Внутреннее сопротивление. Внутреннее сопротивление аккумулятора - Tech Doc Toyota Какое сопротивление автомобильного аккумулятора

Существенная характеристика для АКБ - внутреннее сопротивление - обозначается буквой «R». Она на многое влияет, а ее измерение - один из основных этапов диагностики аккумулятора. Этот параметр подразделяется на несколько видов. Пожалуй, самый значимый - внутреннее сопротивление аккумулятора. Полезно понимать, что оно означает и как измеряется.

Описание параметра

Для начала, стоит сказать, что есть полное сопротивление АКБ. Это сумма омического R и R поляризации. В то же время, омическое - сумма сопротивлений электролита, соединений между элементами АКБ, отрицательного и положительного выводов, электродов, сепараторов.

Внутреннее сопротивление батареи - такое R, которое оказывается аккумуляторной батареей току, протекающему внутри нее. При этом неважно, зарядный это ток или разрядный. Однако оно будет различаться в разных элементах АКБ. Собственный показатель будет у элементов:

  • решеток электродов;
  • электролита;
  • сепараторов.

На показатель в этих элементах влияет несколько факторов, из-за которых он может сильно различаться у разных аккумуляторов. Вот почему померить сопротивление батарейки не будет лишним.

Связанные факторы

Между показателями губчатого свинца и решетки минусового электрода разницы практически нет. Однако сопротивление перекиси свинца в 10 000 раз больше, чем таковое у решетки плюсового электрода, на которую он нанесен.

Сами электроды устройства могут быть выполнены по-разному, что обуславливает разницу в показателях. Различаться могут, в том числе:

  • качество электрического контакта обмазки и решеток;
  • конструкция электрода;
  • конструкция решетки;
  • наличие легирующих компонентов в АКБ.

На R сепараторов влияет перемена пористости и толщины. У электролита оно зависит от его температуры и концентрации. Если электролит замерзнет, то показатель достигнет бесконечности.

Надо сказать, что каким бы ни было внутреннее сопротивление аккумулятора, оно будет зависеть от частоты.

Измерение сопротивления

Величина эта - условная. Она меняется в зависимости от степени заряженности АКБ, величины нагрузки, температур Вот почему при точных расчетах относительно АКБ принято пользоваться не величиной внутреннего сопротивления, а так называемыми разрядными кривыми.

Однако бывают ситуации, когда нужно узнать внутреннее сопротивление автомобильного аккумулятора. Для этих целей можно применить лампу накаливания от фары.

Этот вариант даст вполне точный результат. Например, это может быть галогеновая лампа с мощностью в 60 Ватт.

Производится параллельное подключение к батарее вольтметра и вышеупомянутой лампы. Далее нужно запомнить значение напряжения. Затем лампа отключается. Естественно, после этого напряжение возрастёт. Если последнее увеличилось не больше, чем на 0,02 вольт, стало быть, АКБ находится в удовлетворительном состоянии. То есть, внутреннее R не больше 0,01 Ом.

Самостоятельно узнать этот параметр совсем несложно. Главное при этом - не использовать светодиодные лампы. На всю процедуру уйдет несколько минут.

Опыт автолюбителей

Никогда не занимаюсь этим самостоятельно. Да и вообще редко ухаживаю за батареей так, как мне следует этим заниматься. Поэтому часто возникают трудности с зажиганием. Приходится ездить в автомобильные мастерские, чтобы избавиться от них. Плачу деньги, зато не трачу свои силы и время.

Игорь Слабкин

Измерять, конечно, нужно. Но не ориентируйтесь на абсолютные показатели, взятые из интернета. Куда актуальнее сравнивать новые результаты со старыми, ведь они будут сильно зависеть не только от модели, но и от природных условий. Конечно, определенные рамки и нормы все-таки существуют, но их нужно брать только из официальной спецификации, представленной на корпусе устройства или в родной упаковке.

Кирилл Семенов

Регулярно измеряю этот параметр. Однажды он получился слишком большим. Долго разбирался в причине, а потом понял, что что-то случилось с обмазкой. Из-за чего - так и не понял, но поправил это быстро. Просто заменил элемент. С зажиганием до сих пор все нормально, так что делать так можно.

Александр Рассказов

Постоянно ухаживаю за батареей своего автомобиля, т. к. опасаюсь, что он не заведется в самой неподходящей для этого ситуации. Измеряю все параметры, в том числе и этот. Только так можно понять ситуацию полностью и отследить изменения. Это важно для диагностики возможных проблем и неисправностей.

Виктор Кузнецов

Раньше не понимал, как узнать, какое внутреннее сопротивление у аккумулятора. Как оказалось, процедура весьма простая - точно не сложнее измерения полной емкости. Процедура занимает всего несколько минут. Только лампы нужны не светодиодные, а самые обыкновенные.

Полное сопротивление свинцово-кислотного аккумулятора – это сумма таких величин, как сопротивление поляризации и омическое сопротивление. Омическое сопротивление является суммой сопротивлений сепараторов АКБ, электродов, положительного и отрицательного выводов, соединений между элементами и электролита.

На сопротивление электродов оказывает влияние их конструкция, пористость, геометрия, конструкция решётки, состояние активного вещества, наличие легирующих компонентов, качество электрического контакта решёток и обмазки. Величины сопротивления решёток отрицательных электродов и губчатого свинца (Pb) на них примерно одинаковы. В то же время сопротивление перекиси свинца (PbO2), который нанесён на решётку положительного электрода, больше в 10 тысяч раз.

В процессе разряда свинцово-кислотного аккумулятора на поверхности электродов выделяется сульфат свинца (PbSO4). Это плохой проводник, который существенно увеличивает сопротивление электродных пластин. Кроме того, сульфат свинца откладывается в порах обмазки пластин и существенно уменьшает диффузию серной кислоты из электролита в них. В результате к концу цикла разряда свинцово-кислотного аккумулятора его сопротивление возрастает в 2-3 раза. В процессе зарядки идёт растворение сульфата свинца, и сопротивление АКБ возвращается к первоначальной величине.

Существенное влияние на сопротивление свинцово-кислотного аккумулятора оказывает величина сопротивления электролита. Эта величина, в свою очередь, сильно зависит от концентрации и температуры электролита. При уменьшении температуры сопротивление электролита растёт, и достигает бесконечности при его замерзании.

При плотности электролита 1,225 гр/см3 и температуре +15 С он имеет минимальное значение сопротивления. При уменьшении или увеличении плотности сопротивление увеличивается, а значит, растёт и внутреннее сопротивление аккумулятора.

Сопротивление сепараторов меняется в зависимости от изменения их толщины и пористости. Величина тока, которая протекает через аккумулятор, оказывает влияние на сопротивление поляризации. Пару слов о поляризации, и причинах, по которым она возникает. Первая причина заключается в том, что в электролите и на поверхности электродов (двойной электрический слой) изменяются электродные потенциалы. Вторая причина в том, что при прохождении тока, концентрация электролита меняется в непосредственной близости от электродов. Это приводит к изменению электродных потенциалов. Когда цепь размыкается и ток исчезает, электродные потенциалы возвращаются к своим первоначальным значениям.

К особенностям свинцово-кислотных аккумуляторов стоит отнести небольшое внутреннее сопротивление по сравнению с другими типами аккумуляторных батарей. Благодаря этому они могут за небольшое время отдавать большой ток (до 2 тысяч ампер). Поэтому их основная область применения – стартерные аккумуляторные батареи на автомобилях с двигателями внутреннего сгорания.

Стоит также отметить, что внутреннее сопротивление АКБ при переменном или постоянном токе сильно зависит от его частоты. Есть ряд исследований, авторы которых наблюдали внутреннее сопротивление свинцово-кислотного аккумулятора при частоте тока в несколько сотен герц.

Как можно оценить внутреннее сопротивление АКБ?

В качестве примера можно рассмотреть автомобильный свинцово-кислотный аккумулятор ёмкостью 55 Ач, имеющий номинальное напряжение 12 вольт. Полностью заряженный аккумулятор имеет напряжение 12,6-12,9 вольта. Допустим, что к АКБ подключить резистор с сопротивлением 1 Ом. Пусть напряжение разомкнутого аккумулятора 12,9 вольта. Тогда ток теоретически должен быть 12,9 В / 1 Ом = 12,9 ампера. Но в реальности он будет ниже 12,5 вольта. Почему это происходит? Это объясняется тем, что в электролите скорость диффузии ионов не является бесконечно большой.

На изображении аккумуляторная батарея представлена в виде 2-полюсного источника питания. Он имеет электродвижущую силу (ЭДС), которая соответствует напряжению разомкнутой цепи, и внутренне сопротивление. На схеме они обозначены E и Rвн. Когда цепь замыкается, то ЭДС батареи частично падает на резисторе, а также на собственно внутреннем сопротивлении. То есть, происходящее в цепи можно описать следующей формулой.

E = (R + Rвн) * I.

На изображениях ниже можно посмотреть значения ЭДС автомобильного аккумулятора в разомкнутой цепи и напряжения при подключении нагрузки в виде двух автомобильных лампочек, соединённых параллельно.

Выберите рубрику Видео (17) Новости (9) Разное (8) Информация (29) Официальные дилеры (23) Публикации (359) Коротко (4) Новости (30) Обзоры (7) Отзывы (14) Toyota Corolla (7) Toyota RAV4 (6) Советы (60) Статьи (258) Руководства по ремонту (1 247) Corolla 120, Fielder, Allex, Runx 2000-06 г.г. (806) Автоматическая коробка передач (44) Двигатели 1NZ-FE (1,5) и 2NZ-FE (1,3). Механическая часть (20) Блок цилиндров 1NZ-FE и 2NZ-FE (5) Головка блока цилиндров 1NZ-FE и 2NZ-FE (5) Двигатель в сборе 1NZ-FE и 2NZ-FE (2) Проверка и регулировка зазоров в приводе клапанов 1NZ-FE и 2NZ-FE (1) Цепь привода ГРМ 1NZ-FE и 2NZ-FE (6) Двигатель 1ZZ-FE. Механическая часть (15) Блок цилиндров 1ZZ-FE (4) Головка блока цилиндров 1ZZ-FE (4) Двигатель в сборе 1ZZ-FE (1) Проверка и регулировка зазоров в приводе клапанов 1ZZ-FE (1) Цепь привода ГРМ 1ZZ-FE (5) Двигатель 2ZZ-GE. Механическая часть (16) Блок цилиндров 2ZZ-GE (1) Головка блока цилиндров 2ZZ-GE (5) Двигатель в сборе 2ZZ-GE (1) Ось коромысел и коромысла 2ZZ-GE (3) Проверка и регулировка зазоров в приводе клапанов 2ZZ-GE (1) Цепь привода ГРМ 2ZZ-GE (5) Двигатель - общие процедуры ремонта (19) Блок цилиндров (8) Головка блока цилиндров (3) Система VVT-i (7) Задние приводные валы (модели 4WD) (5) Задняя подвеска (модели 2WD) (15) Задняя подвеска (модели 4WD) (21) Идентификация автомобиля (6) Карданный вал (модели 4WD) (6) Кондиционер, отопление и вентиляция (55) Блок кондиционера и отопителя (8) Диагностика системы кондиционирования (4) Компрессор (5) Панель управления кондиционером и отопителем (1) Проверка электрических элементов (14) Кузов (71) Багажник (седан) (3) Заднее боковое стекло (универсал) (3) Заднее стекло (седан) (3) Задний бампер (6) Задняя боковая дверь (6) Задняя дверь (универсал) (4) Задняя дверь (хэтчбек) (4) Капот (2) Лобовое стекло (3) Люк (4) Молдинг сливного желоба (2) Отделка крыши (11) Панель приборов (6) Передний бампер (2) Передняя дверь (6) Стекло задней двери (универсал) (3) Стекло задней двери (хэтчбек) (3) Насос ГУР (5) Общая информация (9) Передние приводные валы (1NZ-FE, 2NZ-FE, 1ZZ-FE, 2ZZ-GE) (11) Передняя подвеска (23) Подвеска (12) Проверка и регулировка углов установки задних колес (5) Проверка и регулировка углов установки передних колес (5) Проверка замков дверей (6) Проверка рулевой рейки (3) Редуктор заднего моста (модели 4WD) (8) Руководство по эксплуатации (69) Индикаторы комбинации приборов и звуковые сигналы (35) Сиденья (8) Советы по вождению в различных условиях (8) Рулевая колонка (7) Рулевая рейка (модели с ГУР) (3) Рулевая рейка (модели с ЭУР) (2) Рулевое управление (5) Система безопасности (SRS) (19) Система впрыска топлива (EFI) (67) Диагностические коды неисправностей системы управления двигателем (2) Корпус дроссельной заслонки 1NZ-FE, 2NZ-FE, 1ZZ-FE, 2ZZ-GE (7) Меры предосторожности (10) Проверка компонентов топливной системы 1NZ-FE, 2NZ-FE, 1ZZ-FE, 2ZZ-GE (2) Система впрыска топлива (EFI). Напряжение на выводах электронного блока управления 1NZ-FE, 2NZ-FE, 1ZZ-FE, 2ZZ-GE (7) Система диагностирования (4) Система электронного управления 1NZ-FE, 2NZ-FE, 1ZZ-FE, 2ZZ-GE (21) Топливная система 1NZ-FE, 2NZ-FE, 1ZZ-FE, 2ZZ-GE (2) Топливный бак 1NZ-FE, 2NZ-FE, 1ZZ-FE, 2ZZ-GE (3) Топливный насос 1NZ-FE, 2NZ-FE, 1ZZ-FE, 2ZZ-GE (3) Форсунки 1NZ-FE, 2NZ-FE (2) Форсунки 1ZZ-FE, 2ZZ-GE (2) Система запуска (8) Система зарядки (11) Генератор (5) Проверка генератора (3) Система контроля за давлением в шинах (6) Система охлаждения (16) Насос охлаждающей жидкости (1ZZ-FE) (2) Насос охлаждающей жидкости (2ZZ-GE) (2) Насос охлаждающей жидкости (серия NZ) (2) Радиатор (2) Термостат (4) Электровентилятор (2) Система смазки (13) Масляный насос (1NZ-FE, 2NZ-FE) (2) Масляный насос (1ZZ-FE) (2) Масляный насос (2ZZ-GE) (2) Системы ABS, ВА и EBD (18) Системы улучшения управляемости автомобиля (ABS, TRC, VSC и ВА) (21) Технические характеристики двигателей, устанавливавшихся на Toyota Corolla 120 (2) Техническое обслуживание и общие процедуры проверки и регулировки (23) Тормозная система (40) Вакуумный усилитель тормозов (4) Главный тормозной цилиндр (6) Задние барабанные тормоза (4) Задние дисковые тормоза (5) Педаль тормоза (2) Передние тормоза (5) Рычаг и тросы привода стояночного тормоза (5) Стояночный тормоз (5) Электрооборудование кузова (102) Аудиосистема (7) Замок зажигания (1) Комбинация приборов (22) Общая информация (2) Реле и предохранители (12) Система MultiVision (4) Система дистанционного управления центральным замком (3) Стеклоочистители и стеклоомыватели (7) Фары и освещение (22) Центральный замок (5) Электропривод зеркал заднего вида (5) Электропривод люка (3) Электропривод стеклоподъемников (9) Электроусилитель рулевого управления (6) Toyota RAV4 (1994-2006) (319) Бензиновые двигатели — выпуск с 2001 года (25) Бензиновые двигатели выпуск до 2000 года (31) Дизельные двигатели (21) Кузов (33) Подвеска и рулевое управление (21) Системы охлаждения, отопления и кондиционирования воздуха (19) Системы управления двигателем и снижения токсичности отработавших газов — бенз-е двигатели (19) Системы управления двигателем и снижения токсичности отработавших газов — диз-е двигатели (11) Снятие двигателя и процедуры ремонта (33) Сцепление и приводные валы (16) Топливная и выпускная системы — бензиновые двигатели (18) Топливная и выпускная системы — дизельные двигатели (14) Тормозная система (20) Трансмиссия. Автоматическая КПП (АКПП) (15) Трансмиссия. Механическая КПП (МКПП) (5) Электрооборудование двигателя (17) Основы диагностики электрооборудования автомобиля (126) Аккумуляторные батареи (19) Основы электротехники и электроники (35) Системы заряда аккумулятора (37) Раздел А: Генератор переменного тока (22) Раздел Б: Генератор постоянного тока (динамомашина) (14) Стартеры (17) Стрелочные и цифровые приборы (17) Тесты для водителей (5) Электросхемы (55) Corolla 120, Fielder, Allex, Runx (2000-2006) (55)

Контроль внутреннего сопротивления аккумулятора позволяет поддерживать источник электроэнергии в работоспособном состоянии длительное время. Показатель зависит от многих параметров, способов измерения также существует большое количество.

Аккумулятор для автомобиля.

Легче всего объяснить эту характеристику любой электрической батареи на примере. Когда берется новая АКБ для автомобиля, в полностью заряженном состоянии ее напряжение составляет 13 В. Если ее подключить к потребителю с минимальным сопротивлением 1 Ом, то при измерении окажется, что сила тока не 13 А, а примерно 12,2 А.

Это противоречит закону Ома: I=U/R. Если 13 В разделить на 1 Ом, должно получиться 13 А. Это объясняется тем фактом, что не только нагрузка, но и сам источник питания обладает сопротивлением. Реакция в нем, в результате которой появляется электроэнергия, проходит с некоторым замедлением.

Падение силы тока при подсоединении любой нагрузки к источнику питания происходит в т. ч. и в результате внутренних процессов в аккумуляторе. Существуют другие факторы, влияющие на его внутреннее сопротивление, что сказывается на действительной силе тока.

Эта величина, которую еще называют проводимостью, импедансом, условная, никогда не бывает постоянной. Она меняется в зависимости от состояния аккумулятора и многих других обстоятельств.

Как проверить внутреннее сопротивление АКБ

Давно существуют приборы, показывающие взаимосвязь емкости и внутренней проводимости. Они оценивают:

  • состояние под нагрузкой по напряжению при постоянной величине тока;
  • сопротивление при переменном токе;
  • приборы для сравнения спектров.

Все способы позволяют получить только информацию о качественном состоянии батареи. Количественные показатели недоступны, т. е. невозможно по внутреннему сопротивлению судить о том, сколько проработает АКБ под нагрузкой. Однозначная зависимость между проводимостью и емкостью отсутствует.

Измерения рекомендуется проводить регулярно. Они позволяют оценить состояние АКБ, планировать покупку новой. Практикой доказано, что показатель с каждым годом возрастает минимум на 5%. Если увеличение превышает 8%, оценивают условия эксплуатации, нагрузку. Возможно, причина кроется в них.

От чего зависит

Показатель проводимости аккумулятора рассчитывают с учетом ЭДС, тока, нагрузки. Получают условную постоянно меняющуюся величину, зависящую от таких условий:

  • физических параметров батареи: размера, формы;
  • конструктивного исполнения основных элементов;
  • состояния электролита;
  • присутствия легирующих добавок;
  • состояния контактов.

Особенное влияние на импеданс оказывает электролитическая масса: химический состав, концентрация, температурные условия эксплуатации. Зависимость внутреннего сопротивления источников питания от состава электролита:

  1. Кислотно-свинцовые АКБ отличаются минимальными показателями. Они способны отдать ток силой до 2,5 кА, который необходим для запуска ДВС.
  2. Среди всех аккумуляторов самый низкий импеданс у NiCd. Он сохраняется даже после 1 тыс. разрядно-зарядных циклов.
  3. У NiMH импеданс вначале выше. Через 350 циклов он еще увеличивается.
  4. Характеристики Li-ion батареи лучше, чем NiMH, но уступают NiCd. В процессе эксплуатации импеданс у них не увеличивается, но зато в течение 2 лет Li-ion выходят из строя, даже если не эксплуатировались.

Поддерживать низкий импеданс особенно важно для устройств с высоким импульсным током потребления, например мобильных телефонов. Если никелевые аккумуляторы не обслуживать, их проводимость резко возрастает.

Подача переменного тока

Самый простой способ, но требует до 2 часов времени. Понадобятся:

  • постоянный резистор определенного номинала;
  • ограничительный трансформатор;
  • конденсатор;
  • цифровой вольтметр.

Последний прибор может быть самым простым. Цифровая индикация необходима для большей точности измерений.

Несмотря на простоту метода, существуют факторы, которые не позволяют с уверенностью оценить внутреннее сопротивление. Значения при измерениях включают активные и реактивные параметры, учитывают частоту. Влияние оказывают химические реакции, протекающие в электролите.

Метод постоянной нагрузки

Способ, более часто используемый по сравнению с предыдущим. Применяется к батареям для автотранспорта. В течение нескольких секунд их разряжают под нагрузкой. Вольтметром фиксируют напряжение до разряда и после него. По закону Ома проводят вычисления.

Для старых АКБ метод неподходящий — он не позволяет определить их состояние. Нагрузка измеряется.

Короткоимпульсный способ

Сравнительно новаторский метод, обладающий следующими преимуществами:

  1. Батарея остается на своем месте, не отключается, что избавляет от лишней работы.
  2. При измерении изменение напряжения краткосрочное, что не влияет на работоспособность оборудования.
  3. Из приборов нужен вольтметр.
  4. Тестируют регулярно, но на состоянии АКБ это не сказывается.

Параллельно определяется емкость при сравнении новой и эксплуатируемой батарей. Учитываются сила тока, короткие замыкания. Метод позволяет сделать выводы о состоянии АКБ.

Зависимость состояния аккумулятора от внутреннего сопротивления

Провести измерения можно самостоятельно собранными устройствами, но большинство отдают предпочтение промышленным. Они позволяют оценить состояние аккумулятора, его основные характеристики. Рынок предлагает изделия с необходимыми функционалами.

Среди таких приборов:

  1. Нагрузочные вилки — . Позволяют установить необходимую нагрузку.
  2. Устройства, помогающие установить связь состояния батареи с импедансом.
  3. Измерители спектров, позволяющие определить проводимость при переменном и постоянном токе.

Разные измерительные устройства служат для определения внутреннего сопротивления. Тестеры подают сигналы, по которым устанавливают работоспособность АКБ, емкость, время заряда и разряда. Показатели взаимосвязаны, но зависимость в одних случаях больше, в других — меньше.

Измерение внутреннего сопротивления автомобильного АКБ

Особенное влияние оказывает величина импеданса на автомобильные аккумуляторы. Если эксплуатация транспортного средства активная как в городе, так и на трассе, сельских дорогах, импеданс оказывает большое влияние на продолжительность службы батареи. Регулярное тестирование позволяет определить, когда пригодность АКБ для работы приближается к финишу.

Описание параметра

Сопротивление принято обозначать R. В автомобильном аккумуляторе это сумма сопротивлений омического и поляризации. В свою очередь, омическое R слагается из сопротивлений, которые возникают в электролите, на соединениях банок, на контактах, электродах, сепараторах.

Импеданс проявляется в отношении тока внутри батареи независимо от того, разрядный он или зарядный. Все элементы АКБ имеют свою проводимость, которая различается.

Связанные факторы

Конструкции аккумуляторов, применяемые материалы разные, поэтому показатели неодинаковые. Например, плюсовая решетка имеет R в 10 тыс. раз меньше, чем у нанесенного на нее свинца. На минусовой решетке разница неощутимая.

Технология изготовления электродов также различается, что сказывается на показателях. Сюда относятся: качество материала, контактов, конструкция, присутствие легирующих компонентов.

На R сепараторов влияют толщина и пористость материала. Сопротивление электролита зависит от его температуры, концентрации.

Измерение сопротивления

Точное измерение внутреннего сопротивления невозможно без использования графиков разрядных кривых. На него влияют заряженность АКБ, нагрузка, температура. Автолюбители пользуются более простым способом, позволяющим судить о состоянии источника питания.

Пользуются лампой из фары, например галогеновой на 60 Вт, и тестером. Светодиодную не следует применять ни в коем случае. Лампочку и мультиметр подключают к батарее последовательно. Записывают показания вольтметра. Отключают нагрузку и смотрят напряжение, которое окажется больше.

Сравнивают показания измерительного прибора. Проводят расчет: если разница не превышает 0,02 В, состояние АКБ хорошее — импеданс не больше 0,01 Ом.

Пользуются вольтметром с цифровой индикацией: на стрелочном трудно зафиксировать точные показатели.


Эксплуатация цифрового фотоаппарата с никель - кадмиевыми и никель - металлогидридными щелочными герметичными цилиндрическими аккумуляторами типоразмера АА подтолкнула меня к осознанию необходимости изготовления устройства для определения внутреннего сопротивления аккумулятора. В цифровом фотоаппарате аккумулятор работает при достаточно больших токах разряда – 300 – 600 мА. Практикой определено, что автоматика цифровых фотоаппаратов некорректно определяет остаточную ёмкость аккумулятора и выключает фотоаппарат. А аккумуляторы, вынутые из фотоаппарата, ещё приходится разряжать в менее привередливых устройствах: в фонариках, игрушках, плеерах.

Определение внутреннего сопротивления аккумулятора, надеюсь, мне даст возможность определять на практике пригодность конкретного аккумулятора к работе в цифровом фотоаппарате. Реклама в этом вопросе оказалась плохим подсказчиком, если еще учесть, что электродвижущая сила никель - кадмиевых аккумуляторов равна 1,2 вольта, а электродвижущая сила никель - металлогидридного аккумуляторов равна 1,25 вольта (по данным Википедии).



Методологию измерения внутреннего сопротивления аккумуляторов я в основном использовал из документа – Гост Р МЭК 60285-2002 «Аккумуляторы никель - кадмиевыми герметичные цилиндрические».


Я использовал сопротивление 12 Ом. Собрал из них и тумблера 2 разрядные цепи. Разрядные токи получились около 100 мА, 300 мА. Для измерения напряжения на сопротивлениях я использовал мультиметр APPA93N на диапазоне 2 Вольта. Собирал схему из того, что было. Резисторов меньшего сопротивления я не нашел. Корпус я использовал от старого микрокалькулятора. Сопротивление я установил на кусок макетной платы. Опытным путем выяснил, что для оценки качества источников питания лучше увеличить токи разряда.





Схема измерителя внутреннего сопротивления никель - кадмиевых, никель - металлогидридных щелочных герметичных цилиндрических аккумуляторов и щелочных батареек типоразмера АА:


Готовый измеритель внутреннего сопротивления никель - кадмиевых, никель - металлогидридных щелочных герметичных цилиндрических аккумуляторов и щелочных батареек типоразмера АА:




Первое испытание никель - металлогидридными щелочными герметичными цилиндрическими аккумуляторами типоразмера АА фирмы Pleomax ёмкостью 2300 мАч. Напряжение (U1) на аккумуляторе, нагруженном на резисторе 12 Ом, составило 1,271 Вольта. Используя закон Ома, определяем силу тока в цепи (I1) . Сила тока равна 0,105917 Ампера или 105,917 мА. Переключаем тумблер. Напряжение (U2) на аккумуляторе, нагруженном на резисторе 4 Ом, составило 1,175 Вольта. Используя закон Ома, определяем силу тока в цепи (I2). Сила тока равна 0,29375 Ампера или 293,75 мА. Используя формулу для определения внутреннего сопротивления аккумулятора из Госта Р МЭК 60285-2002 «Аккумуляторы никель - кадмиевыми герметичные цилиндрические» (Uвн=U1-U2/I2-I1), рассчитываем его – 0,511 Ом. Расчеты я автоматизировал. Для этого создал файл Wicrosoft Exel – расчеты.xlsx.
Расчеты.rar
В этом файле можно подставить измеренные значения напряжения U1, U2 и ваши значения нагрузочных сопротивлений и получить результат вычисления – внутреннее сопротивление аккумулятора или батарейки.


У меня скопилось небольшое количество аккумуляторов. Решил я их протестировать. Результаты тестирования я занес в таблицу.

Просмотров