Электрическая схема сигнализатор ручного тормоза. Сигнализация отключения стояночного тормоза Нормальная герметичность гидропривода тормозов
Предлагаемое устройство предназначено для подачи прерывистого звукового и светового сигнала водителю при трогании автомобиля с включенным ручным тормозом. Схема его подключения показана на примере автомобиля “Москвич-2140”, но может быть выполнена на других моделях автомашин.
Сигнализатор ручного тормоза
Оповещение
водителя о нарушении
герметичности гидросистемы
тормозных механизмов колес и
включении ручного тормоза
автомобиля “Москвич-2140”
производится с помощью одной
сигнальной лампы,
установленной на панели
приборов. При включении
ручного тормоза лампа
загорается постоянным светом,
что не всегда привлекает
внимание водителя в отличие от
мигающего, и зачастую даже
опытные водители забывают
выключить ручной тормоз при
трогании и движении
автомобиля. Это вызывает
повышенный износ тормозных
накладок, дополнительную
нагрузку на двигатель и
нарушение регулировки системы
привода ручного тормоза.
Устройство, схема которого
показана на рисунке, состоит из
звукового генератора,
собранного на транзисторах VT1,
VT2, мультивибратора на
транзисторах VT3, VT4 (обмотка
реле К.1 включена в цепь
коллектора VT3); дополнительного
выключателя SB2 и штатных
элементов
электрооборудования-ключа
зажигания SA1, датчика SP
герметичности гидропривода
тормозов, выключателя SB1
сигнальной лампы ручного
тормоза и сигнальной лампы HL.
Выключатель SB2 установлен под
педалью сцепления по аналогии
с выключателем стоп-сигнала
педали ножного тормоза. При
нажатии на педаль сцепления
контакты выключателя SB2
замыкаются, при отпускании -
размыкаются.
- Работает устройство следующим образом. При включенном замке зажигания SA1 напряжение питания +12 В подается на лампу HL и клемму 5 устройства. Замыканием контактов выключателя SB1 (ручной тормоз включен) мультивибратор и сигнальная лампа подключаются к отрицательной шине питания по цепи: минус 12 В, замкнутые контакты выключателя SB1, клемма 4 устройства, нормально замкнутые контакты К1.1, выключатель SB2 и через диод VD1 на лампу HL. Мультивибратор начинает работать.
- Включаясь с частотой 1...2 Гц, реле К1 своим нормально замкнутым контактом К1.1 коммутирует цепь питания лампы, а при замкнутых контактах выключателя SB2 (педаль сцепления нажата) - и цепь питания звукового генератора.
- Лампа и генератор “выдают” прерывистый световой и звуковой сигнал соответственно. При размыкании контактов выключателя SB1 (ручной тормоз выключен) лампа и мультивибратор обесточиваются.
- При срабатывании выключателя SP (нарушена герметичность гидропривода) сигнальная лампа будет излучать постоянный свет как и обычно при данной неисправности. Индикация же включенного состояния ручного тормоза при нажатой педали сцепления будет прежней - прерывистый звуковой сигнал. Это достигается разделением цепи выключателя SP и отрицательной шины питания устройства встречно включенным диодом VD1, т. е. минус 12 В может подводиться к устройству только через клемму 4 и замыкание контактов выключателя SP не влияет на работу устройства.
В табл. 1
показаны состояния
индикаторов при действиях
водителя ручным тормозом
(переключатель SB1) и педалью
сцепления (переключатель SB2)
при трогании и движении
автомобиля с нормальной и
нарушенной герметичностью
гидропривода тормозов.
Устройство подключается
клеммами 1, 2 к выключателю SB2
педали сцепления, клеммой 3 - к
освободившемуся от проводника
(а) контакту выключателя SP (см.
рис. 2). Отключенный проводник
(а) выключателя SB1
подсоединяется к клемме 4,
клемма 5 - к шине питания +12 В.
Таблица 1
Ситуация |
световая индикация HL |
звуковая индикация HA |
|
1 | Питание отключено | ||
Нормальная герметичность гидропривода тормозов |
|||
2 | Ручной тормоз включен, стоянка автомобиля | ||
3 | Троганне и движение автомобиля с выключенным ручным тормозом | ||
4 | |||
5 | |||
Нарушение герметичности гидропривода тормоза |
|||
6 | Ручной тормоз включен (выключен), стоянка автомобиля | ||
7 | Трогание и движение автомобиля с выключенным ручным тормозом | ||
8 | Трогание автомобиля с включенным ручным тормозом | ||
9 | Движение автомобиля с включенным ручным тормозом | ||
Примечание: 0 - индикация отсутствует; Х - индикация прерывистая; + индикация постоянная. |
В устройстве использованы транзисторы МП25 со статическим коэффициентом передачи тока 20...35, конденсаторы - C1, C2 - МБМ, СЗ - К50-6, резисторы МЛТ, реле РЭС-15 (паспорт РС4.591.003.П2), звуковой излучатель-капсуль ДЭМШ-1А, выключатель SB2-микропереключатель МП-1 с соответствующими элементами крепления.
- Вместо указанных можно применить транзисторы МП26, МП39, МП40 с коэффициентом передачи тока не менее 20, диоды Д7А, Д226 и Д220, Д9Ж, Е, реле любого типа на ток срабатывания не более 30...50 мА и напряжение питания 12 В.
- Правильно собранное и подключенное устройство в настройке не нуждается. Все его элементы расположены на печатной плате и помещены в металлический корпус.
- Монтаж и взаимное расположение полупроводниковых элементов некритичны. Габариты зависят в основном от типа применяемого реле и звукового излучателя.
Длительная эксплуатация устройства показала его надежность, удобство и необходимость.
А. КУЗЕМА, ВРЛ, вып.93
Предлагаемое устройство предназначено для подачи прерывистого звукового и светового сигнала водителю при трогании автомобиля с включенным ручным тормозом. Схема его подключения показана на примере автомобиля “Москвич-2140”, но может быть выполнена на других моделях автомашин.
Оповещение водителя о нарушении герметичности гидросистемы тормозных механизмов колес и включении ручного тормоза автомобиля “Москвич-2140” производится с помощью одной сигнальной лампы, установленной на панели приборов. При включении ручного тормоза лампа загорается постоянным светом, что не всегда привлекает внимание водителя в отличие от мигающего, и зачастую даже опытные водители забывают выключить ручной тормоз при трогании и движении автомобиля. Это вызывает повышенный износ тормозных накладок, дополнительную нагрузку на двигатель и нарушение регулировки системы привода ручного тормоза.
Устройство, схема которого показана на рисунке, состоит из звукового генератора, собранного на транзисторах VT1, VT2, мультивибратора на транзисторах VT3, VT4 (обмотка реле К.1 включена в цепь коллектора VT3); дополнительного выключателя SB2 и штатных элементов электрооборудования-ключа зажигания SA1, датчика SP герметичности гидропривода тормозов, выключателя SB1 сигнальной лампы ручного тормоза и сигнальной лампы HL.
Выключатель SB2 установлен под педалью сцепления по аналогии с выключателем стоп-сигнала педали ножного тормоза. При нажатии на педаль сцепления контакты выключателя SB2 замыкаются, при отпускании - размыкаются.
Работает устройство следующим образом. При включенном замке зажигания SA1 напряжение питания +12 В подается на лампу HL и клемму 5 устройства. Замыканием контактов выключателя SB1 (ручной тормоз включен) мультивибратор и сигнальная лампа подключаются к отрицательной шине питания по цепи: минус 12 В, замкнутые контакты выключателя SB1, клемма 4 устройства, нормально замкнутые контакты К1.1, выключатель SB2 и через диод VD1 на лампу HL. Мультивибратор начинает работать.
Включаясь с частотой 1...2 Гц, реле К1 своим нормально замкнутым контактом К1.1 коммутирует цепь питания лампы, а при замкнутых контактах выключателя SB2 (педаль сцепления нажата) - и цепь питания звукового генератора.
Лампа и генератор “выдают” прерывистый световой и звуковой сигнал соответственно. При размыкании контактов выключателя SB1 (ручной тормоз выключен) лампа и мультивибратор обесточиваются.
При срабатывании выключателя SP (нарушена герметичность гидропривода) сигнальная лампа будет излучать постоянный свет как и обычно при данной неисправности. Индикация же включенного состояния ручного тормоза при нажатой педали сцепления будет прежней - прерывистый звуковой сигнал. Это достигается разделением цепи выключателя SP и отрицательной шины питания устройства встречно включенным диодом VD1, т. е. минус 12 В может подводиться к устройству только через клемму 4 и замыкание контактов выключателя SP не влияет на работу устройства.
В табл. 1 показаны состояния индикаторов при действиях водителя ручным тормозом (переключатель SB1) и педалью сцепления (переключатель SB2) при трогании и движении автомобиля с нормальной и нарушенной герметичностью гидропривода тормозов.
Устройство подключается клеммами 1, 2 к выключателю SB2 педали сцепления, клеммой 3 - к освободившемуся от проводника (а) контакту выключателя SP (см. рис. 2). Отключенный проводник (а) выключателя SB1 подсоединяется к клемме 4, клемма 5 - к шине питания +12 В.
Таблица 1
Ситуация |
световая индикация HL |
звуковая индикация HA |
|
1 | Питание отключено | ||
Нормальная герметичность гидропривода тормозов |
|||
2 | Ручной тормоз включен, стоянка автомобиля | ||
3 | Троганне и движение автомобиля с выключенным ручным тормозом | ||
4 | |||
5 | |||
Нарушение герметичности гидропривода тормоза |
|||
6 | Ручной тормоз включен (выключен), стоянка автомобиля | ||
7 | Трогание и движение автомобиля с выключенным ручным тормозом | ||
8 | Трогание автомобиля с включенным ручным тормозом | ||
9 | Движение автомобиля с включенным ручным тормозом |
Примечание: 0 - индикация отсутствует; Х - индикация прерывистая; + индикация постоянная.
В устройстве использованы транзисторы МП25 со статическим коэффициентом передачи тока 20...35, конденсаторы - C1, C2 - МБМ, СЗ - К50-6, резисторы МЛТ, реле РЭС-15 (паспорт РС4.591.003.П2), звуковой излучатель-капсуль ДЭМШ-1А, выключатель SB2-микропереключатель МП-1 с соответствующими элементами крепления.
Вместо указанных можно применить транзисторы МП26, МП39, МП40 с коэффициентом передачи тока не менее 20, диоды Д7А, Д226 и Д220, Д9Ж, Е, реле любого типа на ток срабатывания не более 30...50 мА и напряжение питания 12 В.
Правильно собранное и подключенное устройство в настройке не нуждается. Все его элементы расположены на печатной плате и помещены в металлический корпус.
Монтаж и взаимное расположение полупроводниковых элементов некритичны. Габариты зависят в основном от типа применяемого реле и звукового излучателя.
Длительная эксплуатация устройства показала его надежность, удобство и необходимость.
Список радиоэлементов
Обозначение | Тип | Номинал | Количество | Примечание | Магазин | Мой блокнот |
---|---|---|---|---|---|---|
VT1-VT4 | Биполярный транзистор | МП25А | 4 | МП26, МП39, МП40 | В блокнот | |
VD1 | Диод | КД208А | 1 | Д7А, Д226 | В блокнот | |
VD2 | Диод | Д223 | 1 | Д9Ж, Д220 | В блокнот | |
C1, C2 | Конденсатор | 0.1 мкФ | 2 | МБМ | В блокнот | |
C3 | Электролитический конденсатор | 20 мкФ 6В | 1 | К50-6 | В блокнот | |
R1, R2 | Резистор | 18 кОм | 2 | 0.25 Вт | В блокнот | |
R3 | Резистор | 1 кОм | 1 | 0.25 Вт | В блокнот | |
R4 | Резистор | 1.5 кОм | 1 | 0.25 Вт |
Предлагаемое устройство предназначено для подачи прерывистого звукового и светового сигнала водителю при трогании автомобиля с включенным ручным тормозом. Схема его подключения показана на примере автомобиля “Москвич-2140”, но может быть выполнена на других моделях автомашин.
Оповещение водителя о нарушении герметичности гидросистемы тормозных механизмов колес и включении ручного тормоза автомобиля “Москвич-2140” производится с помощью одной сигнальной лампы, установленной на панели приборов. При включении ручного тормоза лампа загорается постоянным светом, что не всегда привлекает внимание водителя в отличие от мигающего, и зачастую даже опытные водители забывают выключить ручной тормоз при трогании и движении автомобиля. Это вызывает повышенный износ тормозных накладок, дополнительную нагрузку на двигатель и нарушение регулировки системы привода ручного тормоза.
Устройство, схема которого показана на рисунке, состоит из звукового генератора, собранного на транзисторах VT1, VT2, мультивибратора на транзисторах VT3, VT4 (обмотка реле К.1 включена в цепь коллектора VT3); дополнительного выключателя SB2 и штатных элементов электрооборудования-ключа зажигания SA1, датчика SP герметичности гидропривода тормозов, выключателя SB1 сигнальной лампы ручного тормоза и сигнальной лампы HL.
Выключатель SB2 установлен под педалью сцепления по аналогии с выключателем стоп-сигнала педали ножного тормоза. При нажатии на педаль сцепления контакты выключателя SB2 замыкаются, при отпускании - размыкаются.
Работает устройство следующим образом. При включенном замке зажигания SA1 напряжение питания +12 В подается на лампу HL и клемму 5 устройства. Замыканием контактов выключателя SB1 (ручной тормоз включен) мультивибратор и сигнальная лампа подключаются к отрицательной шине питания по цепи: минус 12 В, замкнутые контакты выключателя SB1, клемма 4 устройства, нормально замкнутые контакты К1.1, выключатель SB2 и через диод VD1 на лампу HL. Мультивибратор начинает работать.
Включаясь с частотой 1…2 Гц, реле К1 своим нормально замкнутым контактом К1.1 коммутирует цепь питания лампы, а при замкнутых контактах выключателя SB2 (педаль сцепления нажата) - и цепь питания звукового генератора.
Лампа и генератор “выдают” прерывистый световой и звуковой сигнал соответственно. При размыкании контактов выключателя SB1 (ручной тормоз выключен) лампа и мультивибратор обесточиваются.
При срабатывании выключателя SP (нарушена герметичность гидропривода) сигнальная лампа будет излучать постоянный свет как и обычно при данной неисправности. Индикация же включенного состояния ручного тормоза при нажатой педали сцепления будет прежней - прерывистый звуковой сигнал. Это достигается разделением цепи выключателя SP и отрицательной шины питания устройства встречно включенным диодом VD1, т. е. минус 12 В может подводиться к устройству только через клемму 4 и замыкание контактов выключателя SP не влияет на работу устройства.
В табл. 1 показаны состояния индикаторов при действиях водителя ручным тормозом (переключатель SB1) и педалью сцепления (переключатель SB2) при трогании и движении автомобиля с нормальной и нарушенной герметичностью гидропривода тормозов.
Устройство подключается клеммами 1, 2 к выключателю SB2 педали сцепления, клеммой 3 - к освободившемуся от проводника (а) контакту выключателя SP (см. рис. 2). Отключенный проводник (а) выключателя SB1 подсоединяется к клемме 4, клемма 5 - к шине питания +12 В.
Таблица 1
Ситуация | световая индикация HL | звуковая индикация HA | |
1 | Питание отключено | 0 | 0 |
Нормальная герметичность гидропривода тормозов | |||
2 | Ручной тормоз включен, стоянка автомобиля | Х | 0 |
3 | Троганне и движение автомобиля с выключенным ручным тормозом | 0 | 0 |
4 | Х | Х | |
5 | Х | 0 | |
Нарушение герметичности гидропривода тормоза | |||
6 | Ручной тормоз включен (выключен), стоянка автомобиля | + | 0 |
7 | Трогание и движение автомобиля с выключенным ручным тормозом | + | 0 |
8 | Трогание автомобиля с включенным ручным тормозом | + | Х |
9 | Движение автомобиля с включенным ручным тормозом | + | 0 |
Примечание: 0 – индикация отсутствует; Х – индикация прерывистая; + индикация постоянная. |
В устройстве использованы транзисторы МП25 со статическим коэффициентом передачи тока 20…35, конденсаторы - C1, C2 - МБМ, СЗ - К50-6, резисторы МЛТ, реле РЭС-15 (паспорт РС4.591.003.П2), звуковой излучатель-капсуль ДЭМШ-1А, выключатель SB2-микропереключатель МП-1 с соответствующими элементами крепления.
Вместо указанных можно применить транзисторы МП26, МП39, МП40 с коэффициентом передачи тока не менее 20, диоды Д7А, Д226 и Д220, Д9Ж, Е, реле любого типа на ток срабатывания не более 30…50 мА и напряжение питания 12 В.
Правильно собранное и подключенное устройство в настройке не нуждается. Все его элементы расположены на печатной плате и помещены в металлический корпус.
Монтаж и взаимное расположение полупроводниковых элементов некритичны. Габариты зависят в основном от типа применяемого реле и звукового излучателя.
Длительная эксплуатация устройства показала его надежность, удобство и необходимость.