Порядок подключения мультиметра к автомобилю. Какой мультиметр для автомобиля лучше выбрать и как им пользоваться. Измеряем мультиметром напряжение

В домашней мастерской радиолюбителя обязан быть универсальный измерительный прибор (тестер), так как ни одна радиолюбительская конструкция, даже самая простая, не обходится без наладки.

Бывают случаи, когда собранная конструкция плохо работает или вообще не дышит, и вот в таких случаях на помощь приходит измерительный прибор. Да что там радиолюбительские конструкции, в домашнем быту такой прибор просто необходимая вещь.

На сегодняшний день наибольшую популярность получили цифровые измерительные приборы — мультиметры . Они просты в использовании, многофункциональны и относительно дешевые. Цены на них тоже разные и зависят от качества изготовления, количества функций и параметров прибора.

В любом мультиметре, не зависимо от цены, есть стандартный набор функций, которые поддерживают все модели: это напряжение , ток и сопротивление . И когда будете покупать прибор, обязательно выбирайте с режимами прозвонки и звукового генератора , а по цене выбирайте середину — между самым дешевым и самым дорогим. Из середнячков можно брать тот, на который продавец дает приемлемую гарантию.

Мультиметр. Внешний вид.

Размещение параметров измерений у всех мультиметров стандартное, а для удобства они разбиты на сектора и обведены линиями. В центре расположен круглый переключатель, которым выбирают параметр и предел измерения нужный в данный момент.

Измеряем постоянное напряжение.

Начнем с измерения постоянного напряжения : этот сектор разбит на пять поддиапазонов с пределами измерения:

1. 200мВ (милливольт);
2. 2000мВ (милливольт);
3. 20В (вольт);
4. 200В (вольт);
5. 1000В (вольт).

обозначающие максимальное значение поддиапазона, в пределах которого ведется измерение.

Измерительные щупы вставьте в соответствующие гнезда как на фото. Красный щуп принято называть «плюсовым », а черный, «общим » или «минусовым ».

Рассмотрим пример с использованием пальчиковой батарейки.
Известно, что ее напряжение составляет 1.5 Вольта, и чтобы его измерить мы выбираем предел «20 », что соответствует диапазону от 0 до 20 Вольт.

Берем измерительные щупы мультиметра, и касаемся ими «плюсового » и «минусового » контактов батарейки и на индикаторе высветилась величина напряжения равная 1.49 Вольта. Измерение закончено.

Как видите, все очень просто — главное правильно выбрать предел измерения .

Производим измерение напряжения неизвестной величины.

Бывают моменты, когда величина напряжения неизвестна даже приблизительно, и чтобы не сжечь мультиметр переключатель переводят в максимальный предел измерения «1000 », что соответствует диапазону от 0 до 1000 Вольт. И затем, постепенно уменьшая диапазон, находят соответствующую величину измеряемого напряжения.

Например. Мы не знаем, какое напряжение у нашей батарейки и поэтому начнем с предела «1000 ». Берем измерительные щупы мультиметра, касаемся ими контактов батарейки и видим на индикаторе нули. Нули говорят о том, что напряжения нет или его величина слишком мала.

Идем дальше. Переводим переключатель в положение «200 » и опять касаемся щупами контактов батарейки. Теперь на индикаторе появились показания напряжения, а этого уже практически достаточно, чтобы понять, что это 1.4 Вольта.

Однако у нас впереди стоит нолик, а он как раз говорит о том, что можно еще снизиться, и более точно измерить напряжение. Снижаемся до предела «20 ». На индикаторе отобразилось реальное напряжение нашей батарейки, а именно 1.49 Вольта.

Вот таким способом, не зная точного значения измеряемой величины тока, напряжения или сопротивления, находят его истинное или близкое к истинному значение.

Еще бывают моменты, когда на индикаторе мультиметра высвечивается единица (1 ). Это говорит о том, что измеряемое напряжение или ток выше того предела измерения, который установлен. В этом случае необходимо перейти на ступеньку выше. Старайтесь как можно реже допускать этого.

У нас остались не рассмотренными два поддиапазона: это 2000мВ (милливольт) и 200мВ , которые рассчитаны на измерение небольших напряжений. Как правило, на этих поддиапазонах работают тогда, когда настраивают режимы работы транзисторов или переходных каскадов в радиолюбительских схемах.

2000 мВ – соответствует диапазону от 0 до 2 Вольт;
200 мВ – соответствует диапазону от 0 до 200 мВ (милливольт).

Еще один нюанс, про который необходимо сказать, это когда при измерении постоянного напряжения или тока Вы не будете знать где «плюсовой » или «минусовой » контакты и случайно их перепутаете — страшного здесь ничего нет. Просто с левой стороны перед цифрами появится знак «минус ».

Таким образом, можно определять полярность напряжения.

Измеряем переменное напряжение.

Процесс измерения переменного напряжения аналогичен измерению постоянного напряжения с той лишь разницей, что здесь не надо определять где «плюс » и «минус ». А для примера измерим напряжение бытовой электрической сети 220 Вольт.

Внимание! Будьте особо внимательны и предельно аккуратны при измерении высоких напряжений. Не прикасайтесь к металлическим частям щупов!!!

Этот сектор разбит всего на два поддиапазона с пределами измерений:

200 Вольт;
750 Вольт.

обозначающие максимальное значение поддиапазона, в пределах которого ведется измерение. Измерительные щупы стоят так же, как при измерении постоянного напряжения.

Выбираем предел измерения 750 Вольт. Дополнительно убеждаемся в исправности изоляции проводов и щупов мультиметра. Еще раз проверяем правильность выбранного предела измерения, и только после этого производим измерение напряжения сети 220 Вольт .

Как видите все очень просто.
И здесь также не забываем, что при измерении переменного напряжения, величина которого неизвестна, определять его, начинаем только с максимального предела , а именно с 750 Вольт.

Обязательно после завершения работы с мультиметром отключаем его, переводя переключатель в положение «OFF », иначе батареек не напасетесь.

А чтобы окончательно разобраться в измерении напряжения мультиметром, посмотрите этот ролик.


Современный дом заполнен разными устройствами, которые функционируют с применением электричества. Проверить их работоспособность и выполнить ремонт можно с помощью специализированного измерительного оборудования. Если знать, как правильно пользоваться мультиметром, будет проще решать сложные вопросы без обращения в профильные сервисные центры. После правильной диагностики легче определиться с объемом ремонтных работ и покупкой необходимых запасных частей.

Любой человек в силах освоить работу с этим универсальным устройством

Эти приборы созданы для измерения силы тока, напряжения, сопротивления и других электрических параметров. Устройство разбирать не имеет смысла, так как современная техника данного класса отличается высокой сложностью. Ее ремонт без профессиональных навыков и специализированного метрологического оборудования невозможен.

Но пользоваться цифровыми устройствами легче. С экрана проще считывать показания. Не оказывают сильного влияния на процесс измерений вибрации. Отсутствие механических движущихся частей увеличивает долговечность.

При выборе модели обращают внимание на следующие параметры:

  • Пределы измерений и дискретность.
  • Достаточные размеры дисплея, наличие подсветки.
  • Форму, размеры, вес.
  • Оснащение, повышающее уровень комфорта.
  • Дополнительную функциональность.




Обратите внимание! Точность измерений не зависит от вида оборудования (аналоговой, цифровой). Она указана в техническом паспорте на соответствующее изделие.

Методики измерений

Для выполнения рабочих операций переключатель переводится в нужное положение. Черный провод щупа подключают к общему гнезду («Com»). Красный – устанавливают с учетом максимальной силы тока.

Обратите внимание! В стандартном положении для данного прибора действует ограничение 200 мА. В нем есть плавкая вставка, которая перегорает после превышения данного порога.

Сначала можно рассмотреть, как измерить напряжение мультиметром в . Эта операция выполняется по следующему алгоритму:

  • Провода подсоединяют так, как указано на рисунке выше.
  • Переключатель переводят из «Off»в режим измерения переменного напряжения«V~». В данном случае используют диапазон «750», так как предполагаемое значение – 220 Вольт.
  • Прибор устанавливают поблизости от розетки
  • Щупы вставляют в нее, держась руками за изолированные части щупов.
Обратите внимание! Если подобные измерения выполняются часто, имеет смысл приобрести специальную отвертку со встроенным световым индикатором фазы.

Как проверить мультиметром сопротивление

Такую процедуру выполняют со снятием напряжения в месте измерения. Невыполнение правила ухудшит точность данных, либо выведет технику из строя. Это же не следует делать, чтобы предотвратить потенциально опасные для человека ситуации. Если не известно, вначале устанавливают максимальное значение. Далее переключателем снижают диапазон вплоть до выбора оптимального варианта.


Статья по теме:

Как приобрести прибор с нужными функциями и при этом не переплатить? Читайте наши советы и обзор моделей в специальной публикации.

Как измерить силу тока мультиметром

Для этой операции необходимо создать разрыв цепи. К нему подключают прибор с учетом предполагаемой величины тока. Как и в предыдущем случае, выбирается диапазон с максимальным значением. Если необходимо, регулятор переводят постепенно в нужную позицию.

Как проверить мультиметром полевой транзистор

Диагностика этих электронных приборов помогает выяснить исправность полупроводниковых переходов. В стандартном варианте применения ток течет по направлению от истока (И/ S) к стоку (С/ D). Этот процесс регулируется изменением электрического потенциала на затворе (З/ G).

Обратите внимание! Особенностью этих приборов является повышенная чувствительность к статическому напряжению. Даже в режиме хранения создают постоянный электрический контакт между всеми выводами с применением металлической проволоки, фольги.

Проверку выполняют по следующему алгоритму:

  • Регулятор мультиметра переводится в режим работы с диодами.
  • «Минусовой» черный щуп присоединяют к истоку (И/ S), красный – к стоковому (С/ D) контактному выводу. В нормальном состоянии на дисплее отобразится 0,6 V (допустимое отклонение в пределах ±0,1V).
  • Далее щупы меняют местами. В этом положении на экране появляется горизонтальная восьмерка (знак «бесконечность»). Вместо нее в некоторых приборах выводится единица.
  • Чтобы открыть p-n-p переход щуп «минус» присоединяют к истоку, «плюс» – к затвору (З/ G).
  • Далее «плюс» перемещают на сток. В этом положении должно индицироваться напряжение в диапазоне0 – 0,8V.
  • Результат измерений на исправном транзисторе не изменяется, если сменить полярность.

Проверка конденсаторов мультиметром

Приборы, установленные в печатных платах, предварительно осматривают. При обнаружении вытекшего электролита, трещин и вздутий на корпусе, проверка не нужна. Изделие меняют на новое.

Измерение выполняют с извлечением конденсатора из электрической схемы, чтобы обеспечить хорошую точность. После демонтажа любым проводником с изолированной рукояткой (отверткой) разряжают прибор, замкнув выводы. Также используют лампу накаливания, чтобы процесс был плавным.

Далее мультиметром проверяют отсутствие короткого замыкания. Для проверки зарядки устанавливают регулятор в режим измерения сопротивления и подсоединяют щупы. Показания на табло будут постепенно расти, пока не достигнут максимума.

Обратите внимание! При работе с конденсаторами полярных типов необходимо учитывать данный фактор.

Диагностика простых повреждений

Если досконально выяснить, как прозвонить транзистор мультиметром, то применять иные методики будет не трудно. Но в действительности, чаще всего требуется определять разрывы в электрических цепях. Для упрощения этих операций многие мультиметры оснащают специальной функцией. Она активизируется при переводе регулятора в положение «прозвонка». О наличии контакта сообщает сигнализация.

При необходимости не составит большого труда найти инструкции,как правильно пользоваться мультиметрами при проверке других электронных компонентов и устройств. Но на практике не нужны избыточные функции. Приобретение слишком сложного оборудования будет сопряжено с дополнительными затратами. Если не предполагается глубокое изучение радиотехники, вряд ли понадобится осциллограф. Большее значение для домашнего применения имеет соответствие диапазона измерений. Пригодятся также простота обращения и разумная стоимость.

Видео: как проверить конденсатор мультиметром


Возможно Вам также будет интересно:

Какой мультиметр лучше выбрать для дома: характеристики и модели Садовый электрический измельчитель веток – упрощаем уход за территорией

Мультиметр является основным измерительным инструментом любого специалиста, связанного с электрическими цепями, в том числе и автоэлектрика. Никакая компьютерная диагностика не может заменить этот простой прибор.

Как пользоваться мультиметром в автомобиле или дома должен знать не только каждый водитель, но и любой уважающий себя мужчина.

Зачем он нужен

Мультиметром называют универсальный электроизмерительный инструмент для контроля величин напряжений, токов и сопротивлений в электрической цепи. Так как современный автомобиль, скорее, является электронным устройством, чем средством передвижения, присутствие в его ремкомплекте мультиметра необходимо, даже если автовладелец не является специалистом в электрике.

Научиться пользоваться мультиметром можно за несколько минут. Стоимость такого прибора небольшая, он может оказать несоизмеримо большую помощь в случае неисправности электрооборудования автомобиля.

В настоящее время специально для использования автоэлектриками и автолюбителями выпускаются автомобильные мультиметры. Они адаптированы к измерениям электрических и иных параметров, связанных с работой систем двигателя, заряда аккумуляторной батареи, электрооборудования автомобиля.

Многие мультиметры классифицируются, как автомобильные, только в качестве маркетингового приема. Измеряемые ими параметры не всегда соответствуют потребностям автоэлектриков, тем более, рядовых автолюбителей.

Обзор популярных моделей

Рассмотрим некоторые модели автомобильных мультиметров.

F716

Производитель Caltek Industrial. Предназначен для выполнения следующих измерений:

  • тока, напряжения и сопротивления в режиме обычного мультиметра;
  • проверка наличия и параметров импульсов впрыска топлива (форсунок, инжекторов);
  • проверка лямбда зондов;
  • контроль системы заряда аккумуляторной батареи;
  • измерение тока утечки АКБ;
  • контроль качества заземления;
  • наличие шины RS-232 для подключения к ноутбуку.

В принципе, эти функции, за исключением измерения параметров впрыска и подключения к компьютеру, можно реализовать на обычном мультиметре.

Mastech MS6231

Назначение:

  • измерение параметров в режиме обычного мультиметра;
  • измерение температуры в пределах от минус 20 до плюс 1000 градусов Цельсия;
  • измерение частоты оборотов коленвала;
  • измерения угла опережения коленвала (контактное зажигание);
  • автоотключение питания;
  • удержание результатов измерений, максимального значения.

Наиболее полезная функция – автоотключение питания, она предупредит разряд элемента питания по окончании работ. Частота оборотов двигателя показывается на тахометре автомобиля, контактные системы зажигания используются разве что на Жигулях.

Отличается оригинальной формой. В числе очень полезных функций этого мультиметра, помимо мощного фонарика (что иногда очень кстати), возможность бесконтактного контроля напряжения (тока) в проводнике без повреждения изоляции. Опытные автоэлектрики знают, как часто приходится прокалывать иголкой или делать микроразрез, чтобы проконтролировать напряжение в конкретном проводнике.

С помощью специального щупа этого мультиметра можно проконтролировать цепь, не повреждая изоляцию. Бесконтактный контроль напряжений можно сделать и для бытовой сети переменного тока 380 Вольт (при соответствующем положении переключателя режимов). Есть в автомультиметре и «контролька» (лампочка на прозвонку).

Видео — обзор такого мультиметра:

В качестве специальных автомобильных измерений предлагается:

  • проверка наличия коротких замыканий и обрыва цепи;
  • тест системы зажигания;
  • контроль генератора;
  • контроль параметров импульсов форсунок.

Весьма оригинальный и полезный прибор.

Помимо обычных функций мультиметра выполняет измерение частоты оборотов двигателя. Для «чайников» на дисплее показывается, к каким разъемам подключать щупы в данном режиме измерений. Весьма оригинально, но не более.

Видео — автомобильный мультиметр UT105 в работе (обзор функций)

Американский производитель комплектует мультиметр дополнительными щупами, крокодилами, наконечником на высоковольтные провода, датчиком температуры. В целом, измерительный инструмент можно отнести к профессиональным.

Помимо обычных, мультиметр выполняет измерение параметров импульсов форсунок, в том числе, скважность, частоту вращения коленвала. Есть мегаомметр до 40 МОм, очень полезно для контроля высоковольтных проводов, свечей зажигания. В качестве прибамбасов – квазианалоговая шкала на цифровом дисплее, автоматическая установка предела измерений. Неплохой прибор.

Практически обычный мультиметр с дополнительными функциями «прозвонки», измерения температуры, бесконтактным щупом на высоковольтные провода, измерением угла зажигания (это большой плюс), измерение величины постоянного тока до 15 Ампер (а не 10, как в большинстве – и это плюс).

Производитель в качестве характеристик заявляет ударопрочность при падении с высоты 1, 5 метра (это двойной плюс). При невысокой стоимости такой прибор является практически идеальным, как в практике автоэлектрика, так и для автолюбителя. Одна проблема – на радио- и авторынке найти его достаточно сложно.

Какой мультиметр лучше выбрать для автомобиля обычному автолюбителю

В принципе, при выборе мультиметра для автолюбительского применения не имеет принципиального значения автомобильная или обычная модель прибора будет находиться в багажнике. Если мультиметр приобретается для гаражного хранения и применения, то можно выбрать и автомобильную модель.

Главное — в автомобиле всегда должен быть мультиметр!

Неважно какой. В экстренных ситуациях отказа электрооборудования в дороге или на автостоянке обычно бывает необходимо и достаточно, чтобы мультиметр произвел:

  • измерение напряжения бортовой сети и аккумуляторной батареи;
  • контроль заряда АКБ от генератора;
  • сделал «прозвонку» предохранителей, лампочек и электропроводки;
  • измерение тока утечки;
  • контроль параметров датчиков, прежде всего, сопротивления и напряжения на датчиках.

В качестве дополнительных потребительских характеристик желательны: подсветка цифрового индикатора, ударопрочный корпус. Таким параметрам может удовлетворять простейший мультиметр стоимостью до 1000 рублей, например MAS830L.

Обозначения режимов на большинстве приборов стандартизированы, поэтому, научившись работать на одном мультиметре, можно уверенно перейти на пользование другим. Время «жизни» мультиметра в практике автоэлектрика максимум полгода, в автолюбительской – пару лет.

В первую очередь выходят из строя щупы. Обычно это происходит зимой: некачественная изоляция трескается в морозы, провода обрываются, щупы приходится менять. Затем, обычно по невнимательности, отказывает режим измерения тока 10 Ампер. После этого режим прозвонки, измерения сопротивлений и …далее лучше купить новый. Поэтому, покупать дорогой мультиметр не имеет смысла.

Как пользоваться мультиметром в автомобиле в различных режимах

Рассмотрим на примере MAS830L.

Как проверить напряжение

Для контроля напряжения на аккумуляторной батарее необходимо красный (положительный) щуп подключить к гнезду 6, черный (отрицательный) — к гнезду 5. Далее переключатель режимов устанавливается на зону 1 измерения постоянных напряжений на предел 20 Вольт (20V). Напряжение нормально заряженного аккумулятора от 12,4 до 12,8 вольт. При заведенном двигателе напряжение на клеммах АКБ должно увеличиться до 13,5 – 14,5 Вольт. Это свидетельствует автомобиля.

Как измерить ток

Чаще всего этот режим используется для измерения токов утечки в цепи аккумуляторной батареи.

Измерение тока осуществляется в разрыв электрической цепи.

Чтобы измерить ток утечки, необходимо отключить положительную клемму аккумуляторной батареи, затем переключить режим в положение 10А (на режиме 8). Положительный щуп подключить к гнезду 4, отрицательный – к гнезду 5. Красный (положительный) щуп подключить к клемме «+» аккумуляторной батареи, черный (отрицательный) – к отключенной положительной клемме.

Будьте осторожны – положительная клемма не должна касаться металлических элементов кузова и двигателя.

На дисплее мультиметра будет индицироваться ток утечки. Считается нормальным ток утечки до 0,2 Ампер. Для более точных измерения можно перейти на меньший предел измерений. При этом следует переключить красный щуп в гнездо 6.

Видео — как мультиметром измерить утечку тока аккумулятора:

Измерение сопротивлений

Чтобы проверить исправность лампочки, следует переключатель режимов установить в зону измерения сопротивлений 2 на предел 200 Ом. Щупы подключить к лампочке. На индикаторе показывается величина сопротивления лампы.

Если на индикаторе будет отображаться 1 в верхнем регистре, значит, лампочка неисправна либо имеет большее, чем 200 Ом сопротивление.

Аналогичным образом измеряют сопротивление датчиков.

«Прозвонка» предохранителей и цепей

Переключатель режимов устанавливается в положение 7. Щупы подключаются к выводам предохранителя. В случае его исправности зазвучит сигнал зуммера. Таким же образом прозваниваются провода. Щупы следует подключать к зачищенным зонам на начале и конце провода.

Проверка диодов

Требуется при проверке диодного моста генератора. Переключатель устанавливается в положение 3, щупы – к проверяемому диоду. В одном включении щупов сопротивление должно быть бесконечным (как на предыдущем рисунке — на индикаторе будет отображаться 1), в другом (прямом) – от 500 до 700 Ом.

На данном мультиметре есть еще режим измерения коэффициента усиления биполярных транзисторов, но он в автолюбительской практике не используется.

Обязательно включите мультиметр в состав бортового инструмента.

Мультиметром называется измерительный прибор, обладающий функциями сразу нескольких используемых приборов для измерения. С его помощью измеряется целый диапазон различных электрических величин. Основными функциями такого прибора являются измерение сетевого напряжения, электрического тока, а также сопротивления. Но не каждый пользователей знает, как правильно пользоваться мультиметром. Рассмотрим подробнее, что это за прибор и как его применяют.

Читайте в статье:

Механизм эксплуатации тестеров напряжения

Современными производителями в набор рабочих функций добавляются:

  1. Измерение емкости современных конденсаторов.
  2. Частота электрического тока.
  3. Прозвонка диодов.
  4. Звуковой пробник.
  5. Измерение температуры.
  6. Измерение рабочих параметров современных транзисторов.

Примечание! При таком большом наборе рабочих функций у пользователей появляется вопрос о правильном использовании современного мультиметра.

Функциональные особенности

Современный тестер сетевого напряжения оснащен магнитным указателем и специальными шкалами для выполнения измерения. Значения величин таких шкал являются подписанными.


Прибор приобретается покупателями из-за своей доступной стоимости даже несмотря на некоторые присутствующие недостатки:

  1. Для точной правильной настройки прибора используется подстроечный резистор для выставления стрелки именно на ноль.
  2. Цифровой тестер оснащен жидкокристаллическим высококачественным дисплеем для отображения результатов полученных измерений силы тока.


Обратите внимание! В предыдущих моделях, не оснащенных дисплеем, необходимый результат отображался светодиодами.

Преимущества использования тестера

  1. Выдача результата с высокой точностью.
  2. Простое использование прибора без необходимости специальных знаний для перевода полученных величин.
  3. Наличие температурного датчика и измерителя частоты.
  4. Анимированная специальная шкала для измерения колебаний.

Как проверить мультиметром сопротивление: поэтапное руководство

Для правильного измерения сопротивления цепи мультиметром выполняется подготовка прибора к работе.


Специальный переключатель устройства устанавливается в положение, которое соответствует минимальному измерению получаемой величины сопротивления.

Совет! Перед тем, как мультиметром замерить сопротивление необходимо помнить, что измерение цепей выполняется только тогда, когда они полностью обесточены.

Подготовка к работе

  • Из розетки вынимается вилка или достается батарейка того прибора, у которого будет измеряться сопротивление.
  • Работоспособность мультиметра проверяется с помощью соединения концов щупов.
  • После этого у тестера магнитная стрелка занимает нулевую отметку.

Обратите внимание! Если стрелка не может установиться на таком значении, рекомендуется прокрутка ручки «Уст. 0».

В остальных случаях выполняется замена батарейки.

Как проверить целостность сети

Для выполнения прозвонки рабочих электрических цепей часто используется мультиметр с севшей батарейкой и магнитной стрелкой не на «0».


  1. Она реагирует при выполнении соединения концов щупов. Цепь будет проверена отклонением такой стрелки.
  2. Используемые приборы цифрового типа тоже выдают нулевые значения с минимальным допустимым отклонением из-за сопротивления концов щупов и переходного сопротивления.
  3. Когда концы размыкаются, магнитная стрелка устанавливается в точку, которая обозначается на шкале «∞».
  4. В цифровых современных приборах начинается мигание перезагрузки или появляется цифра 1 в левой части индикатора.

При прикосновении концов щупов к непосредственному проводнику нормально работающий прибор должен показать нулевое значение сопротивления.


Если мультиметр имеет функцию выполнения прозвонки цепей, которая обозначена в виде символа диода, то прозвонка проводов, а также низкоомных рабочих цепей выполняется с установкой переключателя режимов именно в рабочее положение.

Примечание! В этом случае процесс проверки будет обязательно сопровождаться подаваемым сигналом. При этом нет необходимости постоянно обращать внимание на дисплей используемого прибора.

Как измерить силу тока мультиметром и напряжение в сети

Сегодня силой тока называется его количество, идущее через определенный проводник. Ток может быть представлен в виде числа электронов, которые пересекают определенную точку за определенную временную единицу. Выполнение измерения тока необходимо при работе с электрическими современными системами.


Как правильно пользоваться мультиметром для измерения силы тока: правила безопасности

Действия Описание
Для определения силы используемого тока прибор подсоединяется к цепи Действия являются опасными из-за вероятности получения удара электротоком при процессе измерения АС используемого в быту.
Проверка АС тока Перед прикосновением к оголенным электропроводам необходимо выключить установленные переключатели и обязательно провести проверку АС тока специальным щупом.
Место работы должно быть сухим Электроток в действующей цепи должен быть равен нулю. Запрещена работа при повышенной влажности, так как влага легко проводит электроток.

Совет! Для предосторожности на руки рекомендуется надеть резиновые плотные перчатки. Необходимо помнить, что электрическая изоляция провода после длительной работы может быть нарушена, что приведет к удару током.

Перед тем, как измерить напряжение мультиметром в нужно предусмотреть следующие пункты:

  1. Проволока электроцепи разрезается в выбранном месте, а ее освободившиеся концы закрепляются и зачищаются. Они подсоединяются к прибору изолированно друг от друга.
  2. Обязательно перед выполнением измерения необходимо убедиться в следующем: зачищенные концы провода являются прижатыми к рабочим щупам измерительного прибора.
  3. Затем включаются предварительно выключенные переключатели электроцепи.
  4. Рекомендуется выключить рабочий переключатель для убеждения в том, что переменного электротока нет в цепи.

Совет! Помните, что если на используемом приборе отсутствуют показания, то выполняется регулирование его рабочей шкалы.

Только потом мультиметр может быть демонтирован для завершения работы. После процесса снятия полученных показаний с прибора цепь соединяется снова. Более безопасным станет присоединение новой приобретенной проволоки вместо скрепления разрезанных концов электропровода.

Как проверить мультиметром полевой транзисторна работоспособность

Процедура проверки начинается с определения работоспособности прибора. Установленная катушка зажигания проверяется с помощью измерения сопротивления сначала на первичной, а затем на вторичной выполненной обмотке специальным мультиметром.


Перед тем, как прозвонить транзистор мультиметром обязательно необходимо помнить о присутствии в радиодеталях типа диода «MOSFET».

Порядок выполнения проверки модели транзистора:

  1. Снятие статического накопленного электричества с устройства.
  2. Перевод мультиметра в рабочий режим выполнения проверки установленных диодов.
  3. Подключение черного по цвету провода устройства к минусу, тогда как к плюсу только красного.
  4. Подключение красного по цвету провода именно к истоку. Черный провод подключается к транзисторному стоку.
  5. При исправности проверяемого прибора мультиметром будет показано напряжение 0,5-0,7 В.

Схема выполнения проверки:

  1. Подключение красного провода прибора измерения к стоку, а черного к транзисторному истоку. При исправности прибора мультиметром будет показана единица, означающая бесконечность. Подключение черного рабочего провода к истоку, тогда как красного – непосредственно к затвору. Так выполняется открытие модели транзистора.
  2. Черный по цвету провод остается на истоке, тогда как красный присоединяется к стоку. При исправности прибора мультиметром будет показано напряжение с колебанием от 0 до 800 мВ.
  3. При смене полярности щупов используемого прибора, полученные показания не изменяются. Выполняется подключение провода красного цвета к транзисторному истоку, а провода черного цвета уже к затвору.
  4. Транзистор закроется и возвратится в предыдущее состояние.

Вывод! Если используемый транзистор может открываться, а также закрываться при помощи действующего напряжения, поступающего с мультиметра, то прибор является исправным.

Проверяем конденсатор мультиметром самостоятельно

Известно, что конденсатор может пропустить через себя лишь переменный ток. Постоянный ток пропускается им в начале работы на пару долей секунд. Для выполнения измерения емкости конденсатора мультиметром должно обязательно соблюдаться условие того, что емкость прибора должна начинаться от 0,25 мкФ.


Проверка состоит из выполнения следующих действий:

  1. Определение плюса и минуса конденсатора.
  2. Снятие с него статического электричества.
  3. Установка мультиметра на прозвонку или определение сопротивления.
  4. Прикосновение щупами мультиметра до выводов действующего конденсатора.

Очень удобным для проверки сегодня считается аналоговый мультиметр, позволяющий контролировать плавно передвигающуюся стрелку.


Если при касании щупов к выводам устройства прибор пищит или показывает нулевое значение сопротивления, то конденсатор замкнул. А если мультиметром показывается единица – внутри используемого конденсатора случился обрыв. Устройства с подобными эффектами не работают.

Совет! Начинающему владельцу мультиметра рекомендуется перед началом эксплуатации предварительно установить диапазон, в котором будет проводиться измерение различных электроприборов. Если заранее значение не известно, то выполняется установка максимального диапазона измерения прибора.

Проведение работ Описание
Сначала определяется интервал измерения используемого мультиметра Каждая модель прибора создана для силы тока только определенного рабочего диапазона, который должен соответствовать проверяемой системе.

Так, пропускание 200 А сквозь используемый мультиметр(который рассчитан лишь на 10 А), выведет из строя предохранитель прибора.

Подлежащий измерению электроток указывается на самом приборе, а также в приложенной подробной инструкции.

Выбирается режим эксплуатации прибора Многие приборы функционируют в разных рабочих режимах с измерением различных величин.

Для определения силы электротока выполняется переключение в рабочий режим А, в AC (переменный электрический ток) или DC (постоянно используемый ток), что зависит от действующей электроцепи.

При этом тип используемого тока точно определяется питающим цепь рабочим источником.

На приборе устанавливается интервал выполнения измерений Для защиты предохранителя устройства от сгорания граница такого интервала устанавливается выше предполагаемого значения измеряемой силы электротока.

«Максимум» может быть понижен, если прибор не выдаст значение при выполнении подсоединения к действующей цепи.

Разъемы вставляются в специальные гнезда К прибору прилагаются два специальных кабеля. Например, на конце первого кабеля расположен щуп, а необходимый разъем располагается на конце второго провода. Кабели подсоединяются к гнездам измерения. Если такие гнезда не обозначаются на мультиметре, то установка проводится в соответствии с инструкцией прибора.

Видео-обзор: как пользоваться мультиметром

Заключение

При выборе современного прибора рекомендуется ориентироваться на особенности его будущего применения. При правильном использовании мультиметра, в соответствии с инструкциями гарантирует его надежную работу. В таком случае прибор будет служить без поломок в течение длительного времени.

Всем привет! Думаю, многие автомобилисты и просто электрики согласятся, что наличие мультиметра очень помогает в повседневной жизни. Он может пригодиться в быту и при обслуживании или ремонте транспортного средства. Потому сегодня поговорим немного о том, как пользоваться мультиметром и делать это правильно.

Можете называть устройство тестером, мультиметром (МТМ) или цешкой. Хотя тестер и МТМ не совсем одно и то же. Но предлагаю не зацикливаться на обозначениях, а просто поговорить на актуальную тему.

С помощью таких устройств можно проверить параметры напряжения, работу электрического оборудования, сделать замеры тока и сопротивления. Вообще МТМ являются многофункциональными устройствами, и должны находиться в автомобиле каждого водителя.

Знакомство с устройством

Для начала предлагаю поговорить про сами мультиметры как электронные устройства. Далее будет представлена подробная инструкция для начинающих или, как это принято говорить, для чайников.

Посмотрим на переднюю панель устройства для измерений показателей в машине и дома. Обычно на лицевой части указано несколько значений. А именно:

  • OFF. Здесь все понятно. Прибор находится в выключенном состоянии;
  • ACV. Такое обозначение указывает на переменное напряжение;
  • Значок Ω означает тут сопротивление;
  • DCA является постоянным током;
  • Завершает все DCV или постоянное напряжение;
  • 3 разъема с соответствующими указателями;
  • Непосредственно сам циферблат или электронное табло.

Что касается 3 разъемов. Через них подключаются щупы. Набор с клещами идет в комплекте к МТМ, потому тут все должно быть понятно.


Есть одно замечание относительно того, как и когда подключать те или иные щупы к тестеру. Есть черный провод, который неизменно всегда идет в гнездо, которое обозначено символами COM.

А вот с красным ситуация более сложная. Все зависит от того, какие именно измерения своим цифровым мультиметром вы собираетесь проводить. Когда делаются замеры напряжения в электросети, сопротивления или силы тока номиналом до 200 мА, тогда вам нужен только выход VmA. Если же величина превышает 200 мА, тогда подключайтесь красным щупом к 10 ADC.

Думаю, с этим разобрались. Если сделать все наоборот, долго пользоваться тестером вам не удастся. Причиной тому станет сгоревший предохранитель. Как и в случае с в авто, здесь также применяются плавкие элементы.


Аналоговые МТМ

Большинство автомобилистов и электриков отдают предпочтение цифровым мультиметрам. Это современные устройства с широкими функциональными возможностями.

Но на рынке также присутствуют устаревшие приборы. Их называют аналоговыми или стрелочными. Кому как удобнее. Но вот их характеристики и эффективность значительно уступают цифровым решениям. Пользоваться стрелочным тестером не лучший вариант, поскольку у шкалы больше погрешность.

Да и в целом пользоваться подобными аппаратами не особо удобно. Лучше сразу переходить на цифровые приборы хорошего качества.

К таковым я бы отнес следующие модели:

  • DT830;
  • DT832;
  • DT838;
  • Ресанта DT 181;
  • Ресанта DT 182;
  • ДТ9205а;
  • Ермак;
  • Mastech и пр.

Хотя не буду скрывать, что некоторые продолжают пользоваться цифровыми тестерами. Вероятно, они у них давно в , либо просто автомобилист не хочет тратить деньги на цифровой аппарат, поскольку его полностью устраивает его стрелочный мультиметр.


Инструкция по использованию

Теперь немного подробнее расскажу вам о том, как своими руками воспользоваться мультиметром цифрового типа, чтобы сделать разные замеры параметров.

В нашем материале будет рассмотрено измерение:

  • напряжения;
  • силы тока;
  • сопротивления;
  • прозвонки.

Чтобы все было более понятно, про каждую процедуру поведаю отдельно. Если вам есть чем дополнить эту инструкцию, обязательно пишите в комментариях.


Напряжение

Измерить напряжение самостоятельно не сложно. Но подробная инструкция на такой случай точно не помешает.

Последовательность ваших действий будет такая:

  • Переведите переключатель в соответствующее положение;
  • В сети, где имеется переменное напряжение, стрелка должна располагаться в зоне ACV;
  • Щупы МТМ идут в гнезда СОМ и VΩmA;
  • Теперь выставляйте подходящий примерный диапазон;
  • Если сомневаетесь, переводите в максимальное значение;
  • Когда на табло появится цифра, можно отрегулировать положение;
  • Если это сеть с постоянным напряжением, МТМ применяется так же;
  • Но во втором случае переключатель лучше поставить в положение 20 В;
  • Щупы к цепям следует подключать строго параллельно.

Вы наглядно можете видеть, что ничего сложного в этой процедуре нет. А потому вы с легкостью своими руками сможете измерять напряжение, которое сейчас наблюдается в электросети. Как переменное, так и постоянное.

Тут главное не касаться голыми руками к щупу, поскольку он будет находиться под воздействием тока.


Сила тока

Для определения параметров тока первым шагом является ответ на вопрос о том, какой именно ток идет по проводке. Он бывает переменным и постоянным.

  • В зависимости от параметров примерного напряжения, красный щуп идет в соответствующее гнездо Ω;
  • Сначала щуп лучше поставить туда, где токовое значение выше;
  • Если на табло увидите меньшее значение, можно переключиться;
  • При необходимости уменьшите диапазон измерения;
  • Когда МТМ используется в роли амперметра, подключение к цепи происходит последовательно.

И тут, как видите, можно легко справиться самостоятельно. Задача по замерам силы тока выполнена. Потому переходим к следующему пункту.


Сопротивление

Самым простым и безопасным мероприятием с применением МТМ является замеры сопротивления.

Тут действуйте следующим образом:

  • Переключатель ставится в любое положение в зоне;
  • Выбирается подходящий диапазон измерений;
  • Перед операцией отключается питание в сети обязательно;
  • Иначе тестер не покажет правильное значение;
  • Если видите цифру 1 на табло, либо значения Over и Ol, тогда следует выставить более высокий диапазон;
  • В противном случае произойдет перегрузка;
  • При появлении 0 тестер переводится в меньший диапазон.

Соблюдение этих простых правил и последовательности в ваших действиях позволит быстро и без особых проблем сделать все необходимые процедуры по измерению сопротивлений.

Хорошая функция мультиметра, которая часто выручает при ремонте домашней бытовой техники. Я, к примеру, недавно починил жене утюг. И тестер оказался крайне полезным в этой работе.


Прозвонка

Я вам ничего не говорил о задней панели мультиметра. Хотя там находится еще несколько функций. Они в основном предназначены для радиотехников, которые профессионально занимаются своей работой. Для задач в домашних условиях или при ремонте авто они не понадобятся.

За исключением одного режима. Его называют режимом прозвонки. Предназначен он для поиска обрывов в электроцепи. Для этого цепь нужно прозвонить. Когда она замкнута, то есть обрыв отсутствует, тогда появляется звуковой сигнал. Если же обрыв есть, тогда звуков никаких не возникнет. Это означает, что вы нашли проблемный участок.

Просмотров