Можно ли снимать на камеру сотрудника гибдд? Можно ли снимать на камеру инспектора дпс (гибдд) Можно снимать сотрудника полиции на камеру

Видеофиксация момента общения с сотрудниками ГИБДД, для многих водителей стала обычной процедурой. Ведь в случае нарушения закона сотрудником, видеозапись станет единственным и неоспоримым доказательством. И все бы хорошо, но в августе 2017 года, вышел Приказ №664 и пересмотренный Административный регламент, на фоне которых, ясности в вопросе - "Можно ли снимать инспектора ГИБДД на видео?", существенно поубавилось.Поэтому, в этой статье попробуем разобраться в данном вопросе, и разберемся в тонкостях законодательной базы связанной с ним.

И так, Административный регламент в 2017 году претерпел кардинальные изменения, а вопросы видеосъемки в нем прописали таким образом, что стало понятно лишь одно, препятствовать видеосъемке водителя инспектором ГИБДД запрещено! Что же касается аналогичного процесса, но со стороны водителя, то формулировка стала крайне размытой и совершенно непонятной, а данная норма перенесена в новый пункт. На этом фоне, даже появились слухи о том, что снимать на видео инспекторов ДПС запретили. Однако это не так, для этого достаточно взглянуть на таблицу ниже и вдуматься в изменения прописанные в новом регламенте.

По сути изменения коснулись только видеосъемки проводимой самими сотрудниками ГИБДД, и если раньше водителю запрещалось препятствовать видеосъемке, то сейчас речь только о съёмке административных процедур самими сотрудниками (таких как досмотр автомобиля, освидетельствование на состояние опьянения и другие).

Что же касается водителей, то в вопросе видеофиксации сотрудников ДПС, необходимо руководствоваться другими нормативно-правовыми актами. Таких документов два!

Первый - Федеральный закон "О полиции", которым предусмотрена открытость деятельности полиции при осуществлении правозащитных функций:

Деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-розыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.

Фактически, принцип открытости, дает полное право снимать сотрудника ГИБДД на видео, поэтому все действия инспектора, когда тот остановил Вас, составляет в отношении Вас протокол или выписывает постановление, можно.

Второй документ, которым можно руководствоваться снимая на камеру действия сотрудника ДПС, ФЗ "Об информации", в частности статья третья, которая также предусматривает открытость деятельности госорганов:

Правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на следующих принципах:
....
Открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;

Оба рассмотренных закона, в данном случае, являются федеральными, т.е. их авторитет и значимость выше остальных правовых актов, и тот же Приказ №664 имеет гораздо более низкий приоритет, даже если бы там был прописан прямой запрет снимать на камеру сотрудника ГИБДД.

Подводя итог, можно сказать следующее, снимать на видео инспектора ГИБДД в 2018 году можно!

20 октября вступает в силу новый административный регламент для сотрудников ГИБДД (приказ № 664), который спровоцировал изрядную шумиху в СМИ. Мы решили разобраться, действительно ли инспекторов запретили снимать на видео и правда ли, что останавливать машину для проверки документов теперь можно где угодно.

Пост закончен

– В чём причина остановки? – любят вопрошать грамотные водители, когда их тормозит инспектор.

Так вот, раньше при остановке вне поста сотрудник ГИБДД не мог сослаться на необходимость проверки документов, теперь может. Но изменилось ли что-то по существу? Нет, считают эксперты.

Возможность для остановки вне стационарного поста у инспектора была и раньше, и любой мало-мальски подкованный сотрудник без труда соблюдал формальности регламента.

В новом регламенте, на первый взгляд, полномочия даже расширены, но по факту остановка для проверки документов всё равно должна быть обоснованной.

– Требования к проверке документов только ужесточились: теперь хоть на стационарном посту, хоть вне его инспектору нужны для этого основания, которые перечислены в п. 106 нового регламента, – объясняет автоэксперт Юрий Панченко.

Не вдаваясь в подробности, причины можно разделить на три группы: выявление признаков нарушения ПДД, наличие ориентировок или проведение мероприятий.

Проще говоря, останавливать для проверки документов теперь можно, но поводы к остановке водителя по сути те же самые! Инспектору достаточно лишь заявить о выявлении признаков нарушения ПДД или сослаться на спецоперацию, и церемониальная часть будет закончена.

– К этому якобы запрету останавливать машины вне стационарных постов чаще всего апеллировали пьяные водители, пытаясь развалить дело, но я не помню, чтобы какой-то суд принял их аргументацию, даже если инспектор нарушил требования регламента, – объясняет автоюрист Лев Воропаев. – Поймите, суды крайне редко принимают во внимание упомянутый регламент при рассмотрении административных дел в отношении водителей, так как производство по ним регулируется Конституцией РФ, КоАП РФ, а порядок действий инспектора – в том числе и Указом президента РФ № 711, законом "О полиции" и т. д. Тема с запретом проверки документов вне стационарных постов изначально раздута.

Тайные знаки

А вот довольно любопытный аспект, обнаруженный автоэкспертом Юрием Панченко: в прежнем регламенте ст. 57 запрещала применять средства автоматической фиксации в местах установки временных знаков. Сейчас такой запрет из регламента исчез.

– С одной стороны, уполномоченному лицу нужно как-то подтвердить, что временный знак действительно был установлен в такое-то время на таком-то участке дороги, – комментирует Юрий Панченко. – С другой, можно предварительно получить подтверждение установки временного знака, например, у подрядной организации, которая выполняет ремонтные работы, и затем шлепать "автоматические" штрафы, даже если знак не установлен или установлен с нарушениями.

Это может породить нехорошую практику, потому что временные знаки часто неуловимы, как счастье. Речь не только про намеренный подлог: временный знак может упасть из-за ветра, быть украден или закрыт строительной машиной, но доказать что-либо через несколько недель водителю удастся разве что при сохранении записи с видеорегистратора.

– При нарушениях, зафиксированных автоматикой, доказательство собственной невиновности лежит на водителе. Наличие или отсутствие временных знаков на соответствующем участке дороги в момент нарушения придётся доказывать именно гражданину, а не инспектору, что, конечно, крайне проблематично, – считает Лев Воропаев.

Как снять инспектора

Ещё одной раздутой темой является якобы запрет снимать инспектора ГИБДД на видео. В прежней версии регламента формулировка была такой: "Сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством. О существовании запрета сотрудник должен сообщить участнику дорожного движения, производящему запись".

Подобное требование было введено с подачи высшего руководства ГИБДД после серии конфликтов между водителями и инспекторами ДПС, и мотив его понятен – сделать работу сотрудника ГИБДД прозрачной.

Юрий Панченко считает, что разрешение снимать инспектора никуда не делось:

– СМИ трубят о том, что за съёмку сотрудника можно схлопотать чуть ли не ч. 1. ст. 19.3 (неподчинение законным требованиям инспектора), которая грозит наказанием вплоть до ареста – чушь несусветная. Отсутствие прямого разрешения в административном регламенте не меняет ничего по существу, потому что право вести такую съёмку определяется другими законами, в частности, законом "Об информации..." Закона, который бы запрещал записывать разговор с инспектором, нет, поэтому вести съёмку можно хоть скрыто, хоть открыто. Но предостерегу от использования скрытых спецсредств для записи, например, ручек с вмонтированным диктофоном. В России даже их приобретение образует состав уголовного преступления. Снимать инспектора на обычный смартфон по-прежнему можно.

Лев Воропаев уверен, что новая редакция регламента увеличит количество спорных ситуаций:

– Инспекторы и раньше через одного считали, что снимать их нельзя, но, по крайней мере, прямое разрешение делать это содержалось в административном регламенте. Сейчас убрали, и, хотя это ничего не изменило по сути, вряд ли рядовые сотрудники будут вникать в эти тонкости. Они чаще ориентируются на информационный фон СМИ, где муссируется идея о появлении запрета на съёмку, поэтому не удивлюсь, если сотрудники ГИБДД будут чаще препятствовать съёмке.

О "коммерческих" камерах

Во многих регионах сложилась практика, когда комплексы видеофиксации нарушений не принадлежат ГИБДД. Их операторами и собственниками выступают специализированные компании, которые работают с ГИБДД в рамках закона о государственно-частном и муниципально-частном партнёрстве.

В новом административном регламенте подобный подход закрепили официально: пункт 76 разрешает использовать технические средства, принадлежащие в том числе общественным объединениям и организациям.

Кроме того, камеры должны удовлетворять недавно появившемуся ГОСТу, что актуально для комплексов, установленных после 1 июля 2017 года.

Глава областной ГИБДД .

Лучший способ для развода

– Старый регламент при изъятии поддельного водительского удостоверения предусматривал выдачу водителю временного разрешения, – говорит Юрий Панченко. – В новом регламенте выдача временного разрешения не предусмотрена, а согласно пункту 7.11 выдаётся копия изъятого водительского удостоверения при наличии признаков его подделки. Но об изъятии документов говорится ещё и в пункте 219, который сформулирован таким образом, что выдавать водителю копию прав не нужно, цитирую: "в случае, если изымаются документы, за исключением изъятия водительского удостоверения, с них изготавливаются копии..." На практике это открывает лазейку для такого развода: останавливают отдыхающего водителя где-нибудь под Краснодаром и говорят, что права имеют признаки подделки, в связи с чем они изымаются. А поскольку пункт 219 не требует предоставления заверенной копии, то будет проводиться экспертиза, а водитель никуда не поедет. И тут ему предлагают решить вопрос "полюбовно".

Эксперт отмечает, что подобный развод возможен, но незаконен, потому что подделка документов образует состав не административного нарушения, о котором идёт речь в пункте 219, а уголовного преступления, и, в соответствии с УПК, в этом случае предоставление копии обязательно, о чём и сказано в пункте 7.11.

– Но инспекторы могут на дурачка попугать водителя, что он вдали от дома останется без водительского удостоверения, – подытоживает Юрий Панченко. – Если такое произойдёт – не поддавайтесь и требуйте заверенной копии документа, и если права все-таки изымут и они окажутся подлинными, то обращайтесь в суд за компенсацией.

Медосвидетельствование с доставкой

Регламент пополнился статьёй 223, которая предписывает сотрудникам полиции доставить водителя от медцентра к его автомобилю, если медицинские работники не подтвердили состояние опьянения.

Надо ли зубрить регламент

Ажиотаж вокруг нового административного регламента создаёт впечатление, что это – чуть ли не основной документ, регулирующий отношения сотрудника ГИБДД и водителя. Лев Воропаев объясняет, что его значимость преувеличена:

– По большому счёту, это внутренний документ инспекции, и прямого отношения к водителям он не имеет. Об актуальности регламента можно говорить лишь в тех случаях, когда стоит вопрос о привлечении инспектора к ответственности за нарушения, что на практике происходит нечасто по понятным причинам. Прекратить дело об административном правонарушении в отношении водителя (уйти от штрафа, лишения права управления, ареста и т.п.) знание административного регламента вряд ли поможет. Он не является первоочередным документом, который бы определял деятельность ГИБДД, если мы говорим о практике судебных разбирательств административных дел против водителей.

Юрий Панченко считает, что польза от знания регламента всё же есть:

– Он описывает все действия инспектора и представляет выжимку из законов, да ещё и со ссылками на них. При подаче жалобы открывайте нужный раздел регламента, переписывайте, как инспектор обязан был поступить, но не поступил, но ссылку ставьте не на сам регламент, а на упомянутые там законы, – подытоживает он.

Был утвержден Приказом МВД № 664 и вступил в силу 20 октября 2017 года. Из него действительно исчез пункт, прямо разрешающий водителям снимать действия сотрудников ГИБДД, он звучал следующим образом: «Сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством. О существовании запрета сотрудник должен сообщить участнику дорожного движения, производящему запись».

Многие так называемые «эксперты» (именно в кавычках), да и различные СМИ сразу же начали говорить о том, что отныне водителям запрещено снимать сотрудников ГИБДД, и тем самым права водителей ущемляются. На самом деле это не так. Во-первых, Административный регламент, как ведомственный документ, распространяется только на сотрудников МВД и не может изменять права и обязанности граждан. Во-вторых, разрешение на осуществление съемки гражданами действий сотрудников полиции содержится во многих других нормативно-правовых актах, имеющих более высокую юридическую силу и которым не должен противоречить тот же Административный регламент. Вот лишь несколько примеров:

  • Статья 29 Конституции РФ :
«Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом…»
  • Статья 8 Федерального закона «О полиции» :
«Деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации…»
  • Статья 3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» :
«…Правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на следующих принципах:
…3) открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами»;

Таким образом, получается, что из регламента просто убрали избыточную норму и никаких ограничений прав на съемку это не повлекло и не могло повлечь.

Из-за поднявшейся в прессе и среди водителей шумихи Госавтоинспекции (а именно ее руководителю) даже пришлось давать специальное разъяснение по данному вопросу и рассылать его во все территориальные подразделения:

«Положений, позволяющих сотруднику полиции запрещать участнику дорожного движения использовать фото-, видео- и звукозаписывающую аппаратуру без наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации оснований в Административном, регламенте нет».

Несмотря на это, некоторые недобросовестные или просто малограмотные сотрудники дорожной полиции все же пытаются запрещать водителям осуществлять фото- и видеосъемку. А в случае неподчинения пытаются привлекать их к ответственности по статье 19.3 Кодекса об административных нарушениях за неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции и грозят наказанием в виде штрафа в размере от 500 до 1000 рублей или административным арестом на срок до 15 суток.

Запомните, ограничение такого права возможно лишь в некоторых случаях, специально оговоренных законодательством (осуществление охранных либо оперативно-розыскных мероприятий, в целях защиты государственной и иной охраняемой законом тайны, на режимных объектах или на территориях, где введен режим контртеррористических операций и т.д.) и в случаях, когда ваши действия, например, по съемке на телефон места ДТП, мешают инспектору осуществлять свою деятельность. При этом в любом случае сотрудник ДПС должен проинформировать вас об этом и попросить выключить камеру.

Так что, если вы столкнетесь с подобными незаконными требованиями сотрудников полиции, смело по «телефону доверия» (указан на бортах служебных автомобилей), руководству подразделений, в которых работают данные сотрудники, в вышестоящие инстанции или в Службу собственной безопасности.

20 октября вступает в силу новый административный регламент для сотрудников ГИБДД (приказ № 664), который спровоцировал изрядную шумиху в СМИ. Мы решили разобраться, действительно ли инспекторов запретили снимать на видео и правда ли, что останавливать машину для проверки документов теперь можно где угодно.

Пост закончен

В чём причина остановки? - любят вопрошать грамотные водители, когда их тормозит инспектор.

Так вот, раньше при остановке вне поста сотрудник ГИБДД не мог сослаться на необходимость проверки документов, теперь может. Но изменилось ли что-то по существу? Нет, считают эксперты.

Возможность для остановки вне стационарного поста у инспектора была и раньше, и любой мало-мальски подкованный сотрудник без труда соблюдал формальности регламента.

В новом регламенте, на первый взгляд, полномочия даже расширены, но по факту остановка для проверки документов всё равно должна быть обоснованной.

Требования к проверке документов только ужесточились: теперь хоть на стационарном посту, хоть вне его инспектору нужны для этого основания, которые перечислены в п. 106 нового регламента, - объясняет автоэксперт Юрий Панченко.

Не вдаваясь в подробности, причины можно разделить на три группы: выявление признаков нарушения ПДД, наличие ориентировок или проведение мероприятий.

Проще говоря, останавливать для проверки документов теперь можно, но поводы к остановке водителя по сути те же самые! Инспектору достаточно лишь заявить о выявлении признаков нарушения ПДД или сослаться на спецоперацию, и церемониальная часть будет закончена.

К этому якобы запрету останавливать машины вне стационарных постов чаще всего апеллировали пьяные водители, пытаясь развалить дело, но я не помню, чтобы какой-то суд принял их аргументацию, даже если инспектор нарушил требования регламента, - объясняет автоюрист Лев Воропаев. - Поймите, суды крайне редко принимают во внимание упомянутый регламент при рассмотрении административных дел в отношении водителей, так как производство по ним регулируется Конституцией РФ, КоАП РФ, а порядок действий инспектора - в том числе и Указом президента РФ № 711, законом "О полиции" и т. д. Тема с запретом проверки документов вне стационарных постов изначально раздута.

Тайные знаки

А вот довольно любопытный аспект, обнаруженный автоэкспертом Юрием Панченко: в прежнем регламенте ст. 57 запрещала применять средства автоматической фиксации в местах установки временных знаков. Сейчас такой запрет из регламента исчез.

С одной стороны, уполномоченному лицу нужно как-то подтвердить, что временный знак действительно был установлен в такое-то время на таком-то участке дороги, - комментирует Юрий Панченко. - С другой, можно предварительно получить подтверждение установки временного знака, например, у подрядной организации, которая выполняет ремонтные работы, и затем шлепать "автоматические" штрафы, даже если знак не установлен или установлен с нарушениями.

Это может породить нехорошую практику, потому что временные знаки часто неуловимы, как счастье. Речь не только про намеренный подлог: временный знак может упасть из-за ветра, быть украден или закрыт строительной машиной, но доказать что-либо через несколько недель водителю удастся разве что при сохранении записи с видеорегистратора.

При нарушениях, зафиксированных автоматикой, доказательство собственной невиновности лежит на водителе. Наличие или отсутствие временных знаков на соответствующем участке дороги в момент нарушения придётся доказывать именно гражданину, а не инспектору, что, конечно, крайне проблематично, - считает Лев Воропаев.

Как снять инспектора

Ещё одной раздутой темой является якобы запрет снимать инспектора ГИБДД на видео. В прежней версии регламента формулировка была такой: "Сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством. О существовании запрета сотрудник должен сообщить участнику дорожного движения, производящему запись".

Подобное требование было введено с подачи высшего руководства ГИБДД после серии конфликтов между водителями и инспекторами ДПС, и мотив его понятен - сделать работу сотрудника ГИБДД прозрачной.

Юрий Панченко считает, что разрешение снимать инспектора никуда не делось:

СМИ трубят о том, что за съёмку сотрудника можно схлопотать чуть ли не ч. 1. ст. 19.3 (неподчинение законным требованиям инспектора), которая грозит наказанием вплоть до ареста - чушь несусветная. Отсутствие прямого разрешения в административном регламенте не меняет ничего по существу, потому что право вести такую съёмку определяется другими законами, в частности, законом "Об информации..." Закона, который бы запрещал записывать разговор с инспектором, нет, поэтому вести съёмку можно хоть скрыто, хоть открыто. Но предостерегу от использования скрытых спецсредств для записи, например, ручек с вмонтированным диктофоном. В России даже их приобретение образует состав уголовного преступления. Снимать инспектора на обычный смартфон по-прежнему можно.

Лев Воропаев уверен, что новая редакция регламента увеличит количество спорных ситуаций:

Инспекторы и раньше через одного считали, что снимать их нельзя, но, по крайней мере, прямое разрешение делать это содержалось в административном регламенте. Сейчас убрали, и, хотя это ничего не изменило по сути, вряд ли рядовые сотрудники будут вникать в эти тонкости. Они чаще ориентируются на информационный фон СМИ, где муссируется идея о появлении запрета на съёмку, поэтому не удивлюсь, если сотрудники ГИБДД будут чаще препятствовать съёмке.

О "коммерческих" камерах

Во многих регионах сложилась практика, когда комплексы видеофиксации нарушений не принадлежат ГИБДД. Их операторами и собственниками выступают специализированные компании, которые работают с ГИБДД в рамках закона о государственно-частном и муниципально-частном партнёрстве.

В новом административном регламенте подобный подход закрепили официально: пункт 76 разрешает использовать технические средства, принадлежащие в том числе общественным объединениям и организациям.

Кроме того, камеры должны удовлетворять недавно появившемуся ГОСТу, что актуально для комплексов, установленных после 1 июля 2017 года.

Глава областной ГИБДД в интервью E1.RU говорил, что приветствует установку камер коммерческими компаниями.

Лучший способ для развода

Старый регламент при изъятии поддельного водительского удостоверения предусматривал выдачу водителю временного разрешения, - говорит Юрий Панченко. - В новом регламенте выдача временного разрешения не предусмотрена, а согласно пункту 7.11 выдаётся копия изъятого водительского удостоверения при наличии признаков его подделки. Но об изъятии документов говорится ещё и в пункте 219, который сформулирован таким образом, что выдавать водителю копию прав не нужно, цитирую: "в случае, если изымаются документы, за исключением изъятия водительского удостоверения, с них изготавливаются копии..." На практике это открывает лазейку для такого развода: останавливают отдыхающего водителя где-нибудь под Краснодаром и говорят, что права имеют признаки подделки, в связи с чем они изымаются. А поскольку пункт 219 не требует предоставления заверенной копии, то будет проводиться экспертиза, а водитель никуда не поедет. И тут ему предлагают решить вопрос "полюбовно".

Эксперт отмечает, что подобный развод возможен, но незаконен, потому что подделка документов образует состав не административного нарушения, о котором идёт речь в пункте 219, а уголовного преступления, и, в соответствии с УПК, в этом случае предоставление копии обязательно, о чём и сказано в пункте 7.11.

Но инспекторы могут на дурачка попугать водителя, что он вдали от дома останется без водительского удостоверения, - подытоживает Юрий Панченко. - Если такое произойдёт - не поддавайтесь и требуйте заверенной копии документа, и если права все-таки изымут и они окажутся подлинными, то обращайтесь в суд за компенсацией.

Медосвидетельствование с доставкой

Регламент пополнился статьёй 223, которая предписывает сотрудникам полиции доставить водителя от медцентра к его автомобилю, если медицинские работники не подтвердили состояние опьянения.

Надо ли зубрить регламент

Ажиотаж вокруг нового административного регламента создаёт впечатление, что это - чуть ли не основной документ, регулирующий отношения сотрудника ГИБДД и водителя. Лев Воропаев объясняет, что его значимость преувеличена:

По большому счёту, это внутренний документ инспекции, и прямого отношения к водителям он не имеет. Об актуальности регламента можно говорить лишь в тех случаях, когда стоит вопрос о привлечении инспектора к ответственности за нарушения, что на практике происходит нечасто по понятным причинам. Прекратить дело об административном правонарушении в отношении водителя (уйти от штрафа, лишения права управления, ареста и т.п.) знание административного регламента вряд ли поможет. Он не является первоочередным документом, который бы определял деятельность ГИБДД, если мы говорим о практике судебных разбирательств административных дел против водителей.

Юрий Панченко считает, что польза от знания регламента всё же есть:

Он описывает все действия инспектора и представляет выжимку из законов, да ещё и со ссылками на них. При подаче жалобы открывайте нужный раздел регламента, переписывайте, как инспектор обязан был поступить, но не поступил, но ссылку ставьте не на сам регламент, а на упомянутые там законы, - подытоживает он.

Текст: Артём КРАСНОВ
Фото: Артём УСТЮЖАНИН / E1.RU
Инфографика: Полина АВДОШИНА / 74.ru

В некоторых случаях видеосъёмка действий инспектора ГИБДД в 2019 году может стать единственным и важнейшим доказательством нарушений с его стороны. Однако в последнее время, после выхода в 2017 году с Административным регламентом по всемирной сети пробежала волна новостей.

Согласно новому закону, снимать сотрудников Госавтоинспекции на видеокамеру запрещается. Есть ли основания для паники и разрешено ли на сегодняшний день делать видеозапись действий инспекторов ГАИ, будет рассказано в этой статье.

Действительно, административный регламент существенно изменился: довольно важной переменой оказалось исчезновение из него пункта о том, что инспектор ДПС не вправе запрещать автовладельцу осуществлять видеосъёмку его действий.

Однако, несмотря на это, слухи, что после выхода Приказа на видеосъёмку работников при исполнении наложен запрет, не являются истиной.

Формулировка пункта всё же изменилась: теперь она стала более логичной. Как известно, регламент предназначается для всех сотрудников полиции, и инспекторы ГИБДД также относятся к данной категории. Если ранее в пункте обозначалось, что инспекторам «нельзя препятствовать» снимать действия сотрудников ГАИ на видео, то сейчас там прописано об осуществлении съёмки административных процедур непосредственно работниками инспекции (к примеру, процедуры досмотра авто или освидетельствования на опьянение).

Всё это относится именно к действиям инспекторов, а вот разрешение на видеосъёмку для водителей на данный момент присутствует в других документах.

На каком основании можно снять на камеру работника Госавтоинспекции?

Можно сказать, что с принятием документа ГИБДД в отношении видеозаписи почти ничего не изменилось:

осуществлять видеозапись действий инспекторов можно, и совершенно беспрепятственно.

Об этом говорит гражданам Статья под номером 29 Российской Конституции:

  • свободное получение, передача и распространение информационного материала любым способом, не противоречащим законам.

Ещё одна статья – 152.1, уже Гражданского кодекса, сообщает о том, что для съёмки на видео инспектора спрашивать у него специального разрешения не нужно, если вы при этом находитесь в общественном месте.

Закрепляет данный принцип ФЗ о Полиции:

статья 8 информирует о том, что действия сотрудников полиции являются общественно открытыми в той самой мере, в которой это не вступает в противоречия с законодательством РФ.

Кстати, даже сам президент заявлял о том, что работа полицейских в нашей стране является гласной, а окончательную точку в этом непростом вопросе смог поставить генерал М. Черников, являющийся начальником ГУ ОБДД РФ. Согласно его официальному ответу на вопрос, можно ли снимать на камеру сотрудника ГИБДД, производить видеосъёмку полицейского, в частности, работника Госавтоинспекции не запрещено.

Следует заметить, что указанные законы являются федеральными, то есть обладают высокими приоритетами при появлении каких-либо противоречий с другими нормативными актами. Кстати, новый 664 Приказ, в сравнении с ними, имеет более низкий уровень, а потому, даже если бы в нём был прописан запрет видеосъёмки сотрудников ГАИ, Федеральные законы всё равно имели бы приоритет в данном вопросе.

Вывод

С выходом новых правовых актов в отношении съёмки на видеокамеру инспекторов ДПС при исполнении ничего не поменялось – снимать действия служителей инспекции безопасности дорожного движения в сегодняшних реалиях не только можно, но и, в некоторых случаях, даже нужно, если это не идёт вразрез с законами РФ.

Видео к просмотру

Просмотров