Как выявить неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости. Датчик температуры охлаждающей жидкости неисправен, ищем неисправность и делаем ремонт своими руками Как менять датчик температуры охлаждающей жидкости

Устройство измерения температуры антифриза установлено в каждом транспортном средстве, поскольку является неотъемлемой частью системы охлаждения любого мотора. Сегодня мы расскажем вам о том, где находится датчик температуры охлаждающей жидкости, как понять, что он неисправен и как его заменить своими руками.

Данные от устройства используются системой управления транспортного средства с целью изменения основных настроек мотора в зависимости от:

  • периодичности вращения коленчатого вала;
  • непосредственного качества составляющих бензино-воздушной смеси.

[ Скрыть ]

Принцип работы датчика

В большинстве своем на транспортные средства устанавливается указатель температуры охлаждающей жидкости логометрического вида. Принцип работы такого устройства заключается во взаимодействии поля постоянного магнита с магнитным полем измерительных обмоток. Как правило, таких обмоток три, и по ним проходит напряжение. В свою очередь, постоянный магнит соединен со стрелкой, которая и показывает водителю состояние температуры.

Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости передает информацию блоку управления мотором. Затем эти данные участвуют в корректировке электронного впрыска бензина и регулировании момента зажигания. В зависимости от типа мотора, устройство может эксплуатироваться для активации вентилятора охлаждения, который установлен непосредственно на радиаторе антифриза (охлаждающей жидкости). Также данная информация может выводиться на панель приборов, если эта функция присутствует в транспортном средстве.

Иными словами, принцип работы датчика температуры антифриза заключается в обеспечении оперативного прогрева мотора при его старте и поддержании рабочей температуры во время работы. В том случае, если рабочая температура двигателя изменяется, также меняется и сопротивление датчика. В зависимости от устройства элемента, изменение температуры сопровождается уменьшением или увеличением сопротивления.

Где он расположен?

Датчик температуры охлаждающей жидкости (далее — ДТОЖ ) во всех транспортных средствах обычно установлен в одном и том же месте. В частности — рядом с корпусом термостата во впускном коллекторе. Но иногда его расположение зависит исключительно от производителя машины. Однако есть автомобили, где в этом месте вы его можете не найти. Очень редко инженеры компаний-производителей ставят эти устройства непосредственно в головке цилиндра.


Но и это не предел. Иногда разработчики авто и вовсе устанавливают два устройства на машину: один в блоке цилиндров мотора и один возле термостата. А некоторые производители ставят элемент в электронном блоке управления, а второй — для вентилятора охлаждения радиатора. Поэтому, если на вашем авто не работает указатель температуры охлаждающей жидкости, а вы не знаете, где он расположен, то помочь вам сможет только инструкция по эксплуатации.

В любом случае элемент будет установлен так, чтобы его конец соприкасался непосредственно с охлаждающей жидкостью, а сам он находился рядом с термостатом. Только таким образом его сигнал может быть правильным. Если уровень антифриза в системе слишком низкий, показания устройства могут быть неправильными.

Замена датчика

Замена ДТОЖ не представляет собой трудоемкий процесс, однако сложности может вызвать место расположение элемента. Если вы готовы к самостоятельной замене, то просто придерживайтесь определенных шагов, указанных в инструкции. А если вы неуверенны в своих силах, это дело лучше доверить мастеру на СТО.


Признаки неисправности

Разумеется, чтобы точно знать, что ДТОЖ вышел из строя, необходимо определить его неисправность. Далее мы расскажем вам, как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости.

Если элемент вышел из строя, об этом могут сказать следующие признаки:

  • ухудшилась управляемость транспортного средства;
  • при езде на холодном моторе, вы почувствуете неправильное качество выхлопа (вы сможете это услышать);
  • на 100 километров пробега увеличивается расход бензина;
  • ухудшение качества состава отработанных газов, если система мотора отказалась переходить в замкнутый режим.

Как показывает практика, неисправности ДТОЖ проявляются в результате некачественно выполненной электропроводки (если какой-нибудь провод «перебился»). Также могут возникнуть проблемы, если провода или же соединения окислились и проржавели. Иногда даже сам датчик вполне рабочий, а проблема кроется именно в проводах. То есть, если температура на ДТОЖ ниже рабочей, то это может свидетельствовать об открытом термостате: как известно, в этом случае мотор прогревается медленней.


Если же термостат нерабочий или он был неправильно подобран для конкретной модели транспортного средства, то ДТОЖ также покажет низкую рабочую температуру. С данным устройством может быть связано много проблем, неисправность термостата и проводка — это только часть из возможных поломок. По каким причинам может неправильно работать ДТОЖ:

  • вышел из строя вход с ДТОЖ на блок управления мотором;
  • в системе очень низкий уровень антифриза;
  • вышли из строя вентиляторы охлаждения;
  • двигатель начал функционировать на авто-запуске (блок управления не может «понять», почему двигатель долго работает и не прогревается);
  • радиатор печки работает в усиленном режиме. Этот элемент системы будет сильно охлаждать жидкость, что способствует скачкам стрелки ДТОЖ на панели приборов авто. В результате этого блок управления примет информацию датчика за недействительную.

Также стоит отметить, что замена ДТОЖ целесообразна, если устройство закоротило или разомкнуло. Проверка этой неисправности не займет много времени — здесь нужно только замерять внутреннее сопротивление, используя вольтметр. Если же с сопротивлением все в норме, то проблема, скорее всего, заключается в электропроводке или блоке управления.


Что необходимо для замены?

Если вы решили самостоятельно заменить ДТОЖ, то учтите, что для этого вам потребуется слить антифриз. Возможно, вы его недавно меняли, поэтому его замена нецелесообразна. Но если антифриз менялся давно, то есть смысл заменить его и вместе с ним датчик уровня охлаждающей жидкости. Что понадобится для замены в домашних условиях:

  • поддон для слива отработанной охлаждающей жидкости;
  • сам антифриз (если вы решили менять и его);
  • набор отверток;
  • новый ДТОЖ (избегайте покупок датчиков неизвестного производства — покупайте только оригинальные);
  • герметик;
  • яма или эстакада;
  • набор гаечных ключей.

Пошаговая инструкция

Как же происходит установка устройства измерения температуры охлаждающей жидкости? Ниже представлена пошаговая инструкция по замене элемента:


Видео от Дениса Рема «Замена датчика температуры ОЖ в автомобиле Audi A3»

В этом видео описан пошаговый процесс замены датчика температуры антифриза в автомобиле Audi A3.

Вам пригодился этот материал? Что вы знаете о датчиках температуры? Расскажите об этом нашим читателям!

Инструкция

Довольно часто возникают проблемы из-за повреждения проводов, которые подходят к датчику. Бывают случаи, когда происходит обрыв провода у самого разъёма датчика. Такие проблемы приводят к тому, что включается вентилятор при низкой . Из выхлопной идёт чёрный дым. Если возникает такая неисправность, на панели приборов контрольная лампа «CHECK ENGINE» может не загореться. Двигатель в таком случае лучше не глушить, так как потом он может и не завестись. Передвигаться при небольшой скорости всё-таки можно.

Проблемы могут возникнуть, если не работает датчик температуры охлаждающей жидкости. Чтобы проверить этот датчик, нужно выполнить простые действия. Для начала отсоединяем колодку жгута от датчика. Включаем зажигание. Занимаемся проверкой цепи. При измерении напряжения, на контакте «В» относительно «массы» должно быть около 5 В. Если же напряжение меньше 4,7 В, то соединение нужно считать ненадёжным. Вполне возможно, что провод замыкается на «массу» или же оборван. Также нужно проверить исправность контролёра в этом случае.

Выключаем зажигание и замеряем сопротивление между контактом колодки датчика «А» и «массой». Сопротивление должно быть не меньше 1 Ом и не больше. Если сопротивление больше 1 Ом, то вполне возможен обрыв провода.

После этого нужно отсоединить колодку контроллера и проверить сопротивление, которое будет между контактом колодки датчика «В» и контактом колодки контроллера «45». Оно должно быть меньше 1 Ом. Если оно больше, то соединение в колодках ненадёжное.

Следом замеряем сопротивление между «массой» и контактом «В» колодки датчика. Оно должно быть не менее 1 Ом. Если меньше, то происходит замыкание на массу.

Занимаемся проверкой датчика. Замеряем сопротивление при двух значениях температур жидкости охлаждения. Делать это нужно на холодном и горячем двигателе. Сопротивление не должно отличаться. Если есть различия, то необходимо датчик заменить. Если датчик и цепь находятся в исправном состоянии, то заменяем контролёр.

Видео по теме

Обратите внимание

Датчик температуры двигателя Датчик температуры охлаждающей жидкости является датчиком температуры двигателя (ДТД) и представляет собой термистор, т. е. полупроводниковый резистор, сопротивление которого изменяется от температуры. Датчик ввернут в проточный патрубок охлаждающей системы двигателя и постоянно находится в потоке охлаждающей жидкости.

Полезный совет

В основе большинства датчиков температуры лежит терморезистор, обычно, с отрицательным температурным коэффициентом - другими словами, при повышении температуры, сопротивление измерительных элементов у таких датчиков уменьшается. В случае возникновения проблем, связанных с измерением температуры долго искать, где находится датчик температуры двигателя, обычно не приходится.

Связанная статья

Источники:

  • Датчик температуры охлаждающей жидкости
  • проверка датчика температуры охлаждающей жидкости

В карбюраторных двигателях для визуального слежения за температурой охлаждающей жидкости предназначен указатель температуры на шкале приборов, получающий данные от температурного датчика, расположенного в блоке цилиндров двигателя.

У современных датчиков температуры два. Основной , расположенный на впускном коллекторе инжекторных двигателей, передает информацию для , который отвечает за приготовление топливовоздушной смеси; а второй датчик в блоке цилиндров подает информацию на указатель температуры приборной панели. Иногда приборы начинают искажать данные, а то и вовсе не отображают показания. В этом случае необходимо определить причину, по которой это произошло.

Чтобы проверить датчик температуры самостоятельно, сначала нужно убедиться, что именно он вышел . Для этого нужно пойти от обратного – исключить из «списка подозреваемых» указатель температуры. Снимаем с датчика защитный резиновый колпачок, закрывающий электрический разъем, и отсоединяем провод. Затем включаем зажигание и замыкаем наконечник провода на «массу». Если стрелка указателя температуры отклоняется от нулевой зоны (50 градусов), то неисправен датчик температуры, и его необходимо заменить. Если стрелка не отклоняется, причина может быть в комбинации приборов или в электрическом проводе.

Когда установлено, что неисправен датчик температуры, его необходимо выкрутить из блока цилиндров. Эту процедура будет сопровождаться вытеканием охлаждающей жидкости, поэтому нужно заранее побеспокоиться и приготовить болт нужного размера, чтобы вкрутить его на место датчика.

Чтобы проверить датчик температуры, самостоятельно извлеченный из двигателя, понадобится измерить его сопротивление с помощью омметра. Для этого нужно поместить датчик в морозильную камеру холодильника на 20-25 минут, чтобы он охладился до минусовой температуры. Затем присоединить одну клемму омметра к корпусу, а другую его клемму - к клемме датчика и следить за показаниями изменения сопротивления при естественном нагревании. В процессе измерений не должно быть провалов и скачков при достижении датчиком комнатной температуры.

Следующим тестом для него будет нагрев под струей горячей воды из крана. В городских квартирах температура горячей воды колеблется в пределах 60-65 градусов. Постепенно нагреваем датчик теплой водой, убавляя холодную и добавляя горячую. По показаниям омметра следим за резкими колебаниями стрелки прибора. Любые отклонения от ее плавного движения свидетельствуют о неисправности датчика. Датчик неразборный – ремонту не подлежит.

Чтобы предотвратить перегрев и порчу оборудования, установленного в компьютере, рекомендуют периодически проверять его температуру. Для этого можно использовать несколько программ.

Вам понадобится

  • - AMD Over Drive;
  • - Speed Fan.

Инструкция

Подождите, пока соберет об установленном оборудовании. Для определения температурных показателей центрального процессора откройте меню CPU Status. Если вы используете многоядерный процессор, то программа отобразит температуру каждого отдельного ядра.

Чтобы выяснить температуру видеокарты, откройте меню GPU Status. Если вы используете ноутбук с двумя видеоадаптерами, то программа отобразит температуру используемой (активной) видеокарты. Если температура некоторых устройств превысила допустимые нормы, то откройте меню Fan Control. Увеличьте скорость вращения лопастей нужного кулера, передвинув ползунок под его графическим изображением.

В том случае, если в компьютере установлен процессор фирмы Intel, то воспользуйтесь программой Speed Fan. Установите и запустите эту утилиту. В меню «Показатели» будут отображены устройства, к которым подключены температурные датчики, и вентиляторы, установленные в компьютере.

Для увеличения скорости вращения вентилятора несколько раз нажмите стрелочку «Вверх». Подождите некоторое время, пока температура устройства понизится до нормального состояния. Помните о том, что допустимые показатели температур различны для каждого оборудования. Например, температура 60 градусов Цельсия является приемлемой для центрального процессора, но недопустима для жесткого диска.

Если вы не хотите постоянно следить за показателями температурных датчиков, то установите галочку напротив пункта «Автоскорость вентиляторов». Программа будет автоматически повышать скорость вращения кулера, чтобы предотвратить перегрев устройств.

Датчик температуры двигателя – это терморезистор, который меняет свое сопротивление в зависимости от температуры. Он дает информацию электронному устройству двигателя для управления питания топливом и системами зажигания. А как его проверить?

На многие параметры двигателя в современном автомобиле влияют показания датчиков. Среди них есть ДТОЖ, который фиксирует температуру двигателя. Неисправность датчика может привести к нежелательным последствиям в виде ухудшения характеристик или возникновения поломки. Сегодня вы узнаете, как работает ДТОЖ, а также какие бывают признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости.

Всем известно, что охлаждающая жидкость находится в постоянной циркуляции, а датчик устанавливается именно в том месте, где все проходит . Имея информацию о температуре, можно вывести ее на панель приборов и контролировать нагревание, чтобы знать, что мотор работает в номинальном режиме. Кроме того, информация о температуре предостерегает водителя от перегрева, если случилась какая-либо неисправность и позволяет вовремя остановить машину, чтобы двигатель остыл. Но так было только на карбюраторных двигателях.

Современный инжектор управляется при помощи ЭБУ, который открывает множество возможностей для регуляции всевозможных параметров . Автомобильные конструкторы решили, что теперь данный элемент может выполнять и другие функции. Так, например, устройство отвечает за включение вентилятора. Как только температура возрастает и превышает допустимые значения, на ЭБУ подается соответствующий сигнал, который используется для включения электродвигателя.

Кроме того, информация о температуре охлаждающей жидкости может быть использована для грамотной дозировки смеси в зимний период. Как известно, чтобы мотор смог сразу запуститься и быстрее прогреться, она должна быть богатая. Получив сведения о температуре, электронный блок создает все условия для успешного запуска силовой установки.

Последнее предназначение устройства – дополнительная защита от детонации. Если датчик детонации поврежден, то зажигание будет сбито. Чтобы восстановить нормальный режим, ДТОЖ заметит повышение температуры из-за быстрого сгорания смеси, а контроллер сделает все необходимое, чтобы предотвратить возникновение этого явления.

Работа датчика довольна проста. Он устанавливается недалеко от термостата для высокой точности измерения и соприкасается с охлаждающей жидкостью. Основа его работы – это термический резистор.

Антифриз или тосол, циркулируя по системе, набирает тепло с цилиндров, а затем направляется к зоне, в которой расположен датчик. Нагреваясь, резистор уменьшает свое сопротивление. Чем выше температура, тем меньше электрическая величина. Чтобы снимать ее, блок подает на датчик небольшое напряжение, достаточное для снятия параметров.

В качестве примера, можно сказать, что сопротивление резистора при температуре -40 градусов Цельсия составляет 100700 Ом, а если она поднимется до максимальной 130 градусов, то показания будут равняться 70 Ом. Как видите, разница есть.

Стоит учитывать, что если уровень охлаждающей жидкости будет недостаточен, то устройство будет подавать не корректные показания, поэтому при первых признаках неисправности, нужно в обязательном порядке уровень тосола или антифриза.

К чему могут привести неисправности

Неисправность данного элемента может серьезно повлиять на работу двигателя. Среди них:

  1. Повышение расхода топлива . Почти при любой неисправности двигателя можно наблюдать эту картину.
  2. Перегрев двигателя, а как следствие, снижение его ресурса . Во многих случаях, перегретый двигатель обычно просто клинил.
  3. Долгое прогревание двигателя.
  4. Неверная информация о температуре не даст нужных сведений для дозировки смеси, а значит, мощность будет снижена.

Как узнать о неисправности датчика

Пожалуй, самый первый признак – неверные показания датчика, отсутствие реакции вентилятора на высокую температуру, а также перегрев мотора. Во всех случаях, датчик необходимо заменить. А сейчас рассмотрим конкретные случаи проверки датчика:

  1. Стрелка все время находится на нуле. Скорее всего, на него не подается напряжение или его резистор неисправен. Попробуйте поправить контакты, если это ничего не дает, тогда берем омметр и измеряет сопротивление резистора. Если его величина стремится к бесконечности или слишком велика, то датчик нужно заменить.
  2. Стрелка показывает неверные показания. Прогрейте мотор до рабочей температуры и замерьте сопротивление датчика. По специальной таблице можно узнать, при какой температуре должна быть та или иная величина сопротивления. Если эти данные расходятся, то ДТОЖ нужно поменять.
  3. Стрелка все время показывает 130 градусов. Это однозначная ситуация – датчик замкнул, а ремонту не подлежит. Можно даже не измерять сопротивление.
  4. Не сработал электрический вентилятор. Для начала проверьте его работу и подключите напрямую к аккумулятору. Если двигатель заработал, то проблема либо в датчике, либо в прошивке контроллера. Как проверить датчик – было сказано выше.

Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) – это устройство, реагирующее на температуру охлаждающей жидкости двигателя автомобиля, который срабатывает при повышении температурного режима и включает вентилятор охлаждения радиатора . Если ДТОЖ не работает, это может привести к перегреву двигателя , что, в свою очередь, чревато полной заменой заклинившего мотора. Для предотвращения таких случаев, следует разобраться, по каким принципам происходит работа датчика температуры охлаждающей жидкости.

Что такое ДТОЖ?

Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости – это небольшое устройство, которое часто расположено в самом радиаторе, а иногда на корпусе системы охлаждения. Когда большинство автомобилей оснащалось карбюраторными двигателями, ДТОЖ служил только для определения температуры антифриза, выводя значение на приборную панель автомобиля, и активируя запуск вентиляторов. Для включения вентиляторов температура должна быть выше восьмидесяти градусов. Если при превышении данного параметра вентиляторы не включатся, антифриз может закипеть, что приведёт к выходу двигателя из строя.

Большинство современных инжекторных автомобилей возлагают на датчик значительно больше функций, да и используется всё чаще цифровой датчик температуры, который показывает более точную температуру. В инжекторных системах датчик влияет на холостые обороты двигателя, на работу клапана, отвечающего за выхлопные газы, за установку угла зажигания и многое другое.

Стоит заметить, что чем более автомобиль оснащён электрооборудованием, тем больше в нём взаимосвязанных друг с другом датчиков.

Принцип работы датчика

Работа ДТОЖ строится на простейших физических свойствах материала, из которого сделан датчик. При нагреве датчик меняет своё электросопротивление. Состоит ДТОЖ из нескольких элементов:

  • Два электропроводящих контакта;
  • Рабочий элемент, фиксирующий сигналы.

При изменении температуры происходит фиксация и подача команд вентиляторам начать работу. В новых автомобилях работа датчика фиксируется электронным блоком управления, который и управляет системой, а также проверяет правильность работы самого датчика.

Виды датчиков

Датчик температуры ОЖ может быть двух типов:

  • Механический;
  • Цифровой.

Механический датчик — простейшее устройство, передающее параметры изменения электрического сопротивления за счёт электрических сигналов. Данный датчик соединён с указателем температуры на приборной панели автомобиля, а этот указатель, как правило, является одометром со стрелкой и делениями в градусах. С данным узлом в связке работает реле, которое замыкаясь, включает вентиляторы. Механические датчики стоят практически на всех карбюраторных автомобилях.

Цифровой датчик очень похож с виду и по конструкции на механический, только сигналы он подаёт не напрямую на вентилятор и приборную панель, а на электронный блок управления. ЭБУ оснащён процессором, который анализируя все поступающие сигналы, сам раздаёт команды системам охлаждения и зажигания, а также выводит показания температуры на панель приборов.

Ещё датчики бывают:

  • Магнитные;
  • Биметаллические;
  • Капиллярные (в современных автомобилях не применяются).

Задачи ДТОЖ

Всё же главной задачей датчика температуры ОЖ двигателя является включение вентиляторов системы охлаждения. Часто на дорогах можно заметить автомобили с открытым капотом и закипевшим радиатором. Их владельцы или не следили за температурой ОЖ двигателя, либо проигнорировали неисправность датчика. В лучшем случае их ждёт замена радиатора, в худшем – замена заклинившего мотора.

У инжекторных двигателей, кроме вышеперечисленных проблем, перегрев двигателя ведёт к изменению угла опережения зажигания, неровной работе двигателя, пропаже мощности и множеству других неприятностей, поэтому следует знать все признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости, дабы избежать этих проблем.

По какой причине может возникнуть неисправность датчика температуры

Конструкция датчика температуры ОЖ достаточно простая, поэтому сами датчики ломаются очень редко, но различные сбои происходят довольно часто. Причины сбоев таковы:

  • Использование в системе охлаждения некачественного антифриза. Часто многие водители заливают в систему охлаждения антифриз неизвестных производителей, а иногда даже и «ТОСОЛ». Использование таких жидкостей ведёт к образованию налёта в системе охлаждения. Покрываясь этим налётом, материал датчика может изменить свою структуру и подавать неверные сигналы. Как правило, температура начинает фиксироваться более низкая, чем в реальности. В результате вентиляторы включаются с опозданием, и некоторое время двигатель работает без надлежащего охлаждения;
  • Некачественный датчик. Многие безоговорочно верят уверениям продавца, что в такой простой детали брак в принципе невозможен и покупают датчики от неизвестных китайских производителей. Хотя китайцы мастера маскировать дешёвые материалы под более дорогие путём их покраски или напыления. Да и кустарное производство не в состоянии обеспечить точность изготовления детали. Такой датчик, не сработав вовремя, запросто может привести к выходу из строя радиатора охлаждения двигателя;
  • Течь радиатора через сорванную резьбу или неплотно закрученный датчик. Не стоит забывать, что материал радиатора довольно мягкий и закручивать его с чрезмерным усилием не стоит. Не докручивать также не следует. Повреждение прокладки тоже может привести к утечке;
  • Неполадки в работе электрики. Это самая распространённая причина некорректной работы датчика. Ошибку в работе может спровоцировать множество факторов, от резких скачков напряжения до банального окисления контактов. Любая проверка датчика должна включать в себя действия по проверке состояния контактов;
  • Нестабильная работа термостата.

Прежде чем будет проведена замена датчика температуры охлаждающей жидкости, нужно чётко определить симптомы неполадки, сломался ли сам датчик или это неполадки в работе электрики. Для этого отсоединяем датчик и проверяем его с помощью обычного мультиметра.

Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости мультиметром

Перед тем, как проверить сопротивление датчика мультиметром, следует знать, где находится датчик температуры охлаждающей жидкости. В этом вам поможет мануал к вашему автомобилю. Заодно стоит посмотреть параметры сопротивления датчика при различных температурах, ведь разные модели имеют различные показатели. Зная расположение датчика температуры охлаждающей жидкости, его просто выкрутить и снять показания в ёмкости с водой, нагретой до температуры, указанной в мануале. Высокий уровень сигнала датчика температуры охлаждающей жидкости будет свидетельствовать о исправности датчика. Если параметры будут отличаться от написанных в мануале, деталь однозначно следует заменить.

Как поменять датчик температуры охлаждающей жидкости своими руками, на что стоит обратить внимание

Если датчик неисправен, то замена сигнального элемента своими руками не представляет больших трудностей. В данной процедуре очень поможет схема подключения датчика температуры охлаждающей жидкости.

  1. Сливается антифриз из радиатора (можно не весь, а только чуть ниже отверстия термодатчика);
  2. Желательно снять корпус воздушного фильтра, чтобы он не мешал операции замены. При снятии отщёлкивается каждый разъём, удерживающий крышку корпуса фильтра, ослабляются хомуты и откручиваются винты. При работе желательно не повредить ни один разъём;
  3. Снимается разъём с датчика;
  4. Снимается резиновый чехол с датчика, расположенного в корпусе радиатора;
  5. Датчик температуры охлаждения выкручивается подходящим гаечным ключом (обычно на 21).

Установка датчика температуры охлаждающей жидкости происходит согласно данному алгоритму:

  1. Следует установить новый датчик в гнездо, которое располагается в корпусе радиатора, не забывая при этом параметры затяжки резьбы;
  2. Устанавливаем на место корпус воздушного фильтра;
  3. Заливаем антифриз в радиатор до контрольной отметки;
  4. Заводим двигатель и следим за показаниями указателя температуры, расположенного на приборной панели.

Итак, если ДТОЖ сломан или не показывает температуру на приборной панели, следует немедленно разобраться в причине поломки. Зная, как заменить датчик, не стоит забывать, что причина может быть и не в нём. Тогда для проверки самого датчика достаточно подключить его к мультиметру и проверить в ёмкости с нагретой водой.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

В системе охлаждения ДВС имеется датчик температуры охлаждающей жидкости (сокращенно – ДТОЖ), который измеряет температуру этой самой жидкости с целью образования оптимальной по всем показателям топливной смеси.

Зачем нужен датчик температуры охлаждающей жидкости?

ДТОЖ необходим для постоянного контроля температурных (внутренних) показателей двигателя автомобиля. При работе мотора жидкость, используемая для его охлаждения, «забирает» тепло цилиндров. При этом, естественно, изменяется температура головок и блока цилиндров. Данные изменения как раз и улавливает датчик указателя температуры охлаждающей жидкости, отсылая информацию о них на ЭБУ () транспортного средства.

ЭБУ воспринимает сигнал ДТОЖ (каждый сигнал имеет свой номер) и понимает, в каком состоянии находится мотор автомобиля (функционирует при заданной температуре, прогревается, является холодным либо перегретым).

Эти сведения очень важны для системы управления ДВС, так как именно благодаря им она может подправлять все основные показатели функционирования . Зная температуру «сердца» авто, ЭБУ подбирает оптимальный режим его работы, что благотворно сказывается на качестве управления транспортным средством.

Работа описываемого нами датчика позволяет управляющей системе выполнять далее указанные функции:

  • Выставление запаздывания и опережения зажигания. Правильно выставленный угол зажигания гарантирует существенное уменьшение объема отработавших газов, снижение расхода горючего, а также он оказывает влияние на ряд важных параметров рациональной эксплуатации ДВС.
  • Обогащение бензина (для авто с системой впрыска топлива). Как только блок управления принимает сообщение о малой температуре двигателя (холодный мотор), он сразу же повышает продолжительность импульса на форсунки, что обеспечивает отсутствие колебаний при прогреве ДВС и оптимизацию его функционирования на холостом ходу. При увеличении температуры блок начинает обеднять горючую смесь, за счет чего происходит уменьшение выхлопа и снижение расхода бензина. Если ДТОЖ неисправен, ЭБУ делается «слепым», а это становится причиной потери, загрязнения и чрезмерного (никому ненужного) обогащения смеси.
  • Контроль и изменение параметров горючей смеси при разомкнутом и замкнутом контуре. Если имеется неисправность ДТОЖ, блок управления не реагирует на сообщения кислородного датчика (пока хладагент не обретет требуемой температуры), а значит, ЭБУ не будет иметь обратной связи (ведь он не видит номер сигнала) и не сможет улучшать холостой ход и обогащать топливную смесь при холодном моторе. По сути, его работа будет полностью нарушена.

Кроме того, датчик температуры охлаждающей жидкости необходим для контроля вращения коленчатого вала, продувки фильтрующего элемента механизма улавливания паров горючего, блокировки в процессе прогрева гидротрансформатора (его муфты) коробки передач, повышения оборотов холостого хода.

Что собой представляет современный ДТОЖ – его устройство

Еще совсем недавно датчик температуры охлаждающей жидкости (механический) являлся обычным термореле, которое могло лишь поддерживать при закрытом контакте температуру двигателя на номинальном показателе, да обогащать при открытом контакте топливно-воздушную смесь. Сейчас устройство ДТОЖ стало более современным, что и позволило расширить его функциональность, а также свести к минимуму его поломки (датчик наших дней редко глючит, схема его работы более продуманна и надежна).

Современный датчик температуры охлаждающей жидкости представляет собой специальный резистор (его правильное название – термистор), который способен мгновенно изменять свое сопротивление при изменении температуры. Производят такие резисторы из оксида никеля, кобальта и аналогичных материалов, обладающих полупроводниковыми характеристиками. При повышении температуры в термисторе наблюдается повышение числа свободных электронов. Это приводит к тому, что его сопротивление уменьшается.

Описываемый резистор, изменяющий свое сопротивление, «прячут» в теплопроводный защитный корпус, оснащенный соединительным разъемом (электрическим) и специальной крепежной резьбой. Так как температурный коэффициент термистора является отрицательным, датчик имеет максимальное сопротивление в тех случаях, когда мотор холодный. При повышении температуры сопротивление становится меньше, при этом снижается и напряжение ДТОЖ (изначально оно составляет около пяти вольт). Ориентируясь на все эти «скачки», ЭБУ определяет температуру жидкости для охлаждения.

Отметим отдельно, что в последнее время вдобавок к основному датчику, расположенному в патрубке (выпускном) ГБЦ, монтируют дополнительный (его размещают на выходе из радиатора). Такая схема делает процесс определения температуры более совершенным. Установка датчика температуры охлаждающей жидкости (дополнительного) позволяет ЭБУ в разы качественнее выполнять свою работу.

Проверка датчика температуры охлаждающей жидкости

Любая серьезная неисправность ДТОЖ (датчик глючит, его работа только путает ЭБУ, а не помогает и так далее) решается одним способом – выполняется его замена. Но спешить с этим делом не стоит. Разумнее будет провести диагностику ДВС на компьютере, который за пару минут исследует датчик и параметры всей системы охлаждения, а затем выдаст номер (код) ошибки или нескольких ошибок, которые не дают ДТОЖ нормально работать. Зная такой номер, можно сбросить ошибку и спокойно уезжать с автосервиса.

Если же замена действительно необходима (после сброса ошибок он, как и раньше глючит), желательно найти оригинальный ДТОЖ (маркировка изделия имеется на датчике). Специалисты категорически не советуют ставить «левое» изделие, так как его подключение в большинстве случаев не приносит ожидаемого результата. Неоригинальный датчик глючит практически сразу, какая бы фирма его не выпустила.

Диагностику неисправностей датчика охлаждения можно провести визуально. При таком осмотре удается обнаружить следующие проблемы: утечку жидкости для охлаждения; появление трещин в ДТОЖ; ржавление зажимных приспособлений.

Замена устройства при таких неисправностях, конечно же, не требуется. А вот для более серьезного анализа работоспособности интересующего нас элемента необходимо измерить его напряжение и сопротивление. Эти величины определяют при помощи вольтметра и осциллографа (цифровые приборы, которые используются на любой современной СТО), а затем сравнивают полученные значения с теми, которые указаны в техтребованиях к датчику.

Грамотная диагностика ДТОЖ дает возможность со стопроцентной гарантией определить причины его неисправности, например, следующие:

  • вышедший из строя вентилятор охлаждения или термостат;
  • обрыв проводки;
  • потерю напряжения или короткое замыкание и многие другие.

Сколько бы вы не гадали, в чем причина неадекватного функционирования ДТОЖ, установить ее не удастся до тех пор, пока не будет проведена полная и профессиональная диагностика датчика. Напоследок добавим – замена описанного в статье устройства осуществляется только после того, как из системы охлаждения будет слито достаточное количество охлаждающего состава (столько, чтобы датчик находился не в жидкости, а выше нее).

Просмотров