Референсы рембрандтовский свет. Рембрандтовский свет. Широкий свет - полное освещение стороны лица направленного на камеру

В этой популярной схеме, рисующий свет расположен перед моделью, сильно сбоку, выше головы. Насколько спереди? Так, чтобы в глазах были блики. Чем выше, тем четче тени на подбородке, лучше выделяется лицо из обрамляющей тени, становится более трехмерным. Если тень окажется слишком сильной на подбородке, ее можно смягчить отражателем. Забудьте про 45° сбоку и прочие правила выставления вспышки: ставьте на ощупь, выработайте у себя это ощущение света. Медленно двигайте свет и смотрите, как он лучше падает на модель; скажите ей, чтобы она, наконец, перестала крутиться.

Наиболее классическим вариантом будет вытянутый треугольник света под глазом с затененной стороны лица. Тень от носа красиво ложится вниз, дотрагиваясь до губы. Горизонтальная тень от носа непривлекательна - поднимите свет выше, чтобы ее исправить. При правильной постановке, свет отражается от щеки и создает блик в глазу. Именно так освещал своих моделей Рембрандт, используя свечу или верхнее окно.

У вас должен был возникнуть вопрос, с какой стороны снимать модель: подсвеченной или затемненной? Стандартным вариантом является short lighting, съемка с теневой стороны. Она более драматична и сужает лицо. Узкое освещение отлично подходит для крупного плана и эмоционального образа. Передвигая рисующий свет в диапазоне примерно 45-80° от плоскости лица модели (от “почти сбоку модели” до “между моделью и фотографом”), вы получаете разную форму и плотность тени на фотографируемой части лица, тем самым увеличивая или ослабляя драматизм изображения. Съемка с подсвеченной стороны - broad lighting - подходит для лиц без следов опыта и эмоций, в том числе для съемки подростков. Драматизм не создать на пустом месте.

Здесь вы могли возмутиться: ведь Рембрандт сам использовал широкий свет для своих портретов, обращая к зрителю освещенную сторону лица. Разница в том, что художнику доступен целый ряд приемов создания драматического эффекта. Это и резкие линии носа, ведущие к глазу, вкупе с мягкими, не привлекающими внимания, линиями скул; и тончайшие детали контраста, оттенков и толщины мазков. Рембрандт был зачастую свободен от требования комплиментарности: он передавал эмоции, а не красивость. Не было у него и типичного для современных изображений требования узкого лица как идеала красоты. Фотограф лишен этих инструментов и обременен этими обязанностями. Широкое освещение в фотографии больше напоминает классический портрет, но почти лишено его драматизма. Характерно, что на автопортретах Рембрандт склонен к узкому освещению.

Широкое освещение не подходит для высокого контраста, драматического затемнения и плотных теней. Оно дает привлекательную, но мягкую и простую картинку.

Широкая часть лица всегда кажется ярче, чем узкая, потому что у нее больше отражающая поверхность. Снимая в broad lighting, не делайте широкую сторону слишком яркой. Освещайте меньше, чем хотелось бы.

В рембрандтовской схеме, модель можно фотографировать и анфас. Обычно же, модель поворачивается немного к свету в схеме узкого освещения, а в схеме широкого - отворачивается от света.

При использовании одного источника света, тени получатся очень плотными. Это нормально для драматического изображения, но может оказаться излишним для более нейтрального портрета. Поэтому добавляем заполняющий свет. Ставим его почти прямо перед моделью, чуть сдвинув в сторону, противоположную рисующему свету. Заполняющий и рисующий свет должны пересекаться приблизительно под углом 90-120°. Заполняющий свет выставляем слабее рисующего. Насколько слабее - зависит от пожеланий фотографа к плотности тени, но обычно очень слабый. Часто мощность вспышки оказывается излишней, как ни отдаляй свет от модели, и вместо света нужно использовать отражатель. При съемке в широком освещении, заполняющий свет может быть сильнее рисующего: расположенный почти спереди заполняющий мягко освещает лицо, не создавая теней, а от рисующего остается лишь слабая тень. Такое изображение лишено рембрандтовского драматизма, но приятно глазу и подходит даже для гламура.

Обычно, лицо остается наиболее ярко освещенной частью портрета. Дело не в том, можно ли разглядеть лицо, а в том, что взгляд тянется к самым ярким участкам изображения - и тянуться он должен к лицу. Однако попробуйте положить его на грудь или кисти рук. Вы поймете, почему так делал Тициан, но не стоит делать вам: хорошо выделять руки, когда они более выразительны, чем лицо. Но если вы научитесь ставить кисть подобно тому, как это делал Тициан, то освещайте лицо заполняющим светом. Исключение: портреты стариков и тружеников; их руки бывают выразительны даже без позирования кистей.

Нередко рекомендуют отдельные вспышки для волос сверху и для контрового света на модель сзади. Такое освещение плохо для художественного портрета, лишает его естественности мотивированного освещения. Отрывать модель от фона следует светом, направленным на фон и отражаемым от него. Волосы достаточно освещаются рисующим светом при его правильном расположении вверху модели.

Контраст увеличивает зрительный вес. Модель в темной одежде покажется тяжелой на светлом фоне. Типична обратная ситуация: светлая, ярко освещенная модель на темном студийном фоне. В классической живописи, это не было проблемой, поскольку худощавая стройность еще не стала стандартом красоты. Яркое освещение живота модели, когда она находится на темном фоне, визуально добавит ей несколько килограммов. С положительной стороны, яркая модель на темном фоне выглядит динамичной, выступает вперед.

Рембрандтовское освещение

Rembrandt lighting - освещение которое названо в честь великого живописца, часто использующего его в своих работах - портретах. Суть этого метода заключается в том, что на затененной щеке вашей модели необходимо создать перевернутый треугольник света. Это освещение сильно украшает лицо, и необходимо если у модели высокие скулы. Такой метод часто использовался в создании голливудских портретов. При этом нужно следить, чтобы блики появились в обоих глазах.

Рембрандтовский свет хорошо использовать снимая портреты людей с полным или круглым лицом, но считается неподходящим выбором при съемки узких лиц моделей. Многие фотографы «старой школы» считают, что рембрандтовское освещение подходит только для съемки мужских лиц, заявляя пи этом, что его нельзя применять к личикам женщин. Но известно, что сам Рембрандт рисовал портреты женщин, применяя это освещение, поэтому такие заявления нужно расценивать как рекомендацию, а не правило.

Этот вид света является одним из 5 главных схем освещения, которые используются в студии при портретной фотосъемке. Остальные четыре схемы это: широкий свет, разделенный свет, узкий свет, и «бабочка». Рембрандтовское освещение составляется из двух составных: освещения одной половины лица и создание треугольника света на другой стороне лица модели. Тень создаваемая треугольником должна быть не шире глаза и длиннее носа. От схемы «короткого света», схема «рембрандтовский свет» отличается только наличием этого треугольника. Он так и называется - треугольник Рембрандта.

Порядок установки освещения:

В своей начальной вариации схема будет выглядеть так: один источник света нужно расположить под углом 45 градусов по отношению к модели, чуть выше чем уровень глаз, что бы осветить сторону лица, более удаленную от камеры. Рисующий (основной) свет дополняют либо отражателем, или же вторым источником света. Его тоже размещают под углом 45 градусов, но к стороне лица, что буде в тени. Второй источник устанавливают в половину слабее от основного света. Это нужно, чтобы поднять тень на затемненной стороне лица.

Рембрандтовский свет - эффективная и простая схема освещения. Легкая в применении, эта схема хорошо подходит для съемки многих типов человеческих лица. Чтобы попробовать использовать этот метод необходимо иметь рассеянную вспышку и отражатель, можно самодельный.

Приветствую читателей! В этом выпуске я хочу рассказать о схеме света, которую я часто использую в своих съемках.
Эту схему называют «Рембрандтовский свет». Описание «Рембрандтовского света» мы можем встретить в интернете. Я хочу рассказать об этой схеме со своей точки зрения, показать ее плюсы и минусы, провести параллели между живописью и фотографией.

Немного истории. Рембрандт Ван Рейн (1606–1669), как мы знаем, великий и непревзойденный мастер светописи. Он был последователем Караваджо Микеланджело (1573–1610). Караваджо писал свои полотна на чердаке, где было одно единственное маленькое круглое окошко под самой крышей, откуда и поступал дневной свет. Это окно называлось «Бычий глаз». Вот именно под этот поток света Караваджо ставил своих моделей. По сути «бычий глаз» - прототип жесткого источника света.
Иллюстрации:
1. Караваджо. Давид и Голиаф.
2. Караваджо. Мадонна со змеей
3. Рембрандт. Флора
4. Рембрандт. Даная.



Но почему именно Рембрандт - мастер светописи? Изучая иллюстрации и живописные полотна можно увидеть, что теневая сторона на работах Рембрандта более прозрачна и читаема, детали и текстуры узнаваемы. В этом его мастерство - детальная прорисовка как света, так и теней.
У Караваджо - тень более глубокая, уходящая порой в черный цвет.

Итак, рисующий свет падает на объект под углом в 45 градусов, камера находится относительно источника света тоже под углом в 45 градусов (я не считаю, что надо строго придерживаться этого угла, лица и образы имеют разные формы, поэтому небольшие отклонения допустимы).

Рефлектор». Именно при таком расположении рисующего источника, предмет расскажет о своей форме и объеме максимально. Это произойдет потому, что мы сможем «остро» проследить за светотенью. Пример показан на самом простом предмете-шаре.


Но просто используя один рисующий свет, мы можем потерять текстуру в тенях! Чтобы этого не произошло (для того, чтобы приблизится к свету Рембрандта) - необходимо ставить заполняющий свет, подсвечивая теневую сторону. Для этого используем софт-бокс или отражатель, который
направляем на теневую сторону объекта.


Если на место рефлектора поставить мягкий свет - переход из света в тень будет более рассеянным.
Опираясь на схему «Рембрандтовский свет» - Вы можете создавать интересные художественные фотографии. Меняйте расположение источников, добавляйте контровый свет - изучайте полученное изображение.
Очень хорошо начинать учиться ставить свет именно с этой схемы. Она с одной стороны проста и понимаема, с другой стороны требует внимательности в настройках и параметрах света. Модель, позируя в таком свете должна понимать задачи, которые ставит перед ней фотограф.

Тема сегодняшней беседы одна из самых известных и в тоже время одна из самых противоречивых. Многие про это слышали, много про это написано но очень мало реально правильного. Давайте же попробуем в этом разобраться.
И так, сегодня мы поговорим про Рембрандтовский треугольник. Так же его называют Рембрандтовский свет. М первое и второе считаю правильным, если автор точно знает что делает, как и зачем.

Но давайте по порядку. Своё название данная световая схема взяла от прекрасного художника Рембрандта. Эту схему он часто использовал в своих работах, но так же, сразу скажу, что не только он. Это классическая схема светотеневого рисунка и её использовали очень многие художники и до него и после. Но не будем уходить в историю.
Выглядит световая схема как прострел света через переносицу модели на теневую сторону лица. Так как любой треугольник имеет три стороны, то за формирование сторон треугольника в данном случае отвечают переносица, надбровная дуга и щека. В принципе и всё. Но.


Как всегда есть но и даже не одно. Есть несколько моментов при построении, на которые следует обратить внимание. Как Вы уже поняли, я не рисую где именно, относительно модели стоит свет, на каком расстоянии и на какой высоте. Всё очень индивидуально и зависит от многих показателей, от роста и позы модели до насадки на источнике света.
Свет ставится сбоку от модели так, что бы тень от носа, двигаясь по носогубной складке, соприкоснулась с тенью на щеке. Мы построили набросок, теперь его стоит корректировать под модель, а мы помним, что все лица у моделей разные, а значит к каждой, обязательно, будет отдельный подход. Для начала нам нужно расположить получившийся треугольник на лице. Верхняя сторона треугольника должна начинаться от верхнего века. За это у нас отвечает высота источника света, опуская или поднимая его, мы будем перемещать треугольник по вертикали. Так же для ориентира нам очень поможет блик в глазу. Если его не видно, то треугольник слишком низко. Но, опять же, всё зависит от лица модели и бывают случаи, когда треугольник расположен правильно а блика не видно.


Следующий шаг, это добиться максимальной ширины и выразительности треугольника, за это у нас отвечает заведение источника света немножко за модель или выдвижение ближе к фотографу. Тут нужно обращать внимание на тени, от носа и тень на щеке не должна размыкаться. Так же тень от носа не должна собой закрыть блик.
В принципе мы получили тот самый Рембрандтовский треугольник, но опять же НО. Мы все очень любим, когда световая схема на модели выглядит как нарисованная. С чёткими гранями, как по линейке выполненная. Но опять же, за формирование данной световой схемы отвечает три составляющих. Надбровная дуга, а значит, мы сразу должны брать в расчёт, на сколько глубоко посажены у модели глаза, а это в сою очередь будет отвечать за длину треугольника. Переносица, а значит, форма второй грани треугольника не всегда будет идеальная. Ну и третье, это щека, рельеф лица, а он, поверьте, очень может быть разный. В совокупи форма носа и щеки будет отвечать за его ширину. И получается, что при всей простоте данной световой схемы, идеально она получается у небольшого процента моделей. Он может быть узеньким и длинным, коротким и широким, может быть даже световым пятном практически бесформенным. В данном случае, треугольник на модели это как отпечаток пальца, очень индивидуален.

Но признаюсь, это очень выразительная световая схема и она стоит того, что бы пробовать и экспериментировать. Не даром огромное количество Голливудских портретов, на которые мы смотрим с восторгом, основаны на этом световом рисунке. Студенты на моих курсах отдают этой схеме по несколько занятий и потом постоянно используют её в своём творчестве.
Конечно же я не всё рассказал про неё, конечно же есть много тонкостей и нюансов на которые стоит обратить внимание, но и этого базового знания вполне хватит, что бы сделать прекрасный портрет и вообще понять специфику построения данного светотеневого рисунка.

За перепосты заранее огромное спасибо))))

В классической портретной фотографии есть несколько основополагающих принципов освещения, которые необходимо знать и контролировать в процессе съемки и понимать, какой из них применить для того, чтобы передать на портрете нужное настроение, правильный образ или наиболее лестно представить модель.

Стоит запомнить эти правила для того, чтобы легко им следовать, а главное — знать когда и как их можно нарушить. Изучите эти 6 правил — они станут вашими вехами на пути к большой портретной фотографии. И не забывайте, что лучшее обучение — перемежать теорию с практикой.

Что такое режимы освещения в портретной фотографии? Можно сказать, что это игра света и тени, которая может изменять восприятие и форму лица. Если говорить простым языком, какой формы тень будет лежать на лице, зависит от способа освещения. Существует четыре самых распространенных основы для освещения человека:

    • боковое освещение;
    • классическое освещение;
    • рембрандтовское освещение;
    • бабочка.

К основным 4 видам стоит добавить два дополнительных способа, которые являются больше элементами стиля и могут быть использованы одновременно с базовыми режимами освещения в портрете: это широкое и узкое освещение.
Давайте рассмотрим каждый тип освещения в отдельности.

1. Боковое освещение (Split Lighting)


При данном режиме свет «разбивает» лицо на две равные половинки, одна из которых находится на свету, а вторая в тени. Такой тип освещения больше подходит для мужчин, его часто используют при съемке портретов музыкантов или художников, потому что придает драматизма портрету. Не существует жестких правил для применения того или иного типа освещения, есть только рекомендации, основанные на среднем восприятии. Необходимо знать подобные правила, чтобы можно было их использовать в качестве основной отправной точки.

Чтобы достичь подобного эффекта, следует поставить на 90 градусов слева или справа от предмета, и, возможно, даже немного позади головы. Место расположения света по отношению к субъекту зависит от формы лица человека. Посмотрите, как свет падает на лицо и подстройтесь соответствующим образом. Свет с теневой стороны должен попадать только на глаза и формировать лицо таким образом, чтобы четко посредине проходила свето-теневая граница. Если, вращаясь вокруг лица человека, вы видите, что свет падает больше на щеку, вполне возможно, что просто модель не подходит для этой схемы, в которой должно быть идеальное разбиение светом.

ПРИМЕЧАНИЕ. Имейте ввиду, что для поддержания целостной картины освещения ваш источник света должен перемещаться в зависимости от того будет ли двигаться модель. Делаете ли вы фронтальный снимок, фотографируете ¾ лица или даже профиль, свет должен «следовать схеме». Если модель просто повернет голову, изменится вся картина в целом. Вы должны регулировать освещение, перемещая источник или слегка разворачивая в нужном направлении модель.

Что такое блик и зачем он нужен?


Обращайте внимание на отражение фактического источника света в глазах модели. Блики выглядят белыми пятнышками в глазах ребенка на фотографии выше. Если приглядеться, можно увидеть контуры приборов, которые были использованы при съемке портрета.

Например, на фото видно яркое пятно шестиугольника с темным центром. Это свет, который был использован, -

Такой эффект называется бликом. Без блика глаза модели становятся темными и выглядят маловыразительно. При съемке убедитесь, что по крайней мере в одном глазу блики отражаются в полной мере. Обратите внимание, что блик также слегка изменяет цвет радужной оболочки и яркость глаз в целом, что усиливает ощущение жизненности и придает блеск глазам.

2. Классическое освещение (Loop Lighting)


Классическим считается такое освещение, которое создает небольшую тень от носа на щеках, при этом образуется свето-теневая петля. Чтобы получить подобное, необходимо расположить немного выше уровня глаз, и примерно под углом в 30-45 градусов от камеры (зависит от человека, вы должны учиться читать лица людей).

Посмотрите на это изображение и обратите внимание на то, как падают тени. Слева и справа можно увидеть небольшие тени возле носа. Их всегда оставляют, следите только за тем, чтобы тень была слегка направлена вниз. Для этого располагайте источник света не слишком высоко, так как это может привести к образованию нежелательных теней на лице и потере бликов в глазах моделей.

Классическое освещение считается самой популярной моделью освещения при портретной съемке, потому что создаваемый рисунок света и теней является наилучшим и подчеркивает достоинства большинства людей.

На схеме черным фоном обозначена полоса деревьев, которая находится за парой, солнце при этом прячется за зеленью. С помощью попало достаточно освещения на лица. Если слегка изменять его положение, можно подобрать различные варианты освещения.

При классическом способе освещения устанавливается под углом в 30-45 град. от камеры и чуть выше уровня глаз моделей. За этим необходимо следить для того, чтобы свето-теневая петля не касалась носогубной складки. Среди новичков распространена такая ошибка, когда отражатель размещается слишком низко, сильно освещая нижнюю часть лица, из-за этого создается нелестный рисунок для портретируемого.

3. Рембрандтовское освещение (Rembrandt lighting)

Освещение носит имя знаменитого художника потому, что Рембрандт часто использовал такой рисунок света в своих картинах. Например, в данном автопортрете.

Освещение Рембрандт отождествляется с треугольником света на щеке. В отличие от петли освещения, где не следует трогать тени носа и щек, в Рембрандт освещении нужно получить только маленький треугольник света в середине щеки. При создании надлежащих теней следите, чтобы на глаз в теневой стороне портрета падало достаточно света, иначе он будет выглядеть безжизненным. Освещение Рембрандт считается драматичным, так как из-за «раскола» в светотенях создается особое настроение у портрета, которое может способствовать трагичному выражению лица.

Чтобы создать Рембрандт освещение, необходимо развернуть модель немного в сторону от света. Источник должен располагаться выше головы человека, чтобы тень от носа падала вниз по направлению к щеке.

Не все лица подходят для подобной схемы. Если у модели высокие или заметно выделяющиеся скулы, Рембрандт освещение может дать интересные результаты. Небольшой нос и плоская переносица заметно усложнит работу фотографа и вряд ли удастся достичь нужного эффекта. Использование той или иной схемы освещения зависит только от модели, которую снимают и от того настроения, которое фотограф хочет передать в снимке.

Если вы будете использовать свет от окна, которое расположено ближе к полу, вы можете закрыть его нижнюю часть, чтобы попытаться получить освещение типа Рембрандт.

4. Эффект бабочки (Butterfly Lighting)


Подобное освещение недаром метко названо «бабочкой» или «баттерфляй». Очертаниями светотеней оно напоминает форму бабочки, потому что создает под носом у модели такие тени, которые напоминают крылья. Основной источник света располагают повыше и непосредственно за камерой. Данную схему часто используют для съемки в стиле гламур, а также она является оптимальной, когда вы фотографируете пожилых людей, так как меньше акцентирует внимание на морщинах.

Схема «эффект бабочки» создается при наличии источника света за камерой и чуть выше глаз объекта съемки. В качестве дополнительного оборудования, порой, используется светоотражатель, который размещают ниже лица модели, чтобы подсветить тени под подбородком модели. Подобная схема освещения подходит для лиц с выраженными скулами или объектов с тонкими чертами лица. Для круглого или широкого лица лучше использовать стандартную (классическую) схему освещения или даже освещение типа Рембрандт.
Схема сложна для воспроизведения, если в наличии имеется только лайт-диск — тогда с ней трудно будет справиться без ассистента.

5. Широкое освещение

Широкий способ освещения — это не отдельная схема света, а скорее стиль съемки. Любое из выше рассмотренных схем света может сниматься с помощью широкого или узкого способа освещения.

Широким называется такой вариант, когда лицо объекта слегка развернуто от центра и на большую его часть падает свет. Теневая сторона, соответственно, будет меньшей.
Широкое освещение иногда используется при съемке портретов в высоком ключе. Такой тип освещения зрительно слегка расширяет лицо (отсюда название). Лучше использовать для тех, у кого очень узкий овал лица, тонкие заостренные черты. Большинство людей хотят выглядеть на портретах стройнее, поэтому следует внимательно относиться к данной схеме, когда фотографируете круглолицых. Проще говоря, широкое освещение делает акцент на большую часть лица.

Для создания широкого освещения модель следует развернуть от источника света. Обратите внимание, что со стороны лица, которое находится ближе к камере, свет именно такой, который формирует правильные тени на дальней от фотокамеры части лица модели.

6. Узкое освещение


Данный способ является противоположным широкому освещению. Как можно рассмотреть на примере, модель необходимо располагать таким образом, чтобы большая часть лица находилась в тени. Такой прием чаще всего используют при съемке портретов в низком ключе. Лица при этом становятся более скульптурно очерченными, что придает изображению объем. Это очень лестный способ освещения для большинства людей.

Лицо развернуто к источнику света. Обратите внимание, что часть лица, которая отвернута от камеры, также имеет очень значимые тени. Узкое освещение показывает зрителю рисунок теней, который необходимо контролировать.

Собираем все вместе

Как только вы научитесь распознавать и воспроизводить каждую из различных моделей освещения, вы поймете как и когда их следует применять. Свет и тень — очень важный инструмент фотографа при съемке портрета. Изучая лица людей, практикуясь, вы разберетесь, какие световые схемы будут лучше для того или иного типа лица и передачи определенного настроения, найдете свой неповторимый стиль.

Кто-то с очень круглым лицом, наверняка, захочет казаться стройнее и будет рад, если портрет подчеркнет утонченность лица. Вы сможете использовать правильную схему, если перед вами будет стоять задача снять гнев или сделать групповую фотографию. Когда вы научитесь читать и распознавать образы, освоите качество света, сможете управлять правильным положением источников света и знать соотношения и пропорции, вы будете совершенно подготовлены к профессиональной работе.

Научиться управлять светом гораздо легче, если источник можно передвигать. Но те же правила освещения работают, когда основным источником света является Солнце или окно. Потренировавшись со , вы начнете непроизвольно применять правила работы и с естественным освещением и легко, единственное отличие — не источник будете крутить вокруг модели, а модель разворачивать так, чтобы получить нужное вам освещение. Вам придется двигать модель или изменять положение камеры, чтобы менять направление света и с помощью теней создавать необходимый по задумке рисунок, но как показывает практика — оно того стоит!

Просмотров