Воздушный транспорт - вид транспорта, производящий перевозку грузов и пассажиров воздушным путем с помощью летательных аппаратов: - презентация. Воздушный транспорт. Виды воздушного транспорта. Развитие воздушного транспорта В каком государстве используе

Воздушный транспорт

ЛЕКЦИЯ 10

Воздушный транспорт, будучи универсальным, используется преимущественно для перевозки пассажиров на средние и дальние расстояния и отдельных видов грузов. На долю воздушного транспорта приходится примерно 40 % объема пассажирских перевозок в междугородном сообщении. Такая значимая роль воздушного транспорта связана с большими размерами территории нашей страны и недостаточной обеспеченностью отдельных регионов другими видами транспорта. Рост материального благосостояния, расширение культурных, деловых и научных связей приводят к повышению подвижности населения, что обусловливает потребность в скоростных перемещениях - авиации.

Объем грузов, перевозимых воздушным транспортом, незначительный. Номенклатура грузов ограничена: ценные грузы (например, произведения искусства, антиквариат, драгоценные металлы и камни, пушнина и др.); грузы, требующие срочной доставки, в том числе скоропортящиеся; гуманитарная помощь; медикаменты; почта; продовольственные и промышленные товары «пленных» регионов; грузы для чрезвычайных ситуаций.

Воздушный транспорт в единой транспортной системе занимает особое место, так как он способен осуществлять целый ряд работ, необходимых для отраслей экономики страны, которые не могут выполняться другими видами транспорта.

К специфическим сферам деятельности воздушного транспорта следует отнести: монтаж строительных высотных сооружений, магистральных газо- и нефтепроводов, линий электропередач; инспекцию дорожного движения; сельскохозяйственные работы (полив, внесение удобрений, распыление пестицидов для борьбы с сорняками, предуборочное удаление листьев хлопчатника, аэросев трав, риса и др.); пожаротушение, особенно лесных массивов; связь с удаленными и труднодоступными районами; скорая медицинская помощь, в том числе переброска специалистов узкого медицинского профиля в экстренных случаях при их отсутствии или нехватке в данной местности; перевозка почты; обслуживание полярных районов; геологоразведка; аэрофотосъемка; разведка залежей нефти; ледовая разведка и проводка судов в районах Крайнего Севера и Северного морского пути; доставка рабочих к морским нефтяным промыслам при вахтовом методе работы и др.

В 2007 г. Услугами российских авиакомпаний воспользовались 45,1 млн. пассажиров. Это на 18,6 % больше, чем в 2006 г. Прирост международных авиаперевозок пассажиров составил 20,8 %, а внутренних – 16,7 %. Лидирующие позиции в сфере пассажирских перевозок принадлежат авиакомпаниям «Аэрофлот-Российские авиалинии», «Сибирь», «ТрансАэро», «ЮтЭйр», «Россия». За год российскими авиакомпаниями доставлено 732 тыс. т грузов или на 14,4 % больше, чем в предыдущем году.


Общее количество российских авиакомпаний на начало 2008 г. Составило 178, причем 35 из них доставляют 95 % всех авиапассажиров.

За последние 15 лет в стране резко сократилась сеть аэродромов. Из 1300 аэродромов, действовавших в 1992 г., осталось только 330. В 2007 г. оказался закрытым для авиаперевозок еще 21 аэродром. Такое сокращение произошло и происходит из-за дефицита инвестиций в их эксплуатацию и развитие, а также ввиду отсутствия необходимых средств на сертификацию их деятельности.

В настоящее время из общего их числа, включенного в реестр гражданской авиации России, только 58 аэродромов имеют взлетно-посадочные полосы с искусственным покрытием. Все остальные полосы действующих аэродромов грунтовые. Только половина из общего числа аэродромов оснащены свето-сигнальным оборудованием.

Разработанная Росавиацией концепция развития отечественной опорной аэропортовой сети предусматривает создание в стране 12 международных и 30 внутренних аэропортов-хабов.

В 2007 г. из Федерального бюджета было обеспечено финансирование 52 объектов отечественной гражданской авиации на общую сумму 20,5 млрд. руб. Фактическое освоение этих капиталовложений составило 19,9 млрд. руб. В 2008 г. на эти цели государством выделено 24,2 млрд. руб.

Развитие авиаперевозок в стране и возможности их снижения сдерживаются ростом цен на авиационное топливо. За 2007 г. его цена возросла на 23 %.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Транспортные средства. Воздушный транспорт

Цель лекции: рассмотреть техническую характеристику воздушного транспорта

Ключевые слова: воздушное судно, взлетная масса, дальность полета, компоновочная схема, аэродром, коридор движения

1. Характеристика основных фондов, технических средств воздушного флота

производительность вертолет воздушный перевозка

Воздушный транспорт является самым скоростным и дорогостоящим. Мировая сеть авиационных трасс непрерывно растет, и к началу XXI столетия превысила 8 млн. км. Главное предназначение воздушного транспорта - перевозка пассажиров. Его доля в транспортном пассажирообороте превышает 10%, а в грузообороте - 1 %. Значение его возрастает для доставки пассажиров и грузов в труднодоступные районы (например, отдаленные северные районы Сибири и Дальнего Востока).

Воздушная связь охватывает все континенты, но наиболее интенсивные линии существуют между Северной Америкой и Европой. Географию воздушного транспорта характеризует также сеть аэропортов, только международных насчитывается более 1000.

По перевозке грузов лидируют аэропорты США (Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Чикаго), крупнейшие столичные аэропорты Западной Европы (Лондон, Париж, Амстердам), Японии (Токио). Более 70% самолетного парка планеты сконцентрировано в США.

В структуре авиационного парка доминируют американские самолеты марки «Боинг», «Дуглас», «Локхид», причем основная часть рейсов в странах Европы совершается самолетами этих же марок.

В Казахстане на долю воздушного транспорта приходится 9,6% всех междугородных пассажирских перевозок (в США - 17%).

Среди тенденций развития воздушного транспорта можно отметить следующие: увеличение скорости и дальности полетов, повышение доли межконтинентальных перевозок, увеличение вместимости самолетов. Для воздушного транспорта характерна высокая степень концентрации капитала. США контролируют большую часть авиаперевозок мира.

Техническую основу воздушного транспорта составляет: летательные аппараты, аэропорты и воздушные линии (трассы).

Воздушное судно - летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом. К воздушным судам относятся летательные аппараты тяжелее воздуха (самолеты, вертолеты, планеры, винтокрылы) и легче воздуха (дирижабли, аэростаты как приводные, так и свободные).

К воздушным судам не относят летательные аппараты, движущиеся только за счет реактивной тяги или по инерции (ракеты, космические корабли, а также суда на воздушной подушке, метеорологические шары).

Подвижной состав летательных аппаратов состоит в основном из самолётов и вертолётов и является ведущим звеном воздушного транспорта. Классификация подвижного состава воздушного транспорта приведена на рисунке 1.

Как видно из рисунка, летательные аппараты (самолёты и вертолёты) тяжелее воздуха и их полёт становится возможным благодаря взаимодействию силы тяги двигателей и крыла, на котором при движении в воздухе создается аэродинамическая подъемная сила. При движении самолета в воздухе верхняя поверхность крыла, будучи более выпуклой, чем нижняя, обтекается воздушным потоком с большей скоростью, чем нижняя, возникает разность давлений, направленная вверх, перпендикулярно скорости полета. Эта разность давлений и создает аэродинамическую подъемную силу. Если подъемная сила равна полетному весу, то самолет летит горизонтально. Если она меньше полетного веса, то самолет летит со снижением. Если подъемная сила превышает полетный вес, то происходит набор высоты.

Каждый самолёт состоит из планера, тяговых двигателей, шасси и комплекса агрегатов и приборов для обеспечения функционирования всех систем и управления ими.

Вертолёт в отличие от самолёта имеет воздушный винт с лопастями, закрепленными на вертикальном валу, благодаря которому этот летательный аппарат удерживается на весу.

Самолёты и вертолеты разделяются также по назначению и области применения и выполняют пассажирские, грузовые и грузопассажирские перевозки на местных и международных линиях.

Основные типы самолётов гражданской авиации летают со скоростью 900-1100 км/ч на дальних расстояниях и до 500-700 км/ч - на средних.

На сверхдальние расстояния используются самолёты со сверхзвуковыми скоростями (ТУ, Боинги, Конкорды и др.).

Рисунок 1 - Классификация подвижного состава воздушного транспорта

Основные характеристики воздушных судов:

Взлетная масса;

Дальность полета;

Компоновочная схема.

Взлетная масса -- масса полностью снаряженного, заправленного топливом и загруженного воздушного судна. По взлетной массе самолеты делятся на четыре класса: к первому классу относятся самолеты с взлетной массой больше 76 т, ко второму - от 30 до 75 т, к третьему - от 10 до 30 т, к четвертому - с массой менее 10 т.

Дальность полета - измеренное по поверхности земли расстояние, которое самолет может пролететь при расходе всего запаса топлива за исключением аэронавигационного неприкосновенного запаса.

По дальности полета самолеты делят на магистральные и местных воздушных линий. Магистральные, в свою очередь, подразделяются на:

Дальнемагистральные (дальность полета более 6000 км);

Среднемагистралъные (дальность полета от 2500 до 6000 км);

Ближнемагистралъные(дальность полета до 2500 км).

Дальность полета самолетов местных воздушных линий не превышает 1000 км.

Компоновочная схема самолета определяется взаимным расположением фюзеляжа, крыла, оперения и двигателей. Различают три вида компоновки самолетов:

Низкоплан - крыло располагается под фюзеляжем;

Среднеплан - крыло проходит через фюзеляж в его средней части;

Высокоплан - крыло располагается над фюзеляжем. Двигатели на самолетах устанавливают в крыльях, под крыльями, на пилонах и в хвостовой части фюзеляжа.

Скорость современных транспортных самолетов с турбореактивными двигателями 750-950 км/ч, с турбовинтовыми двигателями 500-750 км/ч.

В зависимости от скорости полета самолеты подразделяют па:

Дозвуковые;

Сверхзвуковые;

Гиперзвуковые.

Дозвуковые - самолеты, скорость которых не превышает скорости звука, сверхзвуковые - скорость которых превышает скорость звука, гиперзвуковые - скорость которых превышает скорость звука в 4-5 раз.

По назначению самолеты подразделяют на:

Транспортные (пассажирские и грузовые);

Учебно-тренировочные;

Спортивные;

Военные;

Специальные.

Аэропорт или аэродром - представляет собой комплекс инженерных сооружений, обеспечивающих отправление на линии и приём с линий пассажиров и грузов, а также подготовку и экипировку летательных аппаратов для выполнения ими транспортных функций. Аэродром - важнейший элемент аэропорта. Это летное поле, на котором располагаются одна или несколько летных полос, рулежные дорожки, места стоянки воздушных судов, взлетно-посадочные полосы. Количество взлетных полос зависит от пропускной способности аэропорта. На одной летной полосе могут быть одна или несколько взлетно-посадочных полос.

Размещено на http://www.allbest.ru/

По объему годового объема обслуживания пассажиров аэропорты делятся на пять классов. Значение и класс аэропорта зависит от размеров и уровня его технического развития и оснащения.

Аэропорты, обслуживающие более 7 млн. пассажиров в год (например, аэропорт Хитроу в Лондоне и Дж. Кеннеди в Нью-Йорке обслуживают 25 млн. пассажиров; О"Хара в Чикаго - 40 млн.; Внуково - 27 млн. и т.д.) являются внеклассными, а менее 25 тыс. чел. - не классифицируются.

По времени использования аэродромы разделяют на:

Постоянные;

Временные,

Дневного и круглосуточного действия.

По видам покрытия:

С искусственным покрытием взлетно-посадочных полос;

Грунтовые;

Гидроаэродромы;

Ледовые.

По характеру использования:

Базовые;

Промежуточные;

Основные;

Запасные.

Грузовой комплекс включает в себя грузовой перрон, грузовые склады, отделения перевозок почты и другие сооружения. В аэропортах с большим объемом грузовых перевозок предусматривают грузовые аэровокзалы, отличающиеся от складов объемно-планировочным решением и технологией работ.

Основным элементом пассажирского комплекса является аэровокзал, в котором производится продажа билетов, регистрация пассажиров, оформление и обработка багажа, информационное и другие виды обслуживания пассажиров.

Привокзальная площадь аэропорта предназначена для движения, остановки и маневрирования общественного транспорта.

Гостиница аэропорта предназначена для размещения пассажиров, задерживающихся в аэропорту на ночевку в связи с ожиданием вылета или задержками рейсов.

Пассажирский перрон - место для кратковременной стоянки воздушных судов при посадке и высадке пассажиров.

Аэропортовые службы решают задачи по комплексному обслуживанию перевозок, для чего имеют различные подразделения:

Службы пассажирских и грузовых перевозок;

Службу по приему, подготовке и выпуску воздушных судов;

Службу ГСМ;

Производственно-диспетчерскую службу;

Службу безопасности и др.

Воздушные трассы - это объемы воздушного пространства по ширине и высоте, соединяющие воздушные пространства районов аэродромов и предназначенные для выполнения полетов воздушных судов гражданской авиации и других ведомств. Воздушные трассы обслуживаются средствами воздушной навигации и управления воздушным движением.

Высота воздушной трассы делится на нижнее воздушное пространство (до 6100 м) а верхнее воздушное пространство (свыше 6100 м).

С целью наиболее эффективного использования воздушного пространства для полетов авиации всех ведомств создается система управления воздушным движением, предназначенная для управления прилетающими, вылетающими и следующими транзитом воздушными судами с безусловным выполнением требований безопасности и регулярности полетов.

Система управления воздушным движением включает диспетчеров аэропортов (диспетчер аэродромного диспетчерского пункта, диспетчер руления, диспетчер старта, диспетчер круга и диспетчер подхода) и диспетчеров районных и зональных центров.

Коридор движения (трасса) - это расчетная высота полёта и система координат в горизонтальной и вертикальной плоскостях полёта.

Система коридоров позволяет рассредоточить воздушные суда в воздухе для исключения возможности их столкновения.

Летательные аппараты оборудуются соответствующими системами измерения и поддержания высоты полёта.

Технология работы воздушного транспорта - движение должно осуществляться строго по расписанию, что связано со сложностью организации взлёта - посадки на аэродромном поле, а также по системе выделения каждой единице подвижного состава своего коридора движения, зависящего от грузоподъемности и скорости полёта. В общем комплексе многообразных и разнообразных технологических процессов особо важное значение имеет порядок и сроки технического обслуживания летательных аппаратов и аэропортов.

2. Международные воздушные перевозки

Международные воздушные перевозки занимают особое место среди внешнеторговых перевозок. Уступая в объемах перевозок другим видам транспорта, международные перевозки воздушным транспортом выгодно отличаются от них по другим показателям. Международная воздушная перевозка является разновидностью международных полетов, которые определяются как полеты воздушных судов в воздушном пространстве более чем одного государства. Сама же международная воздушная перевозка сформулирована в Конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок. Международная воздушная перевозка - перевозка, при которой место отправления и место назначения расположены на территории двух государств или на территории одного государства, если предусмотрена остановка (посадка) на территории другого государства. Для координации действий международных воздушных перевозчиков и обеспечения их необходимой организационно-правовой базой в середине 40-х годов XX века были созданы две крупные международные организации по воздушному транспорту: Международная организация гражданской авиации IСАО (ИКАО) и Международная ассоциация воздушного транспорта IАТА (ИАТА).

Международная организация гражданской авиации - эта организация со штаб-квартирой в Монреале до сих пор остается главным форумом авиаторов всего мира. Сейчас она объединяет 188 стран, официально именуемых Договаривающимися Государствами. Деятельность IСАО определяет Чикагская конвенция о гражданской авиации -- юридический акт и основополагающий источник воздушного международного права.

Вся регламентация IСАО направлена на обеспечение безопасности полетов, авиационной безопасности (защита от терроризма) и максимальное упрощение процесса воздушных перевозок между государствами. Из многих специализированных учреждений, действующих под эгидой ООН, IСАО -- не только самая многочисленная, но и наиболее эффективно действующая организация, обеспечивающая единообразие и порядок при перевозке по воздуху более 1,6 миллиарда пассажиров и 30 миллионов тонн грузов ежегодно. В отличие от IСАО другое международное авиатранспортное объединение -- IАТА (Международная авиатранспортная организация), основанная еще в 1919 году, занимается финансовым управлением авиаперевозками. Система клиринговых расчетов, например, позволяет авиакомпаниям управлять финансовыми потоками централизованно. За год через финансовую палату IАТА проходит 34 млрд. долларов США, перечисляемых более чем 300 авиакомпаниями. Система взаиморасчетов по продаже пассажирских перевозок упрощает процесс выдачи билетов, позволяет снизить расходы, связанные с их реализацией.

В рамках ИАТА действуют семь постоянных комитетов:

Консультативный по перевозкам;

Технический;

По борьбе с угоном самолетов и хищениями грузов и багажа;

Юридический;

Финансовый;

Конъюнктуры мировых товарных и транспортных рынков;

Медицинский.

Одно из направлений деятельности ИАТА заключается в разработке и принятии рекомендаций по вопросам организации и условий перевозок, а также по принципам построения тарифов и определения их уровня. Эта деятельность осуществляется на региональных конференциях по перевозкам, для чего весь мир поделен на три зоны. Первая - Западная, в которую входят все страны Западного полушария. Второй является Евро-Афро-Азиатская зона, включающая страны к западу от Ирана. Третья - это Азиатско-Тихоокеанская зона, в состав которой входят также Австралия и Океания.

Полеты на международных воздушных линиях по форме их выполнения можно классифицировать:

На регулярные (выполняемые в соответствии с условиями соглашений о воздушном сообщении между государствами);

На нерегулярные (выполняемые на основании специальных разрешений на разовые полеты):

a. дополнительные,

b. специальные,

c. чартерные.

Международные авиационные тарифы могут быть подразделены на:

Пассажирские;

Багажные;

Грузовые.

3. Показатели работы воздушного транспорта

На воздушном транспорте, кроме общих для всех видов транспорта, рассчитываются следующие показатели работы.

Коэффициент занятости пассажирских кресел самолета?кпс характеризует использование кресел самолета. Он определяется делением выполненных пассажиро-километров?Plпас на предельные пассажиро-километры (кресло-километры) ?Pmaxпс:

Реальная скорость доставки пассажиров из пункта отправления в пункт назначения v определяется делением протяженности воздушной линии между данными пунктами L на время, затрачиваемое пассажирами на поездку воздушным транспортом?T:

Время, затрачиваемое на поездку, складывается из времени транспортировки из населенного пункта в аэропорт tт1; ожидания в аэропорту отправления t01 ; полета, включая остановки в промежуточных аэропортах tn; ожидания в аэропорту назначения t02 ; транспортировки из аэропорта в населенный пункт tт2:

Т= tт1 + t01 + tn + t02 + tт2 (3)

Из приведенной формулы видно, что общее время, затрачиваемое на поездку воздушным транспортом, складывается из летного и наземного. Наземное время в среднем составляет около 3-3,5 ч.

Техническая дальность полета LTЕХН -- наибольшее расстояние, которое самолет (вертолет) может пролететь при штиле относительно земли, полностью израсходовав заправленное в его баки топливо к моменту посадки.

Практическая дальность полета Lракт -- расстояние, которое самолет (вертолет) может пролететь относительно земли при остатке предусмотренного для навигационного запаса топлива в баках к моменту посадки самолета.

Крейсерская скорость VKP -- расстояние, пройденное в единицу времени при равномерном, прямолинейном горизонтальном полете самолета и работе двигателей на крейсерском режиме и расчетных высоте полета и массе самолета.

Рейсовая скорость Vp -- среднее расстояние, пройденное самолетом в единицу времени (без учета времени посадок в пути) в штиль. Исчисляется с учетом затрат летного времени на всех этапах полета от разбега до посадки.

Коммерческая скорость VKOM -- расстояние, пройденное в единицу времени от разбега в начальном до посадки в конечном аэропорту с учетом остановок в промежуточных аэропортах.

Производительность самолета и вертолета П -- объем транспортной продукции, выполненной самолетом (вертолетом) за 1 ч.

Этот показатель может быть определен для всего парка самолетов и по каждому их типу.

Перевозка пассажиров и грузов на воздушном транспорте выполняется регулярными и нерегулярными перевозчиками. Регулярные перевозчики -- это авиапредприятия, осуществляющие перевозки пассажиров, грузов, почты как на регулярной, так и на договорной основе. К регулярным перевозкам относятся полеты, запланированные и выполненные в соответствии с опубликованным расписанием за плату, а также дополнительные полеты, вызванные перегрузкой регулярных рейсов.

Нерегулярными перевозчиками называются предприятия, осуществляющие коммерческие перевозки грузов и пассажиров для нужд предприятий и населения на нерегулярной основе (чартерные полеты, спецрейсы, туристские маршруты).

Учет выполненных перевозок ведется раздельно для этих групп перевозчиков. Внутри групп перевозки подразделяются на местные, внутренние и международные.

Местные перевозки -- оба пункта рейса, т. е. начальный и конечный, которые находятся на территории республики, края, области.

Внутренние перевозки -- между пунктами рейса, расположенными в пределах территориальных границ РК.

К международным относятся перевозки, при которых один из пунктов рейса находится за пределами государственной границы РК; в них включаются перевозки в страны дальнего зарубежья и государства СНГ.

При учете перевозок единицей наблюдения является самолето-вылет. Первичным документом -- сводная загрузочная ведомость, которая удостоверяет посадку пассажиров и сдачу груза на самолет в аэропортах отправления, прием с самолета всей его загрузки в аэропортах назначения и осуществление самолетом перевозки. Заполнение сводной загрузочной ведомости производится в трех экземплярах на основе ведомости регистрации пассажиров и багажа, а также почтово-грузовой ведомости. Первый экземпляр сводной загрузочной ведомости передается экипажу и служит для учета его работы, второй экземпляр передается в отдел перевозок ближайшего аэропорта посадки (где будет выписана новая ведомость на следующий участок полета), третий экземпляр остается в начальном аэропорту для учета выполненных перевозок.

В сводной загрузочной ведомости отмечаются аэропорты отправления и назначения, тип, номер, принадлежность самолета, номер рейса, дата вылета, аэропорт первой посадки, по каждому аэропорту назначения проставляются данные о числе первоначальных и транзитных пассажиров, весе багажа, почты, груза.

Первоначальными называются отправки, которые отправляются из данного аэропорта. К транзитным относятся такие отправки, которые первоначально были отправлены из другого аэропорта, а из данного аэропорта, который является промежуточным, отправляются в направлении дальнейшего следования.

Данные сводных загрузочных ведомостей используются для составления «отчета о рейсе» и расчета показателей работы авиапредприятий.

Литература

Волгин, В. В. Логистика приемки и отгрузки товаров: практическое пособие / В. В. Волгин. - Москва: Дашков и К?, 2009. - 457 с.

Гаджинский, А. М. Логистика: учебник для высших учебных заведений по направлению подготовки “Экономика” / А. М. Гаджинский. - Москва: Дашков и К?, 2011. - 481 с.

Голубчик, А. М. Транспортно-экспедиторский бизнес: создание, становление, управление / А. М. Голубчик. - Москва: ТрансЛит, 2011. - 317 с.

Иванов, Д. А. Управление цепями поставок / Д. А. Иванов. - Санкт-Петербург: Издательство Политехнического университета, 2010. - 659 с.

Интегрированные логистические системы доставки ресурсов: (теория, методология, организация) / И. А. Еловой, И. А. Лебедева. - Минск: Право и экономика, 2011. - 460 с.

Курганов, В. М. Логистика. Транспорт и склад в цепи поставок товаров: учебно-практическое пособие: для студентов высших учебных заведений / В. М. Курганов. - Москва: Книжный мир, 2009. - 512 с.

Курочкин, Д. В. Логистика: курс лекций / Д. В. Курочкин. - Минск: ФУАинформ, 2012. - 268 с.

Логистика: учебное пособие для студентов специальностей “Коммерческая деятельность”, “Маркетинг” учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / И. М. Баско и др. - Минск: Белорусский государственный экономический университет, 2007. - 431 с.

Логистика: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования по экономическим специальностям / В. И. Маргунова и др. - Минск: Вышэйшая школа, 2011. - 507 с.

Логистика: учебное пособие / Б. А. Аникин и др. - Москва: Проспект, 2011. - 405с.

Логистика. Продвинутый курс: для студентов экономических специальностей высших учебных заведений / М. Н. Григорьев, А. П. Долгов, С. А. Уваров. - Москва: Юрайт, 2011. - 734 с.

Логистика: интеграция и оптимизация логистических бизнес-процессов в цепях поставок / В. В. Дыбская - Москва: Эксмо, 2008. - 939 c.

Логистика складирования: учебник: по специальности 080506 “Логистика и управление цепями поставок” / В. В. Дыбская. - Москва: Инфра-М, 2012. - 557 с.

Моисеева, Н. К. Экономические основы логистики: учебник по специальности 080506 “Логистика и управление цепями поставок” / Н. К. Моисеева. - Москва: Инфра-М, 2010. - 527 с.

Неруш, Ю. М. Логистика: учебник / Ю. М. Неруш. - Москва: Проспект: Велби, 2008. - 517 с.

Размещено на Allbest.ur

...

Подобные документы

    Правовой режим аэродромов, аэропортов и объектов системы организации воздушного движения. Виды и назначение аэродромов государственной авиации. Участие субъектов Российской Федерации в государственном регулировании деятельности воздушного транспорта.

    контрольная работа , добавлен 10.02.2014

    Особенности деятельности гражданской авиации в условиях рыночной экономики. Крупнейшие авиакомпании России. Современные тенденции развития воздушного транспорта, методы его государственного регулирования. Проблемы российского воздушного законодательства.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2013

    Удовлетворение запросов пользователей воздушного пространства на его использование. Движение воздушных судов. Обеспечение необходимого уровня безопасности полетов при обслуживании воздушного движения. Воздушные трассы и местные воздушные линии.

    курсовая работа , добавлен 02.03.2014

    Определение преимуществ (высокая скорость, оперативность), недостатков (ограничение по весу) и проблем развития воздушного транспорта. Рассмотрение мер по обеспечению авиационной безопасности. Анализ показателей эффективности функционирования СВТ.

    реферат , добавлен 18.03.2010

    Международные железнодорожные перевозки. Международные морские перевозки. Международные воздушные перевозки. Международные автомобильные перевозки. Транспорт в прошлом и нынешнем веке. Морской транспорт. Внутренний водный транспорт.

    курсовая работа , добавлен 19.11.2006

    Понятие воздушного транспорта - авиационного транспорта, производящего перевозку грузов по воздуху. Терминал - оконечная часть некой системы, которая обеспечивает связь системы с внешней средой. Система автоматизации деятельности грузового авиатерминала.

    реферат , добавлен 13.12.2011

    Ускорение темпов развития советского воздушного транспорта в 1961–1970 годах. Внедрение реактивной авиационной техники второго поколения. Интенсификация авиационных работ в народном хозяйстве и расширение международного сотрудничества Аэрофлота.

    реферат , добавлен 27.05.2014

    Преимущества и технические средства воздушного транспорта. Обязанности сторон по договору воздушной перевозки. Организация сервисного обслуживания на борту самолета и в аэропорту, атрибуты комфорта для пассажиров. Обеспечение авиационной безопасности.

    курсовая работа , добавлен 30.01.2012

    Воздушный транспорт как неотъемлемая составная часть мировой экономики, история развития. Международная ассоциация воздушного транспорта. Продажа продукции авиакомпаний в системе маркетинга; формирование спроса. Эйр Астана - национальный перевозчик РК.

    реферат , добавлен 03.12.2011

    Предложения по совершенствованию структуры воздушного пространства Западно-Сибирского региона, эффективности предлагаемой структуры воздушного пространства. Транспортные потоки. Расчет нормативных значений пропускной способности анализируемых секторов.

Мечта летать в умах людей появилась давно. Решение конструкции летательного аппарата предложил еще Леонардо да Винчи, намного опередив свое время.

На Руси попытки летать на воздушном шаре предпринимались в ΧVI веке, за что крепостной, совершивший полет, был казнен – эпоха Ивана Грозного. В 1696 г. предпринималась попытка летать на крыльях, обтянутых тонкой кожей, в 1729 г. кузнец Черник-Гроза пробовал подняться на крыльях из проволоки и перьев, в 1731 г. подъячий из Рязани летал на воздушном шаре, за что был изгнан из города под угрозой сожжения на костре или живого захоронения.

После этого на воздушном шаре летал француз Шарль, в 1875 г. Менделеев предложил проект управляемого стратостата, в 1900 г. управляемый дирижабль Цепеллина стал претендентом на завоевание воздушного бассейна.

Идею современного самолета и его основные элементы предложил Можайский в 1876 г., создав летающую модель аэроплана с часовой пружиной. В 1881 г. он построил двухмоторный самолет, в 1882 г. собрал его, но сильная вибрация и отсутствие средств задержали полет еще на два года (в районе железнодорожной станции Можайская в месте первого полета человека на аппарате тяжелее воздуха установлен памятный знак).

Этот самолет был признан лучшей конструкцией того времени, определив прогресс самолетостроения. Это был первый самолет, взлетевший с человеком на борту.

Аналогичные попытки предпринимались также в Германии, Франции Англии, Америке. Начало промышленного самолетостроения в России относят к 1908–1909 гг., в 1913 г. русские конструкторы во главе с Сикорским построили самолет с полетным весом 4,2 т (за рубежом в это время еще не было самолета тяжелее 1 т). Этот самолет брал на борт 7 человек и развивал скорость 90 км/ч, затем спроектировали самолет с полетным весом 6,5 т.

6.3.1. Общая характеристика воздушного транспорта

Воздушный транспорт является самым скоростным и дорого­стоящим в мире. Сеть авиационных трасс непрерывно растет, и к началу 21 столетия превысила 8 миллионов километров. Главная роль воздушного транспорта в перевозке пассажиров, его доля в пассажирообороте транспорта мира превышает 10%, хотя в грузообороте - только 1%. Значение его неизмеримо возрастает для труднодоступных районов, где отсутствуют другие виды транспорта (например, для отдаленных северных районов Сибири и Дальнего Востока России).

Воздушная связь существует между всеми континентами, но наиболее интенсивные линии существуют между Северной Америкой и Европой. Географию воздушного транспорта характеризует также сеть аэропортов, которых насчитывается только международных более 1000. Большую часть авиаперевозок мира контролируют США.



Среди аэропортов, осуществляющих наиболее значительные перевозки пассажиров, можно назвать аэропорты США (О Хаара, Чикаго), Великобритании (Лондон, Хитроу), Японии (Токио, Нарыта, Кансай, Осака). Аэропорт Кансай был открыт в 1995 году и на­ходится на намывном острове в пяти километрах от берега, что позволяет ему работать круглосуточно в отличие от старого, который находится в центре Осаки и функционирует только в дневное время из-за шума.

По перевозке грузов лидируют аэропорты США (Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Чикаго), крупнейшие столичные аэропорты Западной Европы (Лондон, Париж, Амстердам), Японии (Токио). Более 70% самолетного парка планеты сконцентрировано в США.

В структуре мирового авиационного парка доминируют американские самолеты марки "Боинг", "Дуглас", "Локхид", причем основная часть рейсов в странах Европы совершается самолетами этих же марок.

В России на долю воздушного транспорта приходится 14,6 % всех междугородных пассажирских перевозок (в США – 17%).

Среди тенденций развития воздушного транспорта можно отметить следующие: увеличение скорости и дальности полетов, повышение доли межконтинентальных перевозок, увеличение вместимости самолетов. Для воздушного транспорта характерна высокая степень концентрации капитала.

Система воздушного транспорта состоит из множества функционально связанных между собой подсистем. Основными элементами системы воздушного транспорта являются: система «экипаж – воздушное судно», система управления воздушным движением, система технической эксплуатации, объекты и персонал коммерческих служб.

Техническую основу воздушного транспорта составляют:

летательные аппараты,

аэропорты,

воздушные линии (трассы),

авиаремонтные заводы.

Летательные аппараты могут быть тяжелее воздуха – самолеты, вертолеты, планеры, винтокрылы и легче воздуха – дирижабли, аэростаты приводные и свободные. Все это – воздушные суда. Понятие воздушные суда не включает в себя летательные аппараты, движущиеся только за счет реактивной тяги или по инерции (ракеты, космические корабли), а также суда на воздушной подушке, метеорологические шары.

Парк летательных аппаратов авиационного транспорта состоит из самолетов и вертолетов.

Летательные аппараты подразделяются на пассажирские, грузовые, комбинированные (грузопассажирские) и специального применения (сельскохозяйственные, санитарные, аэрофотосъемочные), а также учебно-тренировочные.

Важнейшими технико-экономическими показателями летательных аппаратов являются: вместимость (для пассажирских) и грузоподъемность, скорость, дальность беспосадочного полета.

Аэропорты – комплекс инженерно-технических сооружений, обеспечивающих отправление на линии и прием с линий пассажиров и грузов, а также подготовку и экипировку летательных аппаратов.

Аэропорт – предприятие воздушного транспорта, предназначенное для осуществления регулярных воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и для обслуживания полетов воздушных судов. Аэропорт включает аэродром с системой взлетно-посадочных полос, грузовой и пассажирский комплексы , авиационно-техническую базу , аэропортовые службы, средства связи и обеспечения полетов.

Аэродром – важнейший элемент аэропорта, включает летное поле, на котором располагаются одна или несколько летных полос, рулежные дорожки, места стоянки воздушных судов, взлетно-посадочные полосы. Число взлетных полос зависит от пропускной способности аэропорта. На одной летной полосе могут быть одна или несколько взлетно-посадочных полос.

Грузовой комплекс включает грузовой перрон (место для кратковременной стоянки воздушных судов при погрузке и разгрузке грузов), грузовые склады, отделения перевозок почты и другие сооружения. В аэропортах с большим объемом грузовых перевозок предусматривают грузовые аэровокзалы, отличающиеся от складов объемно-планировочным решением и технологией работ.

Пассажирский комплекс предназначен для быстрого и безопасного обслуживания вылетающих, прилетающих и транзитных пассажиров, встречающих и провожающих.

Основным элементом пассажирского комплекса является аэровокзал, в котором производятся продажа билетов, регистрация пассажиров, оформление и обработка багажа, информационное и другие виды обслуживания пассажиров.

Воздушные трассы – это воздушные коридоры, ограниченные по ширине и высоте, соединяющее воздушные пространства районов аэродромов, и предназначенные для выполнения полетов воздушных судов. Трассы обслуживаются средствами воздушной навигации и управления воздушным движением.

6.3.2. Воздушные суда

Наибольшее распространение к настоящему времени получили самолеты и вертолеты.

Самолет – это воздушное судно, осуществляющее полеты в атмосфере с помощью двигателей и крыла, на котором при движении в воздухе создается аэродинамическая подъемная сила. При движении самолета в воздухе верхняя поверхность крыла, будучи более выпуклой, чем нижняя, обтекается воздушным потоком с большей скоростью, чем нижняя, возникает разность давлений, направленная вверх, перпендикулярно скорости полета. Эта разность давлений и создает аэродинамическую подъемную силу. Если подъемная сила равна полетному весу, то самолет летит горизонтально. Если она меньше полетного веса, то самолет летит со снижением. Если подъемная сила превышает полетный вес, то происходит набор высоты.

Самолеты по назначению подразделяются на: транспортные (пассажирские и грузовые); учебно-тренировочные; спортивные; военные; специальные.

Основными характеристиками воздушных судов являются: взлетная масса; дальность полета; компановочная схема.

Взлетная масса – масса полностью снаряженного, заправленного топливом и загруженного воздушного судна. По взлетной массе самолеты делятся на четыре класса .

К первому классу относят самолеты с взлетной массой больше 76 т., ко второму - с массой от 30 до 75 т., к третьему - с массой от 10 до 30 т., к четвертому – с массой менее 10 т.

Дальность полета – измеренное по поверхности земли расстояние, которое самолет может пролететь при расходе всего запаса топлива за исключением аэронавигационного неприкосновенного запаса.

По дальности полета самолеты делят на магистральные и самолеты местных воздушных линий. Магистральные в свою очередь подразделяются на:

дальнемагистральные (дальность полета более 6000 км); среднемагистральные (дальность полета от 2500 до 6000 км); ближнемагистральные (дальность полета до 2500 км).

Дальность полета самолетов местных воздушных линий не превышает 1000 км.

Скорость современных транспортных самолетов с турбореактивными двигателями 750-950 км/час, с турбовинтовыми двигателями 500-750 км/час.

В зависимости от скорости полета самолеты подразделяют на дозвуковые; сверхзвуковые; гиперзвуковые.

Дозвуковые – самолеты, скорость которых не превышает скорости звука. Сверхзвуковые – самолеты, скорость которых превышает скорость звука. Гиперзвуковые – самолеты, скорость которых превышает скорость звука в 4-5 раз.

6.3.3. Воздушный транспорт России

Авиационный транспорт России осуществляет перевозки пассажиров, грузов, почты. Он является важным звеном экономической и социальной структуры страны.

Для России, занимающей одну восьмую часть земной суши, авиационный транспорт является фактором нормального функционирования рынков товаров и услуг, межрегиональных и международных связей. Специфика географического и климатического положения страны, низкая плотность наземной транспортной сети в ряде регионов, большие размеры страны обуславливают необходимость широкого использования авиационного транспорта. Около 70 % территории России (Сибирь, Север, дальний Восток) практически не имеют развитых наземных и водных коммуникаций, около 50 % пассажирских и грузовых перевозок для этих районов обеспечивается авиационным транспортом.

Деловые поездки, туризм, сельскохозяйственные работы, тушение лесных пожаров, мониторинг природной среды, картографирование, геологическая, ледовая разведка, разведка рыбных промыслов, осуществление уникальных строительно-монтажных работ, оказание медицинской помощи, экстренная помощь при чрезвычайных ситуациях без воздушного транспорта были бы затруднены, а зачастую и невозможны.

Ежегодно в России воздушный транспорт перевозит около 25 млн. пассажиров (70 % во внутреннем со­общении) и 0,7 млн.т. грузов. Протяженность воздушных линий гражданской авиации составляет около 800 тыс.км, в том числе более 200 тыс. км - международные линии.

Распад СССР привел и к распаду единственной монополистической компании "Аэрофлот", состоявшей из региональных управлений гражданской авиации, расположенных в крупных аэропортах страны.

В настоящее время в России функционирует 330 авиакомпаний и 845 аэропортов. 63 аэропорта имеют федеральное значение, 52 выполняют международные полеты.

Парк воздушных судов России насчитывает 8200 единиц, в том числе около 1900 магистральных пассажирских самолета, более 800 – грузовых, около 2500 вертолетов, остальные – самолеты местных воздушных линий.

В последние годы в России произошло сокращение перевозок пассажиров воздушным транспортом в основном из-за снижения платежеспособности населения, вызванного резким ростом цен на авиабилеты. С 1 января 1993 г. авиаперевозки пассажиров осуществляются по свободным тарифам. Прогнозируется и дальнейшее уменьшение объема перевозок пассажиров и пассажирооборота. Следует сказать, что при сокращении пассажирооборота на внутренних авиалиниях, на международных линиях в тот же период он постоянно увеличивался.

В последние годы наметилась определенная стабилизация в развитии воздушного транспорта, отмечается рост объемов пассажирских и грузовых авиаперевозок. Несколько улучшилось использование воздушных судов - наметилась заметная стабилизация авиатарифов. За последние годы в гражданской авиации, несмотря на значительные трудности, были введены десятки важнейших производственных объектов. Среди них - аэровокзальные комплексы, терминалы в Пулково, Внуково, Хабаровске, Иркутске, Домодедово, Архангельске, Магадане, Кольцове, Усть-Илимске, Братске, Барнауле, Петропавловске-Камчатском, Нижнем Новгороде, Грозном, Сочи; взлетно-посадочные полосы и другие аэродромные объекты в аэропортах «Шереметьево», «Быково», Чите, Владивостоке, Салехарде, Мурманске, Братске, Кольцове, Усть-Илимске, Магнитогорске, Нижнем Новгороде; авиационно-технические базы в Хабаровске, Усть-Илимске. Введены в строй медицинский центр в Москве (стационар на 480 мест и поликлиника на 750 посещений в день), профилакторий для летного состава во Владивостоке, гостиница в Хабаровске и другие социально-бытовые объекты.

В феврале 2003 г. исполнилось 80 лет Гражданской авиации России. За это время авиация прошла большой и сложный путь развития и превратилась в одну из современных отраслей народного хозяйства – воздушный транспорт.

ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ , перевозка пассажиров, почты и грузов на воздушных судах - самолетах и управляемых аэростатах. Регулярный воздушный транспорт производится между определенными пунктами по установленному расписанию, а эпизодические полеты совершаются без расписания.

В настоящее время в странах, владеющих воздушным флотом, преобладает пассажирский воздушный транспорт, который служит одновременно и для почтовых перевозок. Грузового воздушного транспорта еще совершенно не существует, и он лишь отчасти выполняется на почтово-пассажирских воздушных судах. Основное преимущество воздушного транспорта - быстрота, основной недостаток - дороговизна. При сравнении воздушного транспорта с сухопутным и морским необходимо отметить еще следующие моменты: 1) возможность передвигаться по прямому направлению (на больших расстояниях - по дуге большого круга), 2) возможность пересекать сухопутные и водные участки без перемены транспортных средств и 3) гибкость в изменении маршрутов.

Средняя скорость воздушного транспорта : на самолетах 130-160 км/ч, 1200-1600 км в сутки без ночных полетов, 2500-3000 км в сутки при ночных полетах; на управляемых аэростатах 80-110 км/ч, 1800-2500 км в сутки (по проектам). Максимальная скорость транспортных самолетов достигает 215 км/ч, а специальных гоночных самолетов - 512 км/ч. Проходимое расстояние без спуска : на самолетах в среднем 500-700 км, на управляемых аэростатах (по проектам трансокеанских линий) - до 3-5 тыс. км. Тем не менее, выигрыш времени воздушный транспорт дает только на расстояниях свыше определенной длины: на коротких линиях выигрыш целиком поглощается доставкой пассажиров из города на аэродром и обратно. Для воздушных линий, конкурирующих с железной дорогой, минимум протяжения составляет около 300-400 км. На линиях, превышающих 1500 км, экономия времени по сравнению с железными дорогами может быть получена только при ночных полетах; в противном случае перерыв полета на ночь может свести выигрыш к нулю. Проблема ночных полетов имеет для воздушного транспорта огромное значение, особенно в странах 3ападной Европы и Северной Америки с густой железнодорожной сетью. За последние годы ряд линий оборудован для ночных полетов. Табл. 1 показывает сравнительный выигрыш времени на разных линиях воздушного транспорта.

Регулярность воздушного транспорта сильно страдает от метеорологических причин (туман, метель, плохая видимость) и от механических дефектов (порча мотора и оборудования). В летний сезон нарушение регулярности по метеорологическим причинам составляет лишь 1-2% всех полетов, в осенние и зимние месяцы оно сильно повышается, а на зиму значительная часть воздушных линий совершенно закрывается. Нарушение регулярности по механическим причинам дает от 1 до 5%, в среднем – 2,5% от числа начатых полетов, т. е. на каждые 20-100 (в среднем 40) полетов, в зависимости от характера линии, ее длины и качеств материальной части, приходится один перерыв полета или вынужденная посадка. Применение многомоторных самолетов повышает регулярность воздушного транспорта, хотя и в этом случае возможность вынужденных посадок в пути не исключена, и на протяжении воздушной линии все же необходимо иметь некоторое количество запасных посадочных площадок.

Развитие воздушной сети . Первые регулярные воздушные линии возникли в 1918 году в США (опытная почтовая линия Нью-Йорк-Вашингтон) и Германии (военно-почтовые линии на оккупированной территории Украины). В 1919 г. возник ряд линий почтово-пассажирского сообщения во Франции, Германии и Англии. Пока все линии работают на самолетах. На управляемых аэростатах типа «Цеппелин» работала пробная линия в Германии в 1919 г. В СССР, после нескольких опытов воздушного сообщения на самолетах старых военных типов в 1918-1921 годах, открыто с 1 мая 1922 г. почтово-пассажирское и грузовое сообщение Москва-Кенигсберг (1200 км) смешанного Русско-германского общества воздушных сообщений, сокращенно «Дерулуфт». В августе и сентябре того же года работала линия Москва-Нижний-Новгород общества «Авиакультура» во время всесоюзной ярмарки. В начале 1923 г. образовались акционерные общества «Добролет» (Всесоюзное общество добровольного воздушного флота) и «Укрвоздухпуть (Украинское общество воздушных сообщений). Оба общества развили значительную сеть воздушных линий. Третье общество «Закавиа» (Закавказское общество гражданской авиации), возникшее в том же году, ликвидировалось в 1925 г. В настоящее время (начало 1928 г.) сеть воздушных линий в СССР составляет 7400 км и эксплуатируется тремя обществами: Добролет, Дерулуфт и Укрвоздухпуть.

Мировая сеть воздушных линий в 1927 г. достигла протяжения около 65000 км; из них на Европу приходится около 40000 км (фиг. 1).

Наиболее обширную сеть, объединенную обществом «Германская воздушная Ганза» (Deutsche Luft-Hansa) имеет Германия, около 20000 км, Франция насчитывает (1927 г.) около 11000 км воздушных линий; из них важнейшие: Париж-Лондон (общество «Air-Union»), Париж-Берлин (общество «Фарман», параллельно с «Германской воздушной Ганзой»), Париж-Вена-Константинополь с ответвлением Прага-Варшава («Международная компания воздушных сообщений», с участием румынского и венгерского капитала) и колониальные линии: Тулуза-Казабланка-Даккар с ответвлением на Алжир и Тунис и намеченным продолжением на Южную Америку (обществово «Латекоэр»), Англия имеет в Европе всего около 1500 км воздушных линий, связывающих Лондон с главными столицами континента. В колониях Англия ведет большую работу по подготовке сети «имперских» воздушных путей, как на самолетах, так и на управляемых аэростатах. Из проектируемого воздушного пути Лондон-Индия-Австралия пока регулярно работает только участок Каир- Багдад-Басра (общество «Имперских воздушных путей»). Остальные страны Европы имеют частью национальные, частью смешанные общества воздушных сообщений, обычно субсидируемые государством и эксплуатирующие сравнительно небольшие линии местного значения. В США с 1920 г. начала работать воздушная почтовая линия Нью Йорк-Сан-Франциско (4300 км), пересекающая всю страну (см. фиг. 2).

С 1924 г. она работает и днем и ночью и электрифицирована на протяжении более 2200 км. Кроме названной здесь работают еще 17 воздушных линий по контракту с почтовым ведомством. Протяжение всей сети США к концу 1927 г. достигло 15600 км. Большинство американских линий работает круглый год. Из других внеевропейских линий следует отметить бельгийские линии в Конго, германские на гидросамолетах в Колумбии (Южная Америка) и австралийские линии, достигшие в 1927 г. протяжения свыше 4000 км.

Воздушные линии СССР . 1) Добролет, после опытов воздушного сообщения на линиях Москва-Нижний-Казань и Севастополь-Ялта, с 1925 г. сосредоточил свои усилия на окраинных линиях, дающих очень большой выигрыш во времени, в местностях, лишенных нормального механического транспорта. В 1927 г. Добролет содержал линии в Средней Азии: Ташкент-Самарканд-Термез-Душамбе, 930 км, и Чарджуй-Хива-Ташауз-Чимбай, 480 км (фиг. 3).

В конце 1927 г. открылись регулярные рейсы по линиям Фрунзе-Алма-Ата, 240 км, и Ташкент-Термез-Кабул, 1140 км. В Забайкалье действует линия того же общества: Верхнеудинск-Урга (в Монголии), в 600 км, с намеченным продлением до Пекина. О даваемой этими линиями громадной экономии времени дает понятие табл. 1. 2) Укрвоздухпуть в 1927 г. эксплуатировал ежедневную линию Москва-Баку, 2510 км, через Харьков-Ростов-Минеральные Воды- Грозный. Открыто продление этой линии до Пехлеви (Энзели, Северная Персия) для смыкания с персидско-германской линией Юнкерса Пехлеви-Тегеран. 3) Дерулуфт в 1927 г. работал на линии Москва-Кенигсберг- Берлин, протяжением в 1800 км. Перечисленные линии, кроме азиатских, работают только в летнее время, азиатские же линии действуют почти весь год, с небольшими перерывами в зимние месяцы.

Современное состояние . Средства воздушного транспорта . На современных воздушных линиях работают, кроме небольшого числа приспособленных военных самолетов, три категорий почтово-пассажирских самолетов: а) исключительно почтовые, небольших размеров, с моторами 150-400 л. с., без пассажирской кабины (гл. обр. на американских линиях); б) пассажирские самолеты и гидросамолеты средней мощности, одномоторные, 200-500 л. с.; в) большие пассажирские самолеты и гидросамолеты с 2, 3 и 4 моторами, общей мощностью от 600 до 1300 л. с.: Наиболее применяемые типы приведены в табл. 2.

Самолеты малой мощности, ниже 70 л. с., в регулярном воздушном транспорте не применяются и служат пока только для спорта. Самолеты от 70 до 150 л. с. в отдельных случаях применяются на коротких линиях (подъездных путях), а также при отдельных полетах по найму (такси). Управляемые аэростаты (дирижабли) для воздушных линий находятся в постройке в Англии и Германии и принадлежат к типу жестких (система «Цеппелин»). Объем их от 100 до 150 тыс. м 3 ; число моторов 5-7; общая мощность их до 3000 л. с.; скорость 110-120 км/ч; мест для пассажиров 100, полная коммерческая нагрузка 20-30 т.

Статистические данные о воздушном транспорте . Работа воздушных линий в главных странах 3ападной Европы характеризуется данными табл. 3 и 4.

Объем работы воздушных линий СССР, хотя и уступает еще масштабу западно-европейскому, но обнаруживает за последние годы быстрый и регулярный рост (см. табл. 5).

Безопасность воздушного транспорта . Как видно из табл. 6, число аварий на воздушном транспорте по сравнению с железными дорогами еще велико, и степень безопасности недостаточна. Впрочем, строго объективного сравнения на основе статистики дать нельзя, так как воздушный транспорт еще не достиг такого масштаба и не носит массового характера. По статистике российских железных дорог за 1913 г., 1 убитый пассажир приходился на 1300000 перевезенных пассажиров или на 825000 пройденных поездо-километров. Т. о. по отношению к числу пройденных км воздушный транспорт для пассажиров уже сейчас может по безопасности равняться с железными дорогами, но по отношению к числу перевезенных пассажиров число аварий на воздушном транспорте во много раз больше, чем на сухопутном.

Проектирование воздушных линий . Организации воздушных линии предшествует составление технического проекта, организационной и эксплуатационной сметы. В технический проект входят: 1) установление маршрута, определение этапов и составление графика движения; 2) расчет числа самолетов и моторов; 3) установление типов технического оборудования; 4) расчет лётного персонала (пилоты, бортовые механики и борт-радиотелеграфисты); 5) расположение и оборудование аэродромов и посадочных площадок; 6) проекты построек на аэродромах и площадках; 7) проект светового оборудования для ночных полетов; 8) организация метеорологической службы; 9) организация радио-телефонной и др. видов связи по линии; 10) организация снабжения материалами и запасными частями. Маршрут выбирается, по возможности, допускающий безопасную посадку в пути. Длина этапов, проходимых без спуска, определяется применительно к качествам выбранных самолетов, с учетом неблагоприятных ветров и продолжительности дня в разное время года. При этом обязательно предусматривается запас около 100 км на этап; длина этапов редко превосходит 800 км. Посадочные площадки на случай вынужденного спуска намечаются через каждые 50-70 км и снабжаются отличительными знаками, видимыми сверху. График движения составляется на основании средней крейсерской скорости данного самолета, которая проверена на опыте (обычно на 15-20% ниже максимальной скорости). Число самолетов на линии определяется в зависимости от допускаемой лётной нагрузки и равняется числу км, проходимых по линии в месяц, деленному на допустимую лётную нагрузку в месяц на самолет, плюс число запасных самолетов. Последние имеются обычно по 1 на конечных пунктах плюс по 1 на каждые 1000-1500 км пути. Лётная нагрузка на самолет составляет нормально 8000-12000 км в месяц. Летчик обычно прикреплен к определенному самолету и имеет одинаковую с ним лётную нагрузку, т. е. 60-90 часов полета в месяц.

Пример : длина линии - 2000 км, число рейсов – по 6 в неделю в каждую сторону, всего 52 рейса в месяц; скорость, в среднем, 150 км/ч, число летчиков и рабочих самолетов 2000х52/(90х150) ≈ 7 или 8, запасных самолетов 3; всего самолетов 10 -11. Число моторов в запасе принимается обычно в 100% от числа установленных на самолетах. Срок амортизации моторов 700 -1000 часов работы; для самолетов 2000 -3000 часов полета, или в среднем 3-4 года.

Стоимость воздушной перевозки на самолетах выше всех других видов транспорта (см. табл. 7).

На одномоторном самолете, мощностью 200-400 л. с. (4-6 пассажиров), 1 км полета обходится в 1 р.-1 р. 70 к. При ежедневных рейсах круглый год стоимость ближе к низшему пределу, при редких же рейсах она сильно возрастает. Крупные самолеты дают относительно более дешевый транспорт, но только при обеспеченности достаточно большой нагрузкой, что пока еще бывает редко. Для управляемых аэростатов пока еще нет проверенных на практике цифр стоимости, а для строящихся больших управляемых аэростатов в 100000-150000 м 3 ожидается себестоимость в 5-10 к. с пассажир-километра и 50 к.-1 р. с ткм. Причины высокой стоимости транспорта на существующих самолетах: а) относительно малая грузоподъемность (2-3 пасс, на каждые 100 л. с.); б) дороговизна самолетов и моторов, изготовляемых пока в небольшом числе; в) короткие сроки амортизации самолетов и моторов; г) дороговизна горючего; д) высокая страховка; е) большой % накладных расходов вследствие слабого использования материальной части во времени (неполный год и малая часть суток). Сравнение себестоимости воздушного транспорта с размерами принятых тарифов показывает, что воздушный транспорт пока везде убыточен. Убыточность еще возрастает из-за недогруза, имеющего место на многих линиях. Дефицит во всех государствах покрывается правительственными субсидиями. Размеры их за 1926 г.: во Франции - около 5 млн. р., в Германии - около 9 млн. р., в Англии - около 2,3 млн. р.; сверх того государства бесплатно предоставляют для воздушного транспорта земное оборудование (аэродромы, освещение и т. п.). Наиболее рентабельным грузом является почта, оплачиваемая по 4-7 р. за 1 т км, но ее количество еще недостаточно для загрузки воздушных линий. Развитие воздушной почты представляет ныне наиболее верный путь к безубыточности воздушного транспорта. Пассажиры и грузы могут окупать расходы только на линиях, которые проходят в бездорожных местностях, как, например, средне-азиатские линии Добролета и некоторые колониальные линии, где фактически уже теперь большая часть эксплуатационных расходов покрывается доходами; в недалеком будущем подобные линии станут рентабельными. Технический прогресс самолето- и дирижаблестроения сулит в ближайшие десятилетия значительное удешевление воздушного транспорта, достижение полной рентабельности его и понижение тарифов для пассажиров и почты приблизительно до железнодорожного уровня. Параллельно с этим предвидится повышение регулярности, быстроты и комфорта воздушного транспорта и, как результат, огромное расширение области его применения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

Воздушный транспорт

Двадцатый век ознаменовался гигантскими преобразованиями, произошедшими во всех сферах человеческой деятельности. Не исключением стал и воздушный транспорт. Его развитию способствовали рост населения планеты, увеличение количества потребляемых материальных ресурсов, урбанизация, социальные, политические и многие другие факторы. Главное его преимущество -- обеспечение значительной экономии времени за счёт высокой скорости полёта.

Воздушный транспорт возник в государствах Европы и Америки после 1-й мировой войны 1914--18. Во Франции и Германии, например, как вид транспорта стал развиваться с 1920-21. В СССР первая воздушная линия была открыта в 1923 году по маршруту Москва -- Нижний Новгород.

В современных условиях воздушный транспорт является одним из наиболее динамично развивающихся средств передвижения. В основных направлениях развития народного хозяйства и гражданской авиации ему отводится немаловажная роль. Развитие воздушного транспорта для страны является просто необходимым. Авиация - это самое молодое и скоростное направление, призванное осуществлять коммуникационные связи между различными регионами. В то же время это самая дорогая отрасль. С его помощью доставляются медикаменты и почта, промышленные и продовольственные товары в самые труднодоступные уголки.

Стоит сказать, что авиация является наиболее совершенным видом транспорта. Она не нуждается в дорогах и не боится различных препятствий. Именно благодаря авиации человечество получило возможность выхода в космос.

Самый распространенный вид воздушного транспорта - это, конечно же, самолет. Самолеты обладают наибольшей скоростью из всех остальных видов воздушного транспорта, так что авиадоставка груза самолетами является наиболее быстрой. Кроме того самолеты подразделяются на группы по грузоподъемности, дальности полета и скоростным характеристикам.

Следующий по распространенности вид воздушного транспорта - это вертолеты. Ясно, что вертолеты используются преимущественно для перевозок на малые расстояния (порядка 500-1000 километров) малых партий грузов.

Третий вид воздушного транспорта является на самом деле морским, однако имеет очертания, конструкцию и принцип передвижения авиационного транспорта. Это, так называемые, экранопланы и экранолеты. Они превосходят по скорости, безопасности и грузоподъемности многие самолеты, однако уступают им в маневренности по причине того что высота полета этих судов составляет всего несколько метров. Кроме того, экранолетам и экранопланам не нужны для посадки аэродромы или аэропорты, они способны приводняться практически на любых водных поверхностях.

Воздушный транспорт имеет ряд неоспоримых преимуществ. Прежде всего, он высокоскоростной. При этом достигается немаловажная маневренность при организации перевозок пассажиров. Кроме того, современные авиалинии обеспечивают беспосадочные перелеты на значительные расстояния.

Для регламентации всей деятельности мировой гражданской авиации, унификации её использования и применения, а также обмена опытом во всех областях аэронавигации осенью 1944 г. под эгидой ООН была образована и ныне успешно функционирует специализированная Международная организация гражданской авиации (ICАО), членом которой состоит и Россия. ICАО публикует подробные статистические сведения обо всех многообразных сторонах деятельности и состоянии воздушного транспорта в мире. Деятельность IСАО определяет Чикагская конвенция о гражданской авиации -- юридический акт и основополагающий источник воздушного международного права. Предвидя глобальное развитие воздушных перевозок, основателям IСАО удалось, в частности, избежать разнобоя, осложнившего в свое время установление единообразия в железнодорожном сообщении (право-левостороннее движение, широкая-узкая колея и тому подобное). Вся регламентация IСАО направлена на обеспечение безопасности полетов, авиационной безопасности (защита от терроризма) и максимальное упрощение процесса воздушных перевозок между государствами. Из многих специализированных учреждений, действующих под эгидой ООН, IСАО -- не только самая многочисленная, но и наиболее эффективно действующая организация, обеспечивающая единообразие и порядок при перевозке по воздуху более 1,6 миллиарда пассажиров и 30 миллионов тонн грузов ежегодно.

В отличие от IСАО другое международное авиатранспортное объединение -- IАТА (Международная авиатранспортная организация), основанная еще в 1919 году, занимается финансовым управлением авиаперевозками. Система клиринговых расчетов, например, позволяет авиакомпаниям управлять финансовыми потоками централизованно. За год через финансовую палату IАТА проходит 34 млрд. долларов США, перечисляемых более чем 300 авиакомпаниями. Система взаиморасчетов по продаже пассажирских перевозок упрощает процесс выдачи билетов, позволяет снизить расходы, связанные с их реализацией. Кроме того, IАТА является законодательным и консультативным органом по всем вопросам, связанным с тарифами на международные авиаперевозки, а также составляет прогнозы по объемам пассажирских перевозок, развитию сети маршрутов, планам реконструкции и развития аэропортов, а еще устанавливает стандарты по обслуживанию пассажиров и их багажа в аэропортах.

В зависимости от характера эксплуатации воздушные суда гражданской авиации можно классифицировать на:

1) воздушные суда авиации общего назначения (АОН);

2) воздушные суда авиации коммерческого назначения.

Воздушные судна, находящиеся в регулярной эксплуатации, то есть в сфере деятельности коммерческих авиакомпаний, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов по расписанию относятся к коммерческой авиации. Использование же воздушного судна в личных или деловых целях относит его к категории авиации общего назначения.

Последние годы наблюдается рост популярности воздушных судов общего назначения, так как они способны выполнять задачи, несвойственные коммерческой авиации - перевозку небольших грузов, сельскохозяйственные работы, патрулирование, обучение пилотированию, авиационный спорт, туризм и т.д., а также существенно экономят время для пользователей. Последнее достигается за счет возможности летать вне расписания, способности использовать для взлета и посадки небольшие аэродромы и пользователь не тратит время на оформление и регистрацию авиабилетов и имеет возможность выбора прямого маршрута до места назначения. Как правило, воздушные суда АОН - воздушные суда, имеющие взлетную массу до 8,6 т. Однако возможно и использование большего воздушного судна.

В зависимости от назначения можно выделить две основные группы воздушных судов, не зависимо от условий эксплуатации - многоцелевые и специализированные воздушные суда.

Многоцелевые воздушные суда предназначены для решения широкого круга задач. Это достигается за счет переоборудования и переоснащения воздушного судна для решения конкретной задачи при минимальных конструктивных изменениях или без таковых. В зависимости от способности взлетать и садиться не только на аэродромы с искусственным покрытием, но и использовать для этих целей водную поверхность многоцелевые воздушные суда бывают наземного базирования и амфибийными.

Специализированные воздушные суда, ориентированы на выполнение какой-либо одной задачи.

Особое значение для гражданской авиации имеет классификация воздушных судов в зависимости от их дальности полета:

Ближнее магистральное (основных авиалиний) воздушное судно, с дальностью полета - 1000-2500 км;

Среднее магистральное воздушное судно, с дальностью полета - 2500-6000 км;

Дальнее магистральное воздушное судно, с дальностью полета свыше 6000 км. самолет экипаж полет авиаперевозчик

Воздушное пространство подразумевает разделение на эшелоны или воздушные коридоры, по которым двигаются самолеты. Движение идет так, чтобы расстояние между воздушными судами в момент сближения составляло не менее 10 км - это боковое эшелонирование. В зоне аэропортов предусмотрены одни эшелоны, а на дальних маршрутах - другие.

Управление воздушным транспортом - дело не из легких. В летный состав включаются штурманы и летчики, а также курсанты летных учебных заведений, которые годны к данной работе по заключению медицинской комиссии и могут выполнять свои функциональные обязанности. Каждый член экипажа во время полета обязан беспрекословно выполнять все указания, которые даются органом управления полетами. Отступать от маршрута можно только в случае угрозы безопасности и жизни людей, которые находятся на борту воздушного судна.

Существуют определенные нормы отдыха и налета экипажа воздушного судна. Так, в сутки находиться в воздухе можно не более двенадцати часов. Такая норма установлена для летного состава воздушных авиалайнеров.

В настоящее время самым безопасным видом транспорта считается самолет, после него идет водный и железнодорожный транспорт. Данные рассчитываются, исходя из количества пострадавших при использовании того или иного вида транспорта.

По подсчетам ICAO (Международная организация гражданской авиации -- учреждение ООН, которое устанавливает международные нормы гражданской авиации), на миллион вылетов приходится одна катастрофа, чего не скажешь об автомобильных и других авариях.

Но любая авиакатастрофа, даже самого маленького летательного аппарата, сразу же привлекает внимание СМИ. Это способствует формированию негативного мнения об авиации, как об очень опасном виде передвижения.

Вероятность того, что пассажир, севший в самолет погибнет в авиакатастрофе, составляет примерно 1/ 8 000 000.Если пассажир будет садиться каждый день на случайный рейс, ему понадобится 21 000 лет, чтобы погибнуть.

Также ошибочным считается мнение о том, что в случае авиакатастрофы шансы выжить минимальны. Согласно результатам анализа 568 авиационных происшествий, произошедших в США с 1983 по 2000 годы, погибшие составляют лишь 5% от общего числа пассажиров, находящихся на борту. Согласно этой статистике, из 53 487 человек, попавших в авиакатастрофы, 51 207 остались в живых. В результате более подробного изучения 26 серьезных аварий, сопровождавшихся сильными ударами лайнеров о землю, их разламыванием на части и пожарами, выяснилось, что спаслось в этих катастрофах примерно 50% людей, находившихся на борту.

Вероятность выживания команды пассажиров и пилотов увеличивается, если самолет совершает аварийное приводнение, даже если и не рассчитан на подобные меры. Специалисты утверждают, что приводнение увеличивает шансы выживания людей на 50%.

Безопасность полетов находится на первом месте у крупных авиаперевозчиков. Предполетный досмотр пассажиров, багажа и груза, а так же тщательный технический осмотр воздушного судна перед вылетом являются неотъемлемым звеном в работе служб наземного обеспечения перевозок.

В российской авиации лидирующее место по безопасности и регулярности полетов занимает крупнейшая авиакомпания России, национальный перевозчик - Аэрофлот - Российские авиалинии.

Флот компании является одним из самых молодых в мире. Аэрофлот имеет на балансе 163 авиалайнера, большей частью самолеты семейства Airbus А320, А330, Boeing 737, Boeing 777 и Sukhoi SuperJet-100.

Аэрофлот располагает крупнейшим в Восточной Европе Центром управления полётами.

Маршрутная сеть насчитывает собственные регулярные рейсы в 123 пункта 52 стран, а так же клиенты компании имеют возможность совершать полеты в 1052 пункта в 177 странах мира через обширную совместную маршрутную сеть крупнейшего альянса SkyTeam.

Аэрофлот в 2015 году третий год подряд и в четвёртый раз в своей истории награжден международной премией World Airline Awards в номинации «Лучшая авиакомпания Восточной Европы».

Безопасность полетов, тщательная проверка воздушного судна, экономия времени, а так же первоклассный сервис на борту самолета не оставят никого равнодушным и заставят вновь и вновь прибегать к услугам воздушного транспорта.

Список литературы

1. Шишкина Л.Н. Транспортная система России.-М.:Желдориздат,2005

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    История воздушного транспорта России от истоков до наших дней. Развитие системы управления воздушным движением, основные этапы в формировании УВД. Обеспечение безопасности полетов гражданской авиации. Аэронавигационное обслуживание полетов самолетов.

    контрольная работа , добавлен 04.01.2015

    Определение преимуществ (высокая скорость, оперативность), недостатков (ограничение по весу) и проблем развития воздушного транспорта. Рассмотрение мер по обеспечению авиационной безопасности. Анализ показателей эффективности функционирования СВТ.

    реферат , добавлен 18.03.2010

    Общая характеристика мирового воздушного транспорта, его значение. Уставные положения и организационная структура Международной организации гражданской авиации. Деятельность ассамблеи, совета, комиссии. Европейская организация безопасности аэронавигации.

    курсовая работа , добавлен 06.12.2013

    Удовлетворение запросов пользователей воздушного пространства на его использование. Движение воздушных судов. Обеспечение необходимого уровня безопасности полетов при обслуживании воздушного движения. Воздушные трассы и местные воздушные линии.

    курсовая работа , добавлен 02.03.2014

    Особенности деятельности гражданской авиации в условиях рыночной экономики. Крупнейшие авиакомпании России. Современные тенденции развития воздушного транспорта, методы его государственного регулирования. Проблемы российского воздушного законодательства.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2013

    Правовой режим аэродромов, аэропортов и объектов системы организации воздушного движения. Виды и назначение аэродромов государственной авиации. Участие субъектов Российской Федерации в государственном регулировании деятельности воздушного транспорта.

    контрольная работа , добавлен 10.02.2014

    Понятие воздушного транспорта - авиационного транспорта, производящего перевозку грузов по воздуху. Терминал - оконечная часть некой системы, которая обеспечивает связь системы с внешней средой. Система автоматизации деятельности грузового авиатерминала.

    реферат , добавлен 13.12.2011

    Ускорение темпов развития советского воздушного транспорта в 1961–1970 годах. Внедрение реактивной авиационной техники второго поколения. Интенсификация авиационных работ в народном хозяйстве и расширение международного сотрудничества Аэрофлота.

    реферат , добавлен 27.05.2014

    Преимущества и недостатки трубопроводного, железнодорожного, автомобильного и воздушного видов транспорта в России. Схемы организации смешанных сообщений. Расчет эксплуатационных расходов и составляющих времени доставки груза по разным видам транспорта.

    курсовая работа , добавлен 16.03.2014

    Современное самолетное и наземное оборудование. Изучение маршрута и метео-документов, карты особых явлений, карты вертикального разреза атмосферы и карты преобладающих ветров. Эффективность работы воздушного транспорта и безопасность полетов самолетов.

Просмотров