаны на одном уровне одним

размером шрифта. Форму I


Другие подстрочные индексы, прямой шрифт



Не следует применять надстрочные индексы

Подстрочный индекс, представляющий величину, курсив

Рисунок 1 - Принцип построения обозначения

4.2 Построение обозначения

Физические величины должны быть обозначены либо основным обозначением, которое является отдельной буквой латинского или греческого алфавита, либо основным обозначением с подстрочным индексом, состоящим из одной или нескольких букв латинского или греческого алфавита или арабских цифр Точку в конце обозначения не ставят.

4.3 Основные обозначения

Основные обозначения представляют физические величины. Иногда одно основное обозначение может представлять различные физические величины. Основные обозначения приведены в таблице 1.

4.4 Подстрочные индексы

Подстрочные индексы, добавленные к основному обозначению, модифицируют основную физическую величину в отношении свойств, особенностей, нумерации и т.д. Используемые подстрочные индексы приведены в таблице 2. Подстрочные индексы, представляющие физические величины, печатаются так же. как и основные обозначения (например Усь 1 . Д~.).

4.5 Стили печати обозначений

Основные обозначения печатают курсивом (наклонно). Подстрочные индексы, представляющие физические величины, печатают курсивом. Цифровые подстрочные знаки и другие обозначения, печатают прямым шрифтом, например е (относится к наружному кольцу), г (означает радиальный), d (относится к отверстию). Все знаки подстрочных индексов должны быть одного размера шрифта.

Примеры" 1

1 В обозначении Vam P (непостоянство среднего диаметра отверстия), подстрочный индекс «d» означает «диаметр отверстия» и печатается курсивом. Подстрочный индекс «т». означающий «средний», и подстрочный индекс «р», означающий «в единичной плоскости», печатаются прямым шрифтом. Все знаки подстрочных индексов выполнены шрифтом одного размера.

2 В обозначении S a (перпендикулярность торца внутреннего кольца относительно отверстия), подстрочный индекс «б» означает «относительно поверхности отверстия» и напечатан прямым шрифтом.

5 Классификация обозначений физических величин

В таблицах 3-10 приведены обозначения, относящиеся к следующим группам физических величин:

Размеры и геометрические характеристики подшипников и колец (таблица 3);

Размеры и отклонения подшипников и колец (таблица 4);

Точность вращения подшипников и колец (таблица 5);

Геометрические характеристики и отклонения подузлов (таблица 6);

Размеры и отклонения тел качения (таблица 7);

Геометрические характеристики валов и корпусов (таблица 8):

Нагрузки на подшипник и грузоподъемность (таблица 9);

Ресурс подшипника (таблица 10).

6 Определения физических величин

Определения физических величин соответствуют ISO 5593 и ISO 1132-1. В некоторых случаях определения физических величин соответствуют другим стандартам, относящимся к подшипникам качения.

7 Использование квадратных скобок

Две тесно связанные физические величины и их описания в таблицах 3-10 сгруппированы в одну статью, если эти физические величины определены одним текстом, за исключением нескольких слов. Слова, которые должны заменять те. что им предшествуют, дпя получения другого смысла, помещены в квадратные скобки, т е. «()».

8 Обозначения и описания физических величин

Обозначения и описания физических величин, используемых в области подшипников качения, приведены в таблицах 1-10.

Таблица 1 - Основные обозначения

Показатель

Основное

обозначение

Физическая величина

ширина корпуса

высота тугого кольца

ширина наружного кольца

высота свободного кольца

наружный диаметр

Геометрическая характеристика

диаметр элемента наружного или свободного кольца, за исключением диаметра дорожки качения

диаметр элемента посадочного места подшипника

диаметр отверстия

диаметр элемента внутреннего или тугого кольца, за исключением диаметра дорожки качения

диаметр дорожки качения наружного кольца

диаметр дорожки качения внутреннего кольца

обозначение резьбы

эксцентриситет

высота центра корпуса

межцентровое расстояние отверстий под болты

длина корпуса или ролика

Показатель

Основное обозначение

Физическая величина

Геометрическая харак-теристика

длина резьбы

геометрические характеристики отверстия под болт

координата, радиус фаски

радиус (желоба)

толщина (кольца упорного подшипника)

ширина (в сборе)

Отклонение, точность ера-щения

радиальное биение

разностенность

осевое биение

разностенность (упорный подшипник)

непостоянство

отклонение от номинального значения

грузоподъемность

внутренний зазор

число рядов тел качения

число тел качения в ряду

угол контакта или угол уклона

Таблица 2 - Подстрочные индексы

Показатель

Подстрочный

Описание

эффективный

среднее арифметическое

верхний предел

Основной

нижний предел

плоскость, в которой проводится измерение

единичный или действительный

статический (ноль)

Направле-

радиальное

буквенный идентификатор, когда применяется более одного диаметра к плотно сопряженным деталям (например, вал. корпус, прокладка. втулка)

сепаратор

Деталь, элемент или особен-

по наружной поверхности

по поверхности отверстия

наружное или свободное кольцо

внутреннее или тугое кольцо

тело качения

числовой идентификатор, когда применяется более одного диаметра. одной ширины или высоты преимущественно к сопряженным деталям (например, свободное самоустанавливающееся кольцо, сферическое подкладное кольцо, стопорное пружинное кольцо, приставной бортик)

скорректированный

время, часы

модифицированный

вероятность отказа, соответствующая (100 - п) % надежности

Примечание - Относительно подстрочных индексов см 4 4

Таблица 3 - Размеры и геометрические характеристики подшипников и колец

Обозначение

Физическая величина

Пункт в ISO 5593

высота центра сферической поверхности

расстояние, определяющее положение центра нагрузки подшипника

ширина подшипника

ширина внутреннего кольца

высота тугого кольца

осевые измерения внутреннего [тугого] кольца

осевые измерения деталей, преимущественно сопряженных с внутренним [тугим] кольцом

ширина канавки стопорного пружинного кольца

ширина наружного кольца

высота свободного кольца

ширина упорного борта наружного кольца

осевые измерения наружного [свободного] кольца

осевые измерения деталей, преимущественно сопряженных с наружным [свободным] кольцом

наружный диаметр подшипника

наружный диаметр наружного [свободного] кольца

наружный диаметр упорного кольца

наружный диаметр упорного борта наружного кольца

диаметр элемента наружного [свободного] кольца (за исключением диаметра дорожки качения)

диаметр отверстия подшипника

диаметр отверстия внутреннего [тугого] кольца

диаметр отверстия упорного кольца

номинальный диаметр резьбы (наружной и внутренней)

do 1.

диаметр детали, преимущественно сопряженной с резьбой

диаметр элемента внутреннего [тугого] кольца (за исключением диаметра дорожки качения)

наружный диаметр комплекта шариков

наружный диаметр комплекта роликов

высота сечения пружинного кольца

диаметр отверстия комплекта шариков

диаметр отверстия комплекта роликов

толщина пружинного кольца

обозначение резьбы

число рядов тел качения

длина резьбы

осевое измерение, связанное с резьбой

координата фаски

радиус желоба наружного [свободного] кольца

радиус желоба внутреннего [тугого] кольца

координата фаски

толщина упорного кольца

ширина подшипника (в сборе)

монтажная высота подшипника

* Обозначение резьбы включает обозначение формы резьбы, номинальный диаметр и, если необходимо, шаг резьбы, например М16 х1.5.

Таблица 4 - Размеры и отклонения подшипников и колец

Обозначение

Физическая величина

номинальная ширина подшипника

номинальная ширина внутреннего кольца

номинальная высота тугого кольца

средняя ширина внутреннего кольца

средняя высота тугого кольца

единичная ширина внутреннего кольца

единичная высота тугого кольца

номинальная ширина подшипника

номинальная ширина наружного кольца

номинальная ширина свободного кольца

средняя ширина наружного кольца

средняя ширина свободного кольца

единичная ширина наружного кольца

единичная ширина свободного кольца

номинальная ширина упорного борта наружного копьца

единичная ширина упорного борта наружного кольца

номинальный наружный диаметр

средний наружный диаметр

средний наружный диаметр в единичной плоскости

единичный наружный диаметр

единичный наружный диаметр в единичной плоскости

номинальный диаметр отверстия

средний диаметр отверстия

средний диаметр отверстия в единичной плоскости

единичный диаметр отверстия

единичный диаметр отверстия в единичной плоскости

осевой внутренний зазор

радиальный внутренний зазор

номинальная координата фаски

единичная координата фаски

радиальная единичная координата фаски

осевая единичная координата фаски

наибольшая единичная координата фаски

наименьшая единичная координата фаски

толицина упорного кольца

номинальная (монтажная) ширина подшипника

номинальная высота подшипника

действительная (монтажная) ширина подшипника

действительная высота подшипника

непостоянство ширины внутреннего кольца

непостоянство высоты тугого кольца

непостоянство ширины наружного кольца

непостоянство высоты свободного кольца

Обозначение

Физическая величина

непостоянство ширины упорного борта наружного кольца

непостоянство среднего наружного диаметра

непостоянство наружного диаметра

непостоянство наружного диаметра в единичной плоскости

непостоянство среднего диаметра отверстия

непостоянство диаметра отверстия

непостоянство диаметра отверстия в единичной плоскости

номинальный угол контакта

угол уклона (половина угла конуса) отверстия внутреннего кольца

отклонение единичной ширины внутреннего кольца

отклонение единичной высоты тугого кольца

отклонение единичной ширины наружного кольца

отклонение единичной высоты свободного кольца

отклонение единичной ширины упорного борта наружного кольца

отклонение среднего наружного диаметра

отклонение среднего наружного диаметра в единичной плоскости

отклонение единичного наружного диаметра

отклонение единичного наружного диаметра упорного борта наружного кольца

отклонение среднего диаметра отверстия

отклонение среднего диаметра отверстия в единичной плоскости

отклонение единичного диаметра отверстия

отклонение действительной (монтажной) ширины подшипника

отклонение действительной высоты подшипника

Таблица 5 - Точность вращения подшипников и колец

Обозначение

Физическая величина

разностенность дорожки качения наружного кольца относительно наружной поверхности

радиальное биение наружного кольца подшипника в сбо-_22_

разностенность дорожки качения внутреннего кольца относительно отверстия

радиальное биение внутреннего кольца подшипника в сборе

асинхронное радиальное биение внутреннего кольца подшипника в сборе’

перпендикулярность наружной поверхности наружного кольца относительно торца

перпендикулярность наружной поверхности наружного кольца относительно опорного торца упорного борта

перпендикулярность торца внутреннего кольца относительно отверстия

перпендикулярность отверстия внутреннего кольца относительно торца

Те же правила системы обозначений действуют в ГОСТ 8 417-2002. который рекомендуется применять вместо ISO 80000-1 и ISO 80000-2

В этих примерах (в связи с целесообразностью иллюстрации шрифтов) не использован полужирный курсив, которым обычно выделяют примеры 2

Просмотров