Европротокол плюсы и минусы. Что нужно знать об оформлении дтп по европротоколу в ижевске. Что делать если виновник не едет в страховую

Европротокол позволяет оформить ДТП без привлечения сотрудников ГИБДД. Процедура возможна в случае когда обе стороны пришли к согласию в отношении обстоятельств ДТП и одна из сторон готова добровольно взять на себя ответственность.

Определение европротокола

Европротокол представляет собой бланк извещения о ДТП, используя который, стороны ДТП могут самостоятельно зафиксировать факт аварии. Составление европротокола при ДТП нужно в первую очередь для последующего получения выплат от страховой компании. Правильно заполненный бланк дает возможность пострадавшей стороне отремонтировать автомобиль бесплатно за счет страховой компенсации.

Практику использования европротокола ввели в 2009 году. В 2017 году в документ были внесены поправки, документ стал более удобным и актуальным для водителей.

Использовать европротокол разрешено не во всех случаях, некоторые обстоятельства ДПТ требуют вызова сотрудников ГИБДД. Законодательством предусмотрены следующие условия, при которых возможно самостоятельное оформление европротокола:

Нововведения

Государственной Думой рассматриваются поправки к Закону об Осаго — европротокол теперь можно будет оформлять при оценочном ущербе не 50, а 100 тысяч рублей.

  1. В ДТП участвовали 2 автомобиля (не более, и не менее).
  2. В результате аварии повреждены только автомобили участников и никакое другое имущество не пострадало.
  3. Нет пострадавших физических лиц.
  4. Стороны ДТП пришли к согласию по поводу обстоятельств и причин возникновения ДТП.
  5. Одна из сторон признала себя виновником ДТП.
  6. Вред автомобилю пострадавшего причинен на сумму не более 50 тысяч (для регионов) или 400 тысяч (для Москвы, Санкт Петербурга, Московской и Ленинградской областей) рублей.

При несоблюдении какого-то обстоятельства нужно вызывать сотрудников ГИБДД для оформления происшествия. Также стоит обратить внимание на то, смогут ли стороны самостоятельно зафиксировать обстоятельства ДТП, правильно оформить протокол и оценить повреждения автомобиля пострадавшего. Как это сделать рассмотрим далее.

Преимущества и недостатки европротокола

Явным преимуществом оформления европротокола является скорость оформления. Водителям не нужно дожидаться сотрудников ГИБДД, оставляя при этом автомобили в одном положении на проезжей части. При небольших повреждениях это очень удобно, потому что, заполнив поля протокола, стороны смогут сразу отправиться по своим делам. Также европротокол минимизирует риск возникновения пробок и других неудобств для проезжих автомобилистов за счет того, что участвующие в ДТП автомобили будут оставаться на проезжей части не более нескольких минут.

Недостатки самостоятельного оформления ДТП следующие:

  1. Существуют ограничения законного оформления европротокола (они описаны выше).
  2. При неполном заполнении документа, несоблюдении процедуры его дальнейшей передачи в страховую компанию, неправильной оценке повреждений автомобиля пострадавшего, наличии противоречий в образцах протоколов пострадавшего и виновника возможна невыплата страховой компенсации и прочие убытки.

Исходя из вышеуказанного, можно обобщить, что использование европротокола актуально только при определенного типа ДТП, если стороны пришли к согласию об обстоятельствах ДТП и являются достаточно опытными водителями, чтобы правильно оценить указанные обстоятельства, а также причиненный ТС ущерб. Во всех других случаях понадобится помощь сотрудников ГИБДД.

О заблуждениях насчет европротокола смотрите видеосюжет:

Бланк европротокола

Дополнительная информация

Бланк извещения о ДТП состоит из 3 страниц формата А4, скрепленных между собой. При заполнении первой страницы вся информация автоматически копируется на вторую. Таким образом, водители получают 2 абсолютно одинаковых экземпляра документа, имеющих равную юридическую силу. Третья страница является инструкцией по заполнению документа, которую не обязательно сохранять.

Лицевая страница бланка состоит из двух идентичных отделений, которые должны по очереди заполнить оба водителя, указав запрашиваемую информацию (сведения об автомобилей, его собственнике, человеке, который управлял ТС на момент ДТП, страховом полисе, повреждениях ТС, характере движения ТС перед ДТП и замечаниях). В верхней части бланка указывается дата, место и общие обстоятельства ДТП (количество участников, свидетелей и т.п.). Общими усилиями водители должны доступно отобразить схему ДТП.

Обратная сторона бланков предусматривает более развернутое описание обстоятельств ДТП и характеристик автомобиля.

Бесплатные бланки европротокола взять можно в страховой компании при заключении договора. Для удобства, лучше всегда возить их с собой. Если оба водителя уже использовали выданные бланки, можно самостоятельно распечатать новые, поскольку документ не имеет никаких водных и других опознавательных знаков, а приобретает юридическую силу только при правильном заполнении и наличии подписей сторон ДТП. Для получения пригодных для использования бланков достаточно скачать представленный ниже образец и распечатать его в цветном или даже черно-белом формате.

Заполнение бланка извещения

Для заполнения бланка извещения используется шариковая ручка синего цвета. В верхней части документа нужно:

  • указать место (адрес или номер трассы и километра) и дату ДТП,
  • перечислить свидетелей (при наличии),
  • указать отсутствие обстоятельств, препятствующих самостоятельному оформлению ДТП (наличие пострадавших или пострадавшего имущества, кроме автомобилей участников ДТП).

С лицевой стороны бланк европротокола заполняется обоими водителями поочередно. При этом один из водителей будет водителем автомобиля А, другой – водителем автомобиля Б. В соответствии с этим составляется схема происшествия. Какое из ТС будет обозначено какой из буков – неважно. Оба водителя должны указать:

  • марку автомобиля,
  • номер свидетельства о регистрации,
  • ФИО и адрес собственника ТС,
  • собственные ФИО, адрес, дату рождения,
  • номер водительского удостоверения,
  • наименование страховщика,
  • номер страхового полиса.

Затем рисуется схема происшествия и оба водителя оценивают какие повреждения были нанесены их ТС в результате ДТП. На схеме нужно указать расположение и направление движения автомобилей на момент ДТП, дорожную разметку, обозначить главную и второстепенную дорогу, дорожные знаки.

Знаете ли Вы?

Российский Союз Автостраховщиков разработал мобильное приложение «ДТП. Европротокол». С его помощью участники аварии могут зафиксировать и оперативно передать страховщику сведения о ДТП и причиненном ущербе ТС. В частности, можно сфотографировать авто и их повреждения, зафиксировать данные места и времени аварии и так далее.

После перечисления всех повреждений ТС желательно добавить заметку о том, что возможны скрытые повреждения, чтобы страховая компания не отказалась оплачивать их устранение при дальнейшем обнаружении таких повреждений.

После заполнения всех полей документ удостоверяется подписью сторон.

Если возникает необходимость зачеркнуть и исправить информацию в бланке, исправление должно быть подкреплено подписями обеих сторон.

Порядок действий при заполнении европротокола выглядит следующим образом:

Порядок действий после оформления ДТП

В течение 5 рабочих дней после ДТП оба участника должны известить свою страховую компанию о происшествии. Сделать это можно передав бланк европротокола в офис компании лично (с обязательным получением копии бланка с отметкой о принятии) либо отправив его заказным письмом с уведомлением о получении. Невыполнение этого требование грозит неполучением для пострадавшего и самостоятельной оплатой ремонта ТС пострадавшего для виновника ДТП.

Также виновнику ДТП нельзя ремонтировать ТС на протяжении 15 дней после ДТП, так как страховая компания может потребовать его предоставления для проведения экспертизы с целью выяснения обстоятельств ДТП.

В комментариях к статье можно задать интересующие вопросы по европротоколу

В данной статье обсудим наиболее распространенные подводные камни, связанные с оформлением европротокола при ДТП.

В каких случаях можно прибегнуть к Европротоколу?

Во-первых, оформлять документы без привлечения сотрудников ГИБДД возможно только в случае, если ущерб причинен непосредственно имуществу, т.е. транспортным средствам без потерпевших и лиц, которым причинен вред жизни или здоровью.

Кроме того, согласно п.11.1 новой редакции закона об ОСАГО, также должны участвовать в этом дорожно-транспортном происшествии не более двух транспортных средств, с учетом транспортных средств, с прицепом к нему.

И, кроме того, не нужно забывать, что гражданская ответственность данных лиц должна быть застрахована в установленном законом порядке.

Ну, естественно, плюс между водителями не существует разногласия относительно вины, обстоятельств ДТП и причинно-следственной связи.

Можно покинуть место ДТП и оформить документы в ГАИ?

Водители могут, в случае наличия обстоятельств выше перечисленных, покинуть место ДТП и не оформлять европротокол, а обратиться в ближайший пункт ДПС либо в ближайшее отделение полиции и оформить документы там, что, по своей сути, будет нести ту же юридическую силу, что и документы, оформленные на месте ДТП.

Но обязательно должна быть первичная фиксация, не вызывающая сомнения о действительном наличии данного ДТП. Т. е. это фото, видео и, возможно, применение иных средств фиксации.

Если один участник дорожно-транспортного происшествия повредил машину, сдавая, например, задним ходом, стукнулся с бордюром либо другим каким-то ограждением, не повредив его, также необходимо зафиксировать (фото-видео фиксация) место расположения автотранспорта на проезжей части.

Также нужно убрать машину с проезжей части в кратчайший срок и обратиться в пункт оформления ГИБДД.

Если три и более участника, которые участвовали в ДТП и, определившись по виновности, также имеют полисы ОСАГО, согласны все с материальным ущербом, тогда также необходимо зафиксировать (фото-видео фиксация) расположение транспортных средств на проезжей части.

Данные нормы введены для того, чтобы на проезжей части не создавались заторы (в т. ч. и в часы пик), а также сократить время ожидания сотрудников Госавтоинспекции.

С какими сложностями рискуют столкнуться водители при оформлении европротокола?

Подводные камни, которые могут здесь быть, прежде всего, это факт того, что на сегодняшний день по-прежнему лимит ответственности страховщика при таком оформлении дорожно-транспортного происшествия, составляет 50 тысяч рублей на территории всей Российской Федерации, за исключением городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга), а также Московской области и Ленинградской области.

Там лимит уже расширен до 400 тысяч рублей, т. е. до общего лимита ответственности страховщика.

К сожалению, на всей остальной территории Российской Федерации лимит по-прежнему составляет 50 тысяч, поэтому лица при оформлении таким образом дорожно-транспортного происшествия, должны понимать, что потерпевший получит от страховщика лишь 50 тысяч рублей.

Предъявлять иные требования имущественного характера в отношении ущерба транспортного средства, принадлежащего потерпевшему, они не имеют права.

Однако скажем сразу, что на сегодняшний день это не лишает возможности потерпевшего в дальнейшем предъявлять разницу между реальным ущербом и лимитом, который выплатила страховая компания, непосредственно к виновнику самого дорожно-транспортного происшествия.

Поэтому, прежде всего, здесь нужно хорошо подумать самому виновнику дорожно-транспортного происшествия, который берет на себя такого рода ответственность.

И если есть сомнения относительно объема повреждений и стоимости дальнейших восстановлений транспортного средства, т. е. приведения его в то состояние, в котором оно находилось до ДТП, то лучше оценить сразу этот риск и все-таки оформить документы в установленном законом порядке с привлечением, соответственно, сотрудников ГИБДД.

Что может потребовать страховая компания при оформлении ДТП по европротоколу?

При оформлении такого рода ДТП, за страховщиком всегда остается право потребовать предъявить от обоих участников транспортные средства для осмотра, т.е. для осмотра определенных повреждений, и страховщик имеет право их оценить. Поэтому не предъявить транспортные средства оба участника не имеют права.

Более того, даже если такое требование страховщиком не заявлено, то согласно вышеуказанному закону об ОСАГО, тому же пункту 11.1, они не имеют права восстанавливать транспортные средства и утилизировать их в течение 15 календарных дней, за исключением нерабочих и праздничных дней, также с целью ожидания вот этого требования страховщика. По истечении данного времени, автомобили могут быть восстановлены.

сайт попытались разглядеть и показать подводные камни, которые могут встретиться тем, кто пожелал воспользоваться европротоколом.

Напомним, что европротокол стал действовать на территории РФ с 1 марта 2009 года, принятый в рамках поправок в «Закон об ОСАГО». Затем с 1 января 2013 года, когда вступили в действие очередные корректировки данного закона, была увеличена максимальная сумма выплат и по европротоколу, составляющая сегодня 50 тысяч рублей.

Для того чтобы воспользоваться европротоколом, необходимо соблюдение следующих условий: 1) в аварии должно участвовать не более двух транспортных средств; 2) вред здоровью водителей и пассажиров нанесено не было: 3) оба участника имеют действующий полис ОСАГО; 4) нет разногласий по поводу виновности в ДТП и размере причиненных повреждений; 5) размер ущерба не превышает 50 тысяч рублей. И в каждом пункте автовладельца может ждать подвох!

Больше двух не собираться

Начнем с самого очевидного, казалось бы, условия: «не более двух транспортных средств». Здесь понятие «два ТС» не равнозначно понятию «два участника движения». И автомобиль с грузовым прицепом, на который требуется отдельная регистрация с госномером и страховка, хоть и является «одним участником движения», но считается уже как два транспортных средства, поэтому европротокол здесь оказывается неприменим.

Также нельзя воспользоваться европротоколом в случае ДТП без непосредственного контакта между автомобилями либо тогда, когда такой контакт минимален. Типичный пример – один из автомобилей, пытаясь избежать столкновения, уклоняется от другого и врезается в столб. В этом случае придется вызывать ДПС.

Предъявите документы!

При желании воспользоваться европротоколом обоим водителям стоит повнимательнее просмотреть документы друг у друга, какое бы взаимопонимание и доверие между ними не возникло. Ибо, если полис ОСАГО одного из них будет просрочен, либо выписан на другое лицо, то выплаты от страховой компании не будет. Также в полном порядке должны быть документы на автомобиль и водительские права.

Особое внимание тем, чей автомобиль застрахован по КАСКО! Большинство страховых компаний для выплаты по этому полису требуют справку о ДТП, которую можно получить, только вызвав на место аварии ДПС. Поэтому европротоколом при страховании КАСКО воспользоваться будет нельзя. (Сейчас рассматривается возможность «расширения» действия европротокола и на застрахованных по КАСКО, но такой закон пока не принят.)

Скажем прямо

Самый важный и ответственный момент – заполнение бланка извещения о ДТП (выдается вместе с полисом). Здесь данные на каждый автомобиль и его владельца должны быть вписаны в полном объеме, также четко и полностью указаны полученные каждым автомобилем повреждения. Степень вины каждого участника обозначена прямо и без двусмысленностей. Например, если один из участников напишет фразу «свою вину частично признаю», то в выплате по страховке будет отказано.

Бланк извещения не должен содержать никаких помарок и исправлений. Именно заполнение бланка извещения о ДТП (и по оценкам экспертов рынка, и по отзывам обычных автовладельцев) выступает главным «камнем преткновения» – как для тех, кто хотел воспользоваться европротоколом, но не решился, так и для тех, кто уже попробовал, но получил отказ в страховой выплате.

Презумпция виновности

Страховые компании смотрят на обращения по схеме европротокола весьма настороженно, изначально подозревая участников в сговоре и попытке мошенничества, хоть открыто и не признают этого. Такие утверждения делают и профильные эксперты, и показывает наш собственный мониторинг сетевых форумов, где автовладельцы сетуют, что страховщики «придираются к каждой запятой» в бланке извещения, стараясь под любым предлогом отказать в выплате. Есть, конечно, и положительные решения, но они в большинстве своем касаются небольших сумм порядка 5-10 тысяч, а там, где нужно платить больше, возникает сопротивление.

Стоит иметь в виду, что страховая компания может потребовать на осмотр автомобиль как самого обратившегося, так и второго участника ДТП, с чем могут возникнуть проблемы. Поэтому с большой осторожностью стоит использовать европротокол в случае ДТП с автомобилем из другого региона, особенно удаленного.

Ущерб замедленного действия

Сложным моментом оказывается и определение размера ущерба. Согласно правилам европротокола, свыше максимальной суммы в 50 тысяч рублей получить нельзя, даже если обнаружатся скрытые повреждения, сразу незамеченные владельцем. Например, простая царапина на диске при осмотре на СТО может «вылиться» в ремонт подвески с заменой деталей, соответственно, сильно увеличив сумму ремонта. Кстати, в таком случае невиновный участник ДТП (т.е. тот, кому полагается выплата по ОСАГО) может обратиться в суд и попытаться «отозвать» свою подпись, заявив, что «был в шоке», «подвергся уговорам и давлению» и т.п. И если суд пойдет навстречу, то недостающую сумму будет компенсировать уже не страховая компания, а ее станут взыскивать лично с виновного в ДТП. То же самое может произойти, если невиновный участник, подписавший европротокол, потом вдруг обнаружит у себя недомогания, вызванные ДТП. Если тот обратится в суд и это докажет, то компенсация вреда здоровью ляжет на виновного. При этом подать иск в суд на пересмотр европротокола возможно и в случае отказа от изначального признания своей вины. И в случае удовлетворения такого иска бывший «невиновный», получивший страховку, будет обязан как минимум вернуть полученную сумму страховой компании.

Таким образом, российский европротокол как был, так и остается по сей день «палкой о двух концах», которая может бить «по правому и виноватому»... И неудивительно, что число воспользовавшихся европротоколом, по разным оценкам, порядка 5-7% от общего количества заявителей на выплаты по ОСАГО. Европротокол у нас есть, и это хорошо и правильно, но пока наше общество, бизнес и право до него еще «не дозрели». И сейчас пользоваться европротоколом в России можно только, что называется, «на свой страх и риск».

Два года назад российским автовладельцам дали право при мелких авариях не вызывать сотрудников ГИБДД, а оформлять документы, необходимые для предоставления в страховую компанию, самостоятельно. Однако до сих пор этим правом воспользовались очень и очень немногие, люди предпочитают по-прежнему вызывать гаишников и часами стоять в ожидании на дороге, создавая пробки.

Сегодня оформление ДТП по европротоколу становится особенно актуальным в связи с сокращением милиции. О том, как правильно вести себя в случае небольшой аварии, говорили на «круглом столе», состоявшемся в редакции газеты «Комсомольская правда» с участием представителей ГИБДД и страховых компаний.

Начальник Центра автоматической фиксации УГИБДД ГУВД по Ставропольскому краю Игорь Семенов привел несколько цифр: на сегодняшний день экипаж, заступающий на дежурство, тратит на оформление ДТП около 30% своего времени. С учетом прошедшего сокращения на оформление аварий будет уходить до 60% времени дежурства, соответственно, все это время инспектора не смогут вести профилактическую работу, предотвращать дорожно-транспортные происшествия, а ведь именно это является основной задачей госавтоинспекции. Дальше прогнозы пессимистичней некуда: участники ДТП будут значительно дольше стоять в ожидании инспекторов, те будут ездить с одного ДТП на другое, автомобилисты начнут привыкать к тому, что на улицах нет патрульных экипажей, которые могут остановить за нарушение правил, и в итоге мы получим правовой нигилизм на дороге, сходный с ситуацией 90-х годов.

Выход есть: оформление мелких аварий по европротоколу, без участия госавтоинспекции. Для этого обязательно должно быть соблюдено несколько условий: только два участника ДТП, оба имеют полисы ОСАГО, нет пострадавших, вред причинен только имуществу, сумма ущерба не превышает 25 тысяч рублей и главное - единое мнение по поводу виновника аварии.

Страховым компаниям рост количества аварий тоже невыгоден: чем их больше, тем больше выплат по полису ОСАГО. С другой стороны, при оформлении ДТП без участия милиции появляется большое поле для мошенничества. Страховщики указали несколько «слабых» моментов: в законе четко не прописано, когда участники аварии должны предоставить свои документы в страховую компанию. Если на момент ДТП у одного из них не было полиса

ОСАГО, он может быстренько его оформить и составить документы так, как будто авария произошла позже. Далее: на обязательный осмотр предоставляется только автомобиль потерпевшего, поэтому очень сложно точно установить механизм ДТП и определить виновника. А возможно, ДТП и вовсе не было: одна и та же машина с одними и теми же повреждениями может пройти по нескольким страховым компаниям, как пострадавшая в аварии с разными «виновниками», собрать по 10 - 15 тысяч рублей - уже достаточно крупная сумма. К сожалению, у нас в крае не ведется единая база по ДТП среди страховщиков, и выявить такое мошенничество не так уж просто. Другое дело, если авария зафиксирована в ГАИ - тут все четко: место, время, участники, виновники...

Впрочем, каждая уважающая себя страховая компания имеет достаточно серьезную службу собственной безопасности. В 2009 году, когда только появилась возможность оформлять ДТП без участия ГАИ, были попытки страховых мошенничеств, но их быстро пресекли. Сегодня ситуация осложняется тем, что граждане сами не хотят использовать право на оформление аварии без участия госавтоинспекции. Причин тому немало: вероятность, что полис второго участника аварии «липовый», что его компания обанкротилась, что в страховой компании по каким-либо причинам откажут в выплате... Вот и стоят автомобили, едва зацепившиеся бамперами, в ожидании гаишников, а остальные участники дорожного движения, потихоньку матерясь, пытаются их объехать.

Но все же основная причина того, что европротокол у нас не используется, - банальная неграмотность автомобилистов. В случае если вы стали участником мелкой аварии и соблюдены все условия, позволяющие оформить ДТП самостоятельно, страховщики рекомендуют не ждать сотрудников ГАИ, а сразу составить схему ДТП, после чего освободить проезжую часть и тут же на месте составить извещение о ДТП. Извещение - эта такая синенькая бумажечка, которая выдается вместе с полисом ОСАГО. Она становится основным документом, поэтому и заполнять ее надо тщательно, не должно быть пропущено ни одной строчки, должны стоять обе подписи - виновника и потерпевшего. Но сначала все же необходимо убедиться в подлинности полиса второго участника ДТП, позвонить по указанным в нем телефонам. Кстати, если полис действителен, но компания-страховщик разорилась и официально признана банкротом, тогда выплаты будут производиться через РСА - Российскую ассоциацию страховщиков.

Правда, ждать их в этом случае придется достаточно долго... После того как вы заполнили извещение, лучше всего обе машины пригнать в страховую компанию виновника или потерпевшего - неважно, какая окажется ближе. В принципе, этого должно быть достаточно для положительного решения о выплате.

Страховщики высказали несколько предложений, которые помогут им бороться с мошенниками: например, возможность получить помощь от милиции, в случае если авария произошла на перекрестке, оборудованном камерами; упрощение самой формы извещения о ДТП; установить жесткие сроки подачи документов о ДТП. В свою очередь, сотрудники ГИБДД готовы выходить в органы власти с предложениями об увеличении суммы выплат по европротоколу с 25 до 40 - 50 тысяч рублей; о введении в экзаменационные билеты по правилам дорожного движения вопросов по оформлению ДТП без участия ГАИ.

В одночасье новый для большинства автолюбителей механизм все равно не запустить. Сотрудник одной из страховых компаний рассказал о ситуации, когда сам попал в мелкую аварию, но второй участник отказался оформлять ее по европротоколу, и они вынуждены были стоять длительное время, перегородив проезжую часть, в ожидании сотрудников ДПС. Хотя можно было все сделать быстрее и проще. Вот именно это «быстрее и проще» должно стать очевидным для автомобилистов, наверное, только тогда они перестанут вызывать сотрудников ДПС из-за поцарапанного бампера.

Всё большее распространение получает оформление аварий без участия сотрудников ГИБДД, когда водителям приходится действовать самостоятельно.

Но к сожалению, не все автовладельцы знают, как правильно самим оформить ДТП. И зря. Потому что это очень удобная вещь, но неграмотное оформление аварии чаще всего приводит к невозможности получить возмещение по страховке.

Европротокол что это, как он работает, как проходит возмещение и какие подводные камни могут быть – всё это вы узнаете из этой статьи. Готовы? Поехали!

Европротокол – это оформление водителями документов о ДТП без вызова автоинспекторов. То есть это возможность для водителей самостоятельно для получения возмещения по . Действует на всей территории Российской Федерации.

Главный плюс европейского протокола – не надо ожидать приезда ГИБДД и заполнения бумаг. А также не придётся платить за нарушение ПДД . От этого выигрывают и другие водители, ведь попавшие в аварию могут практически сразу освободить дорогу, а значит, не будет пробки.

В каких случаях можно применять Европротокол

Оформить без участия работников ГАИ можно не всякую аварию. Должны быть соблюдены все следующие условия:

  • в аварию попало только два автомобиля , и кроме них ничего не повреждено;
  • нет пострадавших людей;
  • ответственность обоих водителей застрахована по ОСАГО или «Зелёной карте»;
  • участники происшествия имеют одинаковый взгляд на обстоятельства случившегося, виновность, размер ущерба.

А также стоит вызвать полицию, когда оппонент ведёт себя не адекватно, угрожает или . Кроме того, существует ограничение по сумме, необходимой на ремонт повреждений. Об этом читайте в подзаголовке: «Какая сумма выплаты».

Возможно оформление аварии с участием аварийного комиссара, но при этом теряется смысл Европротокола: сделать всё быстро и самостоятельно, и разъехаться.

Как выглядит документ для оформления ДТП самостоятельно

Единственным документом о ДТП для получения компенсации по «автогражданке» при Европротоколе является Извещение о ДТП, из-за чего часто сам документ называют не «Извещением», а «Европротоколом». Кстати, заполнять его необходимо и при оформлении ДТП сотрудниками полиции.

Форма его утверждена приказом МВД №155. Стандартный комплект включает в себя два соединённых бланка, с самокопирующейся стороной и инструкцию по заполнению. Как правило, синего цвета.

Лицевая сторона – самокопирующаяся, заполняется участниками ДТП совместно. Оборотная – каждым водителем по отдельности. В документе указывается сведения об участниках аварии, обстоятельства случившегося, схема ДТП, характер повреждений. Обязательны подписи участников, а при Европротоколе – и признание вины одним из них.

Где взять бланк Европротокола

Два комплекта бланков Извещения бесплатно выдаются каждому страхователю при покупке полиса ОСАГО. Если у вас почему-либо сейчас нет этих бланков, вы можете их также бесплатно получить в любом представительстве СК.

Для фиксации одного ДТП достаточно одного комплекта Извещения, причём неважно, кто из водителей его предоставит. В случае необходимости, его можно попросить у проезжающих мимо водителей или взять в ближайшем офисе СК.

Можно ли распечатать Европротокол самому

Образцы бланков находятся в свободном доступе. Их можно скачать с официального сайта РСА или . Причём самостоятельно распечатанные бланки имеют такую же силу, как и выданные СК, потому что нет никаких нормативных документов по внешнему виду и способу заполнения бланков, за исключением приказа, утвердившего форму.

То есть ДТП можно оформить и на самостоятельно распечатанных бланках. Но делать так я не советую, потому что:

  1. оригинальные бланки – самокопирующиеся , то есть писать придётся на них в два раза меньше, и отсутствует вероятность расхождения информации между двумя листами;
  2. СК может придраться к «неправильным» документам . Конечно, такие придирки незаконны, но вам ведь не нужны лишние проблемы, верно?

Какая сумма выплаты

Сейчас при самостоятельном оформлении документов по аварии страховая компания выплатит сумму, не превышающую 50 000 р. Исключение сделано для аварий, случившихся на территории Москвы, Санкт-Петербурга, а также Московской области и Ленинградской области, когда может применяться так называемый безлимитный Европротокол.

Водители, попавшие в аварию на территории упомянутых субъектов, могут рассчитывать на возмещение до 400 000 руб., если они предоставят СК фото или видеозаписи происшествия и повреждений, а также координаты происшествия, зафиксированные с использованием системы ГЛОНАСС. Стоит отметить, что регион регистрации ТС или его владельца значения не имеет.

Примечание. С октября 2019 года безлимитный Европротокол будет действовать на таких же условиях уже по всей стране.

Чем опасен Европротокол?

Водители, зафиксировавшие аварию оформлением Европротокола, не могут требовать от страховой компании свыше указанных сумм. Ну разве что докажут в суде, что их заставили подписать Европротокол против их воли, что, поверьте, непросто. Поэтому очень важно помнить до какой суммы без ГИБДД составляется извещение. Если возмещения на восстановление авто не хватит, требования можно предъявлять только к виновнику.

Поэтому и виновнику, и потерпевшему нужно как следует подумать, покроет ли выплата в 50 тыс. руб. повреждения или нет. Если есть сомнения, пусть аварию оформят должностные лица.

Примечание. Стражи порядка вполне законно могут отказаться выехать на место происшествия, если нет пострадавших. Обычно участникам мелких аварий предлагаются два варианта:

  • оформить Европротокол ;
  • приехать на ближайший пост ГИБДД для фиксации аварии там уже с участием должностных лиц.

Исключение сделано для случаев, когда человек, получил при аварии телесные повреждения, которые проявились после оформления ДТП. В таком случае он имеет право на обращение в СК причинителя вреда для получения компенсации за .

Сроки подачи заявления и выплаты

В этом смысле Европротокол ничем не отличается от получения выплаты в обычном порядке. Те же 5 суток на направление Извещения своему страховщику, причём виновник тоже обязан сделать это, иначе ему грозит регресс.

Направить на ремонт или выплатить деньги страховщик должен в течение 20 дней (считаются только рабочие), как и при любом страховом случае. Для договоров ОСАГО, оформленных после 28.04.2017, есть вариант возмещения, когда автовладелец по договорённости со страховщиком самостоятельно организует ремонт на станции автотехобслуживания, с которой у СК заключён договор. В таком случае выплата должна быть сделана не позже 30 дней.

Получение возмещения

Всего существует два варианта получения компенсации:

  • ремонт на автотехстанции , с которой у СК заключён договор, оплачиваемый СК;
  • выплата денежных средств.

Для полисов ОСАГО, приобретённых с 28 апреля 2017 года для легковых авто, принадлежащих гражданам, действуют новые правила получения возмещения. Теперь возмещение по умолчанию можно получить только в натуральном виде.

Ремонт по Европротоколу

Возможны два способа осуществления ремонта:

  • страховая направляет ТС на ремонт , который сама оплачивает;
  • потерпевший по согласию со страховщиком сам отправляет своё авто на ремонт , платит за него опять же страховщик.

В обоих случаях станция техобслуживания выбирается потерпевшим из списка, предложенного СК. При осуществлении урегулирования убытков по одному из этих вариантов износ ТС не учитывается, в отличие от всех остальных способов получения компенсации.

В исключительных случаях, можно получить и денежную компенсацию. По Европротоколу это могут быть такие ситуации:

  • стоимость ремонта оказалась больше лимита компенсации по Европротоколу;
  • страховщик не может организовать ремонт на СТО , соответствующей требованиям нормативных и правовых актов;
  • потерпевший является инвалидом , который имеет ТС в соответствии с медицинским показаниями;
  • по письменному соглашению со страховщиком.

Отдельного рассмотрения, на мой взгляд, является первый пункт, так как он является наиболее типичным при оформлении Европротокола.

Если ущерб больше суммы по Европротоколу

Как я уже писал, для большинства случаев максимальная выплата при самостоятельном оформлении дорожного происшествия составляет 50 000 р. И случается так, что водители неверно оценивают ущерб на месте аварии, при детальном осмотре выявляются скрытые повреждения, и сумма ущерба превышает допустимую по Европротоколу. Требовать больше установленной законом суммы со СК нельзя. Поэтому возможны два варианта:

  • ремонт на СТО от страховщика со своей доплатой (которую потом можно потребовать с виновника в гражданском порядке);
  • получение денежной компенсации . Но при этом выплата будет произведена с вычетом износа.

Какой вариант предпочесть надо смотреть отдельно по каждой ситуации.

Если виновник не направил страховщику Извещение

Эту ситуацию надо рассмотреть в двух сторон: для виновника и потерпевшего. Если причинитель вреда не выполнил свою обязанность по направлению своему страховщику принадлежащей ему части бланка извещения совсем или не вовремя принёс её, то он по пп. «ж» п. 1 ст. 14 Федерального Закона «Об ОСАГО» получит регрессное требования от СК. Все деньги, затраченные ей на возмещение ущерба, должен будет заплатить ей причинитель вреда.

Для потерпевшего это не должно играть никакой роли. Если он выполняет свои законные обязанности, он вправе получить компенсацию. Он не обязан отвечать за действия второй стороны. Выяснять отношения с виновником должна СК.

Так что, если СК отказывает урегулировать убытки, потому что виновная сторона не предоставила бланк Извещения, знайте, это незаконно. И получить возмещение можно.

Что делать если виновник не едет в страховую

То же касается и непредставления автомобиля для осмотра. От действий оппонента не должен страдать потерпевший. Виновник не показал автомобиль СК по её требованию – получит регресс.

Потерпевшего это не должно касаться. Он предоставил необходимые документы – имеет право получить возмещение.

Отказ в выплате

Сначала необходимо понять, почему именно СК отказывается компенсировать ущерб. Обычно, при Европротоколе страховщики приводят один из этих доводов в качестве обоснования отказа:

  • ошибки в заполнении Извещения;
  • неисполнение виновником положенного по закону.

Если Европротокол заполнен действительно с ошибками (что достаточно часто бывает, когда водители заполняют его первый раз, волнуются), то самым простым и эффективным методом разрешения этой проблемы будет договориться с оппонентом и вместе с ним заново переписать Извещение.

Очень редко СК придираются к мелким недочётам, не влияющих на правильность оформления документа. Это уже неправомерный отказ.

А также наиболее распространена вторая упомянутая выше причина – причинитель вреда не показал свой автомобиль, не сдал Извещение и т. п. Эти обстоятельства не дают законной причины, чтобы отказать в компенсации, поэтому придётся добиваться справедливости жалобой, досудебной претензией, и, возможно, тяжбой. Но закон на вашей стороне, поэтому не сомневайтесь в победе над страховщиком в суде.

Бывают и случаи, общие для любого порядка оформления ДТП, например, когда страхователь не уведомил в срок СК. Все эти случаи также разобраны в статье, на которую дана ссылка выше.

  • пользуйтесь Европротоколом , это действительно быстро и удобно;
  • правильно оценивайте ущерб , в случае сомнений откажитесь от упрощённого оформления;
  • внимательно изучите, как правильно писать Извещение , тщательно проверяйте правильность его составления. Инструкция всегда прилагается к бланкам;
  • не забывайте о необходимости направить извещение в СК, обязательной для каждого из участников;
  • помните об обязанности предоставить авто для осмотра . Ремонтировать ТС до окончания срока в 15 дней с даты аварии (без учёта нерабочих) нельзя.

Заключение

Теперь, думаю, вы хорошо представляете, что такое Европротокол, и когда его действительно стоит применять.

А вам приходилось самостоятельно фиксировать ДТП? Или, может, у вас возникли вопросы по теме материала? И в том и другом случае для общения есть форма комментариев. Пишите смело!

Видео-бонус: 5 жёстких случаев похищения трупа .

Просмотров