Статья не уступил дорогу автомобилю. Если не уступил дорогу другим участникам движения. Проезд нерегулируемых перекрестков по главной дороге

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет о непредоставлении преимущества пешеходам. Данное нарушение является довольно популярным, а сотрудники ГИБДД зачастую проводят рейды именно на пешеходных переходах.

Рассмотрим ситуации, в которых пешеходы имеют преимущество, а также штрафы, которые могут быть наложены на водителя. Напомню, что последний раз наказание за непропуск пешеходов, велосипедистов или других участников движения было увеличено 10 ноября 2017 года .

Статья 12.18. Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения

Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении, -

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот .

В 2019 году размер штрафа составляет 1500 - 2500 рублей .

Выбор штрафа в указанном диапазоне выполняет сотрудник ГИБДД. При этом он должен учесть . Таким образом, если водитель совершил нарушение впервые, то он, также как и раньше, получит минимальный штраф в размере 1 500 рублей.

В дополнение предлагаю Вам скачать и распечатать актуальную таблицу штрафов:

Ситуации, в которых пешеход имеет преимущество

На пешеходном переходе

14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

Самая распространенная ситуация, которая не вызывает вопросов у водителей, - это пешеход, находящийся на пешеходном переходе:

Именно с переходами ассоциируется у водителей штраф за непропуск пешехода, однако это далеко не единственная ситуация, в которой может быть наложено наказание.

При повороте на перекрестке

13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

Ситуация, которая вызывает больше всего вопросов, это поворот на перекрестке:

Обратите внимание, водитель должен уступить дорогу пешеходу при повороте на перекрестке во всех случаях . В том числе если:

  • пешеходу горит красный сигнал светофора.

Единственный случай, когда дорогу уступать не нужно, - это движение на перекрестке прямо и одновременное отсутствие обозначенного перехода.

При въезде и выезде с прилегающей территории

8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги - пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.

Слепые пешеходы во всех случаях

14.5. Во всех случаях, в том числе и вне пешеходных переходов, водитель обязан пропустить слепых пешеходов, подающих сигнал белой тростью.

По пути к общественному транспорту

14.6. Водитель должен уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему в месте остановки маршрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей), если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней.

В данном случае уступить дорогу нужно только при одновременном выполнении следующих условий:

  • На остановке общественного транспорта.
  • Пешеходы идут к маршрутному транспортному средству. Если пассажиры выходят из автобуса, который, например, развозит работников предприятия, то уступать им водитель не обязан.
  • Пешеходы идут к автобусу со стороны дверей.

Приведу пример распространенного ДТП, о котором должны знать все водители. На противоположной стороне дороги (на левой) расположена остановка общественного транспорта. На ней остановился встречный автобус. Завидев это пешеходы, находящиеся справа от дороги, начинают перебегать через дорогу не глядя на автомобили. Как правило этим страдают люди пенсионного возраста.

С точки зрения ПДД уступать дорогу этим пешеходам водитель не обязан. Тем не менее гораздо проще притормозить, чем оказаться участником ДТП (пусть и невиновным) и несколько часов разбираться с ГИБДД.

На обочине

Допускается движение водителей мопедов по обочине, если это не создает помех пешеходам.

25.2. Гужевые повозки (сани), верховые и вьючные животные должны двигаться только в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.

Ну и еще одна ситуация - это разрешенное движение по обочине. Мопеды и гужевые повозки, находящиеся на обочине, должны уступить дорогу пешеходам. За нарушение этого правила также может быть наложен штраф.

Как уступить дорогу пешеходу

Еще один важный вопрос, которому следует уделить внимание в рамках данной статьи, - "Как уступить дорогу пешеходу?". Дело в том, что текст ПДД, связанный с этим вопросом, за последние годы изменялся несколько раз. Сначала правила требовали уступить дорогу пешеходу, потом пропустить его, затем снова уступить. Многократные изменения привели к тому, что многие водители просто не запомнили, как нужно действовать на самом деле.

Итак, если еще раз просмотреть пункты , приведенные выше, то можно заметить, что практически во всех случаях (кроме слепых пешеходов) водитель должен именно уступить дорогу:

"Уступить дорогу (не создавать помех)" - требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

Таким образом водитель должен проехать через переход так, чтобы идущий пешеход не изменил скорость или направление движения.

Например, если пешеход идет по соседней полосе в направлении Вашего автомобиля, то следует непременно остановиться.

Однако если дорога широкая (6 полос) и пешеход только начинает идти по проезжей части с противоположной стороны, то останавливаться не обязательно. Даже если водитель проедет через переход, это никак не повлияет на скорость и направление движения пешехода.

То же самое относится и к ситуации, когда пешеход идет по соседней полосе в направлении от Вашего автомобиля. Нет смысла дожидаться, пока пешеход дойдет до тротуара, правила разрешают проехать через переход.

Что касается слепых пешеходов, подающих сигнал белой тростью, то их нужно именно пропустить. Т.е. нужно именно остановиться и дождаться, пока пешеход покинет проезжую часть.

В завершение хочу отметить, что за последние несколько лет культура вождения заметно повысилась. Как правило, водители без проблем пропускают пешеходов на переходах. Соответственно и штрафы стали накладываться реже.

Удачи на дорогах!

Алексей-345

Цитата: "В том числе если:

на перекрестке нет разметки перехода;

водитель едет по главной дороге;

водителю горит зеленый сигнал светофора, разрешающий поворот;

пешеходу горит красный сигнал светофора."

Вопрос: когда пешеходу горит красный человечек, на светофоре с выделенной пешеходной фазой. Тоже пропускать при повороте?

когда пешеходу горит красный человечек, на светофоре с выделенной пешеходной фазой. Тоже пропускать при повороте?

Да. Потому что иначе в лучшем случае будет штраф обоим, каждому за своё нарушение, а в худшем уголовка за вред здоровью.

Кроме того,

1.3. Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.

Так что горящий пешеходу красный на обязанности водителя никак не влияет.

13.3. Перекресток, где очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика, считается регулируемым. 14.1: ** Понятия регулируемого и нерегулируемого пешеходного перехода аналогичны понятиям регулируемого и нерегулируемого перекрестка, установленным в пункте 13.3. Правил.

Ваше утверждение неверно, Keeper_Riff . В данном случае пешеходный переход считается регулируемым, при "красном человечке" водитель пешеходов пропускать не обязан.

В данном случае пешеходный переход считается регулируемым, при "красном человечке" водитель пешеходов пропускать не обязан.

Мы говорим не о регулируемом переходе, а об обязанности уступить пешеходам при повороте на перекрёстке. Регулируемый перекрёсток или нет, правила в этом случае одинаковы. "Пропускать" водитель теперь вообще не обязан, слава богу убрали это понятие. Только уступать дорогу.

Только уступать дорогу.

Абсолютно верно.
Мы говорим не о регулируемом переходе, а об обязанности уступить пешеходам при повороте на перекрёстке. Регулируемый перекрёсток или нет, правила в этом случае одинаковы.
Нет, не одинаковы. Именно на нерегулируемом перекрёстке, а также на регулируемом, когда у пешеходов "зелёный человечек" , 13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

В случае регулируемого перекрёстка и регулируемого пешеходного перехода, когда пешеходам "красный человечек", уступать пешеходам водитель не обязан.

26 июля 2014 г. Р., управляя автомобилем, решил повернуть налево и совершить разворот. Поток транспортных средств медленно перемещался по встречной полосе в сторону железнодорожного переезда. Водитель грузовика, двигавшийся во встречном направлении, остановился, пропуская Р. Однако по обочине двигалась машина под управлением Я., которого водитель не видел из-за габаритов пропускающего его грузовика. В результате транспортные средства Р. и Я. столкнулись.

Прибывший на место ДТП сотрудник ГИБДД счел, что Р. не выполнил требование уступить дорогу автомобилю Я., пользующемуся преимущественным правом движения (). Это послужило основанием для привлечения Р. к административной ответственности с наложением на него наказания в виде предупреждения ().

Водитель был убежден, что им не было допущено нарушение ПДД, так как Я., двигавшийся по обочине, не имел какого-либо преимущества в движении, и потому решил обжаловать вынесенное постановление. В судебном заседании Я., в свою очередь, пояснил, что Р. избрал неверную траекторию движения, не рассчитал радиус разворота, выехав на обочину и не уступив дорогу его автомобилю, двигавшему во встречном направлении, к тому же с правой стороны. Сотрудник ГИБДД, вынесший постановление по делу об административном правонарушении, подтвердил, что автомобиль водителя Я. двигался во встречном направлении относительно автомобиля водителя Р., а значит, последний действительно нарушил ПДД. Суд обратил внимание на то, что сведения, указанные в схеме ДТП, в совокупности с объяснениями участников происшествия однозначно подтверждают факт нарушения Р. ПДД. Доводы жалобы водителя суд счел несостоятельными, поскольку совершение маневра в виде разворота не предполагает выезд на обочину дороги встречного направления, тогда как Р., не окончив маневра и не встав на полосу встречного движения, совершил съезд на обочину, не убедившись в безопасности этого действия. Вместе с тем в случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена ПДД, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа ().

О том, при каких условиях по обочине могут передвигаться дети, узнайте в материале "Правила для пешеходов" Домашней правовой энциклопедии интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный
доступ на 3 дня!

В итоге постановление по делу об административном правонарушении было оставлено без изменения (решение судьи Богатовского районного суда Самарской области от 9 сентября 2014 г. по делу № 12-12/2014).

Обжалование постановления и этого судебного акта в вышестоящих судах также не привело к желаемому результату – они были оставлены без изменения (решение судьи Самарского областного суда от 6 ноября 2014 г. по делу № 21-605/2014, постановление заместителя председателя Самарского областного суда от 4 марта 2015 г. по делу № 4А-128/2015).

Тем не менее, Р. решил отстаивать свои нарушенные, как он считал, права до последнего и обратился с жалобой в ВС РФ, настаивая на отмене вынесенного в отношении него постановления по делу об административном правонарушении и судебных актов, считая их незаконными.

Позиция ВС РФ

ВС РФ не согласился ни с постановлением сотрудника ГИБДД о привлечении Р. к административной ответственности, ни с судебными актами нижестоящих судов, оставивших это постановление в силе ().

Суд обратил внимание на то, что при привлечении лица к административной ответственности, прежде всего, необходимо выявить причины и условия, способствовавшие совершению правонарушения (). Кроме того, должна быть установлена вина лица в его совершении ().

При повороте налево или развороте вне перекрестка водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам и трамваю попутного направления (). Уступить дорогу – требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость (). Преимуществом, в свою очередь, признается право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.

То обстоятельство, что Я. осуществлял движение по обочине, подтверждается как его собственными объяснениями, так и показаниями Р, а также фотоматериалами и схемой места ДТП, в которой место столкновения зафиксировано на обочине. С содержанием данной схемы участники происшествия были ознакомлены и согласны. Вместе с тем, по общему правилу, движение транспортных средств по обочинам запрещено ().

Обочиной является элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки и используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с ПДД ().

В данной дорожной ситуации водитель Я., движущийся по обочине, не имел преимущественного права движения, а у Р. при повороте налево на прилегающую территорию вне перекрестка отсутствовала обязанность уступить дорогу движущемуся по обочине во встречном направлении транспортному средству.

Таким образом, ВС РФ отменил постановление по делу об административном правонарушении, а также судебные акты судов нижестоящих инстанций, и прекратил производство по делу в отношении Р.

Произошло ДТП. Я поворачивала на регулируемом перекрёстке налево на зелёный сигнал светофора (в этом месте только поворот налево, т. к. после перекрестка встречный поток машин, который уходит налево). Зона видимости полосы встречного движения ограничена встречным потоком машин. После того как впереди стоящий автомобиль совершил маневр поворота я, убедившись, что в зоне видимости машин нет, начала поворот налево. Выехав на полосу встречного движения, я увидела что на большой скорости приближается автомобиль, столкновения с которым избежать не удалось. У моего автомобиля лишь небольшая царапина на заднем бампере, а у второго автомобиля разбиты: передний бампер, поворотник, фара, отпала зашита. По протоколу виновата в ДТП — я, т.к. не уступила автомобилю встречного движения, т.к. зелёный свет общий. Но его не было в зоне видимости, а из-за большой скорости он очень быстро преодолел это расстояние. Что мне теперь делать? Чем мне это грозит?

Ответ

Здравствуйте, Юлия.

За невыполнение вами требований Правил дорожного движения уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом проезда, вам грозит административная ответственность по части 2 сватьи 12.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которая предусматривает административный штраф в размере одной тысячи рублей. Штраф необходимо оплатить в течение семидесяти дней со дня получения постановления. За неуплату штрафа в установленный срок предусмотрено наложение штрафа в двойном размере суммы неоплаченного штрафа.

Что касается гражданской ответственности, то та часть ущерба, которая не покроется страховой выплатой, может быть взыскана потерпевшим с вас. Страховая сумма, которую должна выплатить страховая компания потерпевшему за вред, причиненный его автомобилю, по ОСАГО не может быть больше ста двадцати тысяч рублей.

Любой гражданин, управляющий авто, должен пользоваться основными правилами движения в процессе вождения автомобиля, чтобы не создавать аварийной обстановки на дороге, а также безопасно передвигаться в общем потоке.

В ПДД указывается, что хотя дорога предназначается для движения машин, все равно имеются определенные участки, на которых преимуществом обладают пешеходы, велосипедисты или конкретные авто.

В ПДД четко содержится информация о том, что значит это понятие. Для этого приводится несколько ситуаций, при которых водитель обладает определенным правом проехать или пройти первым.

Другой участник движения, не обладающий таким преимуществом, должен уступить дорогу, поэтому не может приступать к движению, а также возобновлять его или продолжать, если это определенным образом повлияет на другого участника, поэтому он изменит направление, в котором двигается, или скорость, с которой перемещается.

Важно! За непредставление преимущества непременно назначается инспектором ГИБДД, а также тот участник, который не уступил другому, будет выступать в качестве .

Что значит уступить дорогу пешеходу? Какие изменения и нюансы? Смотрите видео:

Кто на практике обладает преимуществом

Обычно преимуществом пользуются:

  • авто, передвигающиеся по главной дороге ;
  • спецмашины , обладающие включенными сигналами и маячками, а к ним относятся машины полиции, скорой помощи, пожарной инспекции или других служб;
  • машины, передвигающиеся по специальному маршруту, например, автобусы или трамваи ;
  • пешеходы , передвигающиеся вдоль пешеходного перехода;
  • велосипедисты, совершающие поворот.

В каждой отдельной ситуации необходимо ориентироваться индивидуально, чтобы не нарушить ПДД, а также не создать аварийную обстановку на дороге.

Какой налагается штраф за непредставление преимущества

Наказание участнику движения, который не уступил другому участнику дорогу, обладающему при этом преимуществом, зависит от каждой конкретной ситуации:

Преимущественное право пешеходов не зебре. Как рассчитать тормозной путь.

  • Спецтранспорт . Если по дороге движется специальное авто, у которого включены проблесковые маячки, имеются особые надписи, а также включена сирена, то оно обладает преимуществом перед всеми остальными участниками движения.
    Поэтому непременно надо уступить дорогу такому автомобилю. Штраф в такой ситуации равен только 500 руб., но планируется значительное увеличение его размера в ближайшем будущем.
    Также инспектор ГИБДД за такое нарушение может водителя на срок от 1 до трех месяцев.
  • Маршрутное такси. Данные виды транспорта обладают преимуществом, когда они отъезжают от места остановки, поэтому все остальные автомобили должны уступить им дорогу.

Таким образом, существует много разных ситуаций, при которых водители должны уступить дорогу другим участникам движения. Если этого не выполнить, то придется уплачивать значительные по размеру штрафы.

Можно ли избежать штрафа

Обычно штрафы приходят по почте, поэтому водитель может даже не вспомнить, из-за какой ситуации возникло нарушение.

Какой штраф если не уступил дорогу.

Это обусловлено тем, что ГИБДД повсеместно устанавливает большое количество камер, позволяющих фиксировать нарушения без присутствия сотрудников организации.

Важно! Нередко нарушение является ошибочным за счет отсутствия знаков или разметки, но оспорить штраф водитель может исключительно через суд.

Для того, чтобы доказать свою правоту, водитель должен предоставить доказательства.

Они могут быть представлены видами:

  • фотография или видео стертой разметки, которая не может быть увидена водителем в движущемся автомобиле;
  • нахождение свидетелей, которые докажут, то преимущество было предоставлено при необходимости;
  • фотография места нарушения, которая показывает отсутствие неправомерных действий со стороны водителя, а также указывает на то, что нет необходимого дорожного знака.

Не уступил дорогу пешеходу, спорные ситуации. Смотрите в этом видео:

Что делать, если спецмашина едет с включенной мигалкой, но без сирены

Основным условием для каждой спецмашины, на основании которого она может получить преимущество на дороге, является включенные мигалки и сирена.

Если даже один из этих элементов будет выключен, машина приравнивается к другим участникам движения, поэтому ей можно не уступать дорогу.

Таким образом, каждый человек, управляющий определенным транспортным средством, должен разбираться в том, когда у него имеется преимущество, а когда он сам должен уступать дорогу людям или машинам.

Это позволяет предотвратить ДТП и грамотно вести себя на дороге.

Если вы едите на автомобиле, вы обязаны пропускать пешеходов, идущих по «зебре», а также давать дорогу другим машинам, имеющим преимущества. Кроме того, следует внимательно следить за знаками.

Некоторые водители не желают уступать дорогу, хотя они знают, что из-за их действий может возникнуть дорожно-транспортное происшествие.

Штраф «не уступил дорогу» сотрудник ГИБДД выпишет в следующих случаях:

  1. Вы не уступили дорогу пешеходу. Аналогично поступил в отношении велосипедиста.
  2. Не пропустил другое транспортное средство.
  3. Не пропустил спецтранспорт.

В ряде случаев нарушение может быть зарегистрировано приборами фотофиксации. В этом случае водителю по почте поступит письмо, в котором будет административный протокол.

Не уступил дорогу велосипедисту/пешеходу

Водитель обязан пропустить пешехода, который в положенном месте ступил на дорогу и пошел по ней.

Не уступил дорогу пешеходу или велосипедисту — штраф 1500 рублей (ст. 12.18).

Размер взыскания довольно высокой, но многие законодатели предлагают увеличить его еще больше. Инициатива законодателей не вызывает удивления, ведь травмированные пешеходов, в результате которого наступает смерть, происходит часто. Водителям следует думать не о штрафах, а помнить о том, какие последствия могут быть при превышении скорости и нарушении правил.

Должен ли велосипедист уступить дорогу автомобилю? Велосипед относят к транспортным средствам, именно поэтому на него распространяется большая часть ПДД. Но водитель не должен забывать, что велосипедисты при движении по дороге имеют ряд преимуществ. Вы обязаны уступать им дорогу на перекрестке и повороте.

Если человек сойдет с велосипеда и поведет его, то на пешеходном переходе он имеет первоочередное право перехода.

Не уступил дорогу транспортному средству

Ситуации, в которых необходимо проехать первым, имеют водители ТС в следующих ситуациях:

  • проезд перекрестков;
  • наличие спецразметки;
  • установлен знак 2.4 «Уступите дорогу»;
  • машины со спецсигналом, которые имеют преимущества движения.

Знак 2.4 «Уступить дорогу» можно увидеть незадолго перед перекрестком, он имеет вид перевернутого треугольника красного цвета.

Не уступил дорогу спецтранспорту

Водитель автомобиля должен пропускать специальный транспорт. К этой категории можно отнести машины, которые едут с включенными сиренами. Кроме того, это транспортные средства, оборудованные проблесковыми маячками.

Помните о том, что к данной категории можно отнести автомобили, на которых имеются специальные надписи. Это машины пожарных, также сюда отнесем скорую помощь и полицию. Когда на дороге появляются такие машины, водители обязаны уступать им дорогу.

Маршрутное такси, автобусы в пределах населенного пункта нужно пропускать, если ТС начинает движение от остановки.

На то, какой штраф вам будет выписан, оказывают влияние обстоятельства. Не пропустили движущийся по дороге спецтранспорт или машину, имеющую право на приоритет – 1500 рублей (ч.3 ст. 12.14). Сотрудник ГИБДД может выбрать другое наказание. Речь идет о лишении водительского удостоверения от 1 до 3 месяцев. Но меры могут быть не столь суровыми, если сотрудник ГИБДД ограничится вынесением предупреждения.

Заключение

Уступайте дорогу пешеходам и спецтранспорту. Не забывайте пропускать велосипедистов. Если вы хотите вовремя узнавать о штрафах, установите смс-информирование. Это можно сделать в мобильном банке, установленное на телефоне приложение позволит вам оперативно отплатить сумму. Так вы оперативно узнаете о штрафе, оплатите его без пени. Опротестовать его также будет проще.

Просмотров